От Иван
К Иван  
Дата 04.05.2000 04:46:21
Рубрики Прочее;

"ОДИН ЗА ВСЕХ"  Интервью К.Кинчева журналу ИNАЧЕ

Главный редактор журнала ИNАЧЕ Вадим Штепа беседует с лидером культовой группы АЛИСА Константином Кинчевым, который

ОДИН ЗА ВСЕХ

 
 
ВШ - Костя, твое творчество последних лет я бы назвал "духовным реализмом" — ты работаешь с очень высокими христианскими символами и энергиями, чувствуется, что они внутренне пережиты, освоены тобой, а не взяты как нечто отвлеченно-формальное. Наверное, ты ощущаешь довольно резкий контраст с тем, что делают сейчас в музыке многие твои "коллеги"?
 
 
КК — Прежде всего, я не хотел бы никого осуждать — у каждого собственный путь, и если кому-то нравится сочинять какие-то попсовые мотивчики — то это его святое право. Господь всех одинаково наделил свободой, но как ею пользоваться — дело каждого. Меня больше тревожит и интересует не внешнее положение дел в нашей музыке, а то, что творится в моем сердце — я в этом и разбираюсь по мере сил и об этом пою. Хотя есть четкое ощущение того, что когда я встал на тот путь, по которому сейчас иду, "весь мир пошел на меня войной", как Цой точно спел. 
 
 
ВШ — Почему, по-твоему, то романтико-героическое мироощущение, которое прививала поколению наша знаменитая стадионная "рок-революция" конца 80-х, сейчас куда-то испарилось, не став постоянным фактором культурной жизни? Рок снова уходит в подвалы (только называемые клубами), новых культовых групп не появляется... 
 
 
КК — Сейчас тоже есть культовые группы — МУМИЙ ТРОЛЛЬ например.
 
 
ВШ — По-моему, культовость — это явление другого порядка, чем "раскрученность". Культ — это когда фаны считают лидера группы "богом", "пророком", "шаманом". Про Лагутенко (пока во всяком случае) такого что-то не говорят...
 
 
КК — Ну и я бы тоже не хотел, чтобы меня каким-то "богом" называли. Наверное, у каждого времени свои идеалы, хотя число наших фанов вроде не сокращается. Многие давно слушают АЛИСУ и нормально воспринимают наши стилевые изменения от альбома к альбому. Если именно через нашу музыку им удалось "подключиться" к вечному и светлому — то я этому только рад!
 
 
ВШ — Знаешь, у меня есть некий концепт как раз насчет разных времен в русской культуре. Золотой век — это была эпоха от "Слова о Законе и Благодати" митрополита Илариона до Пушкина и Достоевского. Потом — всем известный поэтический Серебряный. Бронзовый век — это эпоха русского рока, провозглашенное Башлачевым "время колокольчиков". А сегодня мы докатились до Железного (не зря компьютеры на сленге называются "железом") — это эпоха техно, рейва, ночных танцполов и т.д. Только этой сменой эпох, по-моему, и можно объяснить нарастающий интерес наших рокеров к техно-эстетике. Я имею в виду твою "Геополитику", опыты Гребенщикова с DEADУШКАМИ, сборник ремиксов АГАТЫ КРИСТИ "Heroin 0" и т.д. Что это — попытка освоить новую технологию или она сама вас постепенно "поглощает"?
 
 
КК — Ну меня она не "поглощает", АЛИСА остается АЛИСОЙ, а "Геополитика" — всего лишь мой эксперимент с Рикошетом. Новые технологии, конечно, надо осваивать, но становиться их заложником, полностью переключаться на них у меня желания нет. Для кого-то это образ жизни, но для меня — просто игрушки. 
 
 
ВШ — А откуда это название — "Геополитика"? Это слово с подачи Александра Дугина стало ныне невероятно модным. Ты что, разделяешь его мифологию деления мира на "евразийцев" и "атлантистов"?
 
 
КК — Да, название именно оттуда. Конечно, эту дугинскую теорию я не разделяю, но читать его временами забавно. 
 
 
ВШ — Кстати, Пелевин в последнем романе очень остроумно прошелся по субъектам, загруженным геополитическими теориями — мол, вся эта наука рождается в тех мозгах, где происходит неснимаемый конфликт между правым и левым полушариями...
 
 
КК — Бесспорно! Хотя я Пелевина не читал, но тут с ним полностью согласен. Слишком уж много его хвалят. А вообще как-то последнее время я отошел от светской литературы. Читаю больше жития святых и старцев — вот где потрясающая духовная энергия!
 
 
ВШ — А все-таки нет ли у тебя чувства определенного несоответствия между высокими истинами Православия и нынешней земной церковной иерархией, когда эти истины подменяются занудным морализмом и внешним благочестием? Ведь Православие — это прежде всего снискание Благодати, а не иудейское "законничество"... Вот недавно одно братство открыло сайт "Православная АЛИСА" — но слишком уж там, на мой взгляд, все пресно и сведено к банальным нравоучениям. Это их уровень и боюсь, что они не смогут как-то адекватно, широко понять твое творчество. 
 
 
КК — Я думаю, они работают в правильном направлении, по своей мере таланта, которую дал им Господь, пытаются истолковать наши песни. Главное — они делают это искренне и честно.
 
 
ВШ — Но ведь как раз в этой среде и принято называть вообще весь рок чем-то "сатанинским" — хотя ни в каких альбомах АЛИСЫ — даже в "языческом" "Шабаше" или "Черной метке", по-моему, вовсе нет никакого "сатанизма". Просто честный рассказ о своем духовном пути, который никогда не легок и всегда тернист...
 
 
КК — Да, это клише о роке как о чем-то "сатанинском", к сожалению, очень крепко и его довольно трудно преодолеть. Я своими песнями по мере сил пытаюсь развеивать это заблуждение. 
 
 
ВШ — Калугин тоже пытается...
 
 
КК — И честь ему и хвала за это! Я послушал его диск "Nigredo" — действительно замечательная музыка и поэзия.
 
 
ВШ — А может быть, поэты гораздо острее и тоньше чувствуют духовную реальность, чем религиозные деятели? Помнишь, в нашей давней беседе для "Литературки" (она, к сожалению опубликована там в сокращении) ты приводил пример поэтической "дуэли" Пушкина с митрополитом Филаретом, который в стихотворной форме указал на некоторые пушкинские духовные заблуждения. Стихотворение конечно талантливое, но в истории русской поэзии остался все-таки Пушкин, а не Филарет. Поэтов Серебряного века тоже не назвать такими уж "благочестивыми христианами", однако им (Блоку, Гумилеву, Волошину, Есенину...) никак не откажешь в глубине духовных интуиций. А современные священники, на мой взгляд, слишком уж озабочены "правильностью", а не талантом.
 
 
КК — Ты пытаешься меня подвести к какому-то осуждению — а я не хочу этого. Все зависит от того, какой поэт и какой священник, обобщать здесь неуместно. Например, Вознесенский тоже может считать себя "великим поэтом" и думать, что не нуждается ни в каком духовном окормлении, но это его личное дело. Я же говорю о традиции старчества — это и есть истинный свет Православия, и точка зрения старцев для меня очень важна, даже решающа. И если наша церковная иерархия, да и вообще все православные миряне будут испытывать на себе их духовное влияние, ценить его, многих проблем, о которых ты говоришь, удастся избежать.
 
 
ВШ — В интервью газете "Завтра" ты сказал, что Солнце для тебя — это поэтический символ Христа. Что же такое с этой точки зрения Солнцеворот?
 
 
КК — В православной традиции вращающийся крест, свастика — это символ Святого Духа, левосторонняя — Его снискания, правосторонняя — Его исхождения. Понятно, конечно, что этот символ исторически очень пострадал от его использования нацистами, но это не значит, что его нужно им теперь отдать. Наоборот, его нужно очистить и вернуть ему христианский, священный смысл.
 
 
ВШ — Интересно, что в нашем роке есть своего рода противостояние "солнечных" и "лунных" культов. На мой взгляд, именно по такой солнечной тематике творчества твоим духовным братом был Цой. Ты и сейчас поешь его "Спокойную ночь", а БекХан, которого называют чуть ли не "новой инкарнацией" Цоя, — твою "Печаль". То есть определенное духовное родство с цоевским, скажем так, направлением у тебя очевидно.
 
 
КК — Наверное, это так и есть. Мы с Виктором в последний период его жизни были довольно дружны, играли на одном поле. Что же до БекХана, то как к БекХану отношусь к нему замечательно, но все эти разговоры о "новых инкарнациях" и "втором КИНО" не хочу даже комментировать.
 
 
ВШ — А вот очевидный "лунный" культ русского рока — это Борис Борисович Гребенщиков. У меня такое ощущение, что вы с ним духовные антиподы — начиная еще с давней поэтической "дуэли" между вами, когда ты посвятил ему песню "Мы держим путь в сторону леса", а он ответил как бы свысока, как некий "гуру"...
 
 
КК — Гребенщиков блуждает внутри себя и дай Бог ему не потеряться! Я не хочу никакого духовного противостояния с ним, но вот например его "Древнерусскую тоску" считаю просто кощунством. Здесь он уподобляется всевозможным юмористам и сатирикам определенной национальности, которые все только осмеивают, но ничего не созидают. Это такой дурно понятый постмодернизм. 
 
 
ВШ — По-твоему, у него нет боли за происходящее?
 
 
КК — Не берусь судить, но в этих последних вещах я ее не чувствую. Вот у Шевчука есть, его альбом "Мир номер ноль" просто великолепен. А у Гребенщикова все больше стеб ради стеба, а это мелко и скучно. Хотя конечно, есть у него и замечательные вещи, например, "Мается", вообще я считаю "Навигатор" лучшим его альбомом.
 
 
ВШ — А Егора Летова, еще одного нашего культового музыканта, считаешь ли ты его своим конкурентом? Ведь фаны у вас приблизительно одного возраста, довольно похожи, да и он тоже написал свой "Солнцеворот".
 
 
КК — Нет, я его своим конкурентом не считаю и надеюсь, что тонкий и глубокий поэт Егор Летов не будет "приватизировать" слово "солнцеворот". У нас все-таки разный стиль и наверное наши солнцевороты закручены в разные стороны. У него, по-моему, символ Духа исходящего, работа с какими-то массовыми, социальными, политическими делами, а у меня — попытка лично снискать этот Дух. Начинать все нужно с себя и поэтому мне интереснее обращаться к личностям, а не к массам.
 
 
ВШ — А как ты относишься к Роману Неумоеву, лидеру ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ, которого считают второй величиной "сибирского рок-андеграунда"? Мне кажется, после периода своей жизни в православном монастыре он сейчас очень близок тебе мировоззренчески.  
 
 
КК — К сожалению, я не очень знаком с его творчеством. Но если он своим путем пришел к Православию, это замечательно, я же не настаиваю на том, что есть только одна, такая как у меня, дорога.
 
 
ВШ — Интересно, что в русском роке есть своя "сакральная география", такое странное триединство и в то же время некоторое соперничество довольно разных центров: это, конечно, Питер — с АЛИСОЙ, АКВАРИУМОМ, КИНО; Свердловск, откуда вышли НАУТИЛУС, ЧАЙФ, АГАТА КРИСТИ; и Сибирь, породившая всю "летовскую школу", КАЛИНОВ МОСТ и тот же МУМИЙ ТРОЛЛЬ. Только в Москве, похоже, так не возникло ни одной по-настоящему культовой команды со своим уникальным стилем...
 
 
КК — Да, Москва породила лишь клоунов от рока — талантливых и не очень. Но не героев.
 
 
ВШ — Лет десять назад ты пел "Солнце встает!" и вообще источал такой несгибаемый оптимизм, а сейчас интонация твоя совсем иная: 
 
А мы все молчим, да все не можем понять,
 
Как случилось так, что всех нас взяли врасплох.
 
Мы же знали жизнь, мы могли ей играть,
 
А теперь бредем за повелителем блох. 
 
Может быть вся эта "перестройка" и "реформы" 90-х годов были просто не слишком удачной "репетицией" Восхода и духовное Солнце над Россией так пока и не взошло?
 
 
 
КК — Духовное Солнце над Россией взошло 1000 лет назад, благодаря Святому Владимиру. И с тех пор это Солнце не угасало, как бы ни пытались его закрыть всевозможными тучами, дождями, мраком. В начале 90-х действительно была надежда на какое-то социальное освобождение, казалось, что с падением этого навязанного нам в 1917 году режима повержен и наш духовный враг. Но эта иллюзия быстро рассеялась — оказалось, что сатана более казуистичен и хитер, и в 90-е годы к власти опять пришли те же люди, что и в 1917, только в новых обличьях и так ни в чем и не покаявшись. Читая Нилуса, это осознаешь очень остро. 
 
 
ВШ — Все наши знаменитые рокеры — ты, Шевчук, Ревякин часто выезжаете из столиц за творческим вдохновением в леса, деревни, наверное там лучше пишется. И ты сейчас поешь: "Огни лукавых столиц ворожат беспечные души". В этом есть даже что-то старообрядческое — тема побега из Вавилона. Нет ли у тебя чувства, что если что-то и прорастет действительно новое в русской культуре, то оно придет не из "лукавых столиц", а именно из глубинной России? 
 
 
КК — Да все новое прорастает постоянно и везде, надо только уметь его видеть! У меня стойкая уверенность, что этот поток "прорастающих", созидающих, талантливых людей не прерывался ни на минуту. Другое дело, что Небесные Врата узки, а поскольку человек слаб и ему дана полная свобода, к этим Вратам ему бывает очень сложно прийти. Конечно, в сравнительном — по отношению к столицам — покое глубинной России гораздо легче сохранить в себе человеческое и не приобрести звериное, здесь может быть лучше приходит творческое вдохновение, но я бы не стал так уж идеализировать нашу провинцию — ведь это сивое деревенское пьянство тоже уже что-то звериное. Все в конечном итоге зависит от самой личности, а не от ее временного местожительства на этой земле.
 
 
ВШ — Давай разберем еще один вопрос — о котором сейчас так много шума. Еще несколько лет назад на выборах можно было поддерживать ту или иную политическую силу, еще было ощущение борьбы идей, порой интересной. Глядя же на сегодняшнюю предвыборную лихорадку, не видишь ничего, кроме нарастающего потока грязи, в котором политики и журналисты старательно купают страну. Рвущиеся в Думу все без исключения уже производят отталкивающее впечатление. Как в этой ситуации ты оцениваешь идею тюменско-московского поэта Алексея Михайлова, предложившего создать Партию Вольных Рокеров и выдвинуть собственного кандидата в президенты? Ведь наши культовые музыканты и миллионы их фанов — это огромная сила, и причем сила живая, идеалистически настроенная в отличие от т.н. "политической элиты". 
 
 
КК — Ну и зачем им уподобляться, создавая какую-то партию? Ведь не успеешь оглянуться, как сам начнешь собирать компромат на соперников и утонешь в этой грязи. Увы, у нас так прописаны все эти политические законы, прописаны лукавым, так что если хочешь в эти игры играть — забудь о том, что ты был когда-то "вольным рокером".
 
 
ВШ — Ну я думаю, что если бы ты баллотировался в президенты, ты бы собрал куда больше голосов, чем иные политики... Я среди миллионов давних поклонников АЛИСЫ голосовал бы за тебя с радостью. Может быть, это единственный небанальный шанс исправить ту ситуацию, когда за власть над нами соревнуются все эти неотличимые друг от друга, те же самые "товарищи в кабинетах"...
 
 
КК — Ага — и шанс получить немеряно грязи на мою седую голову. И сумасшедший дом мне припомнят, и наркоманию и все такое. Я — непроходящий элемент для любой властной структуры, начиная с самых низов. Я жил очень открыто и настолько запятнан... Мне вообще политическая власть не нужна и неинтересна. 
 
 
ВШ — Тогда наверное надо голосовать против всех...
 
 
КК — Да, и тут есть одна забавная фишка — если число голосов, поданных "против всех", превысит число проголосовавших за "победителя", выборы считаются недействительными и на следующих должны быть совсем другие участники. Но это уже опять лукавая казуистика. У меня здесь другая позиция, может быть, она покажется кому-то циничной. Я не буду отказываться участвовать в предвыборных концертах ни одной политической структуры. Я это называю "один за всех". Пусть нас приглашает кто угодно — хоть Лужков, хоть Баркашов, хоть даже Зюганов. Мы споем, рассчитаемся и до свидания. Это такой особый вид конформизма — я-то знаю, что мои песни остаются моими и они ничуть не зависят от тех или иных политиков. Ведь самое главное — на концертах будут те же самые наши фаны, я пою для них, а политики могут думать все что угодно...
 
 
ВШ — Отлично! Только вряд ли здесь удастся полностью выдержать это "мушкетерское правило" — ты, понятно, "один за всех", но вряд ли будут "все за одного"...
 
 
КК — А на этот счет я и пою в новом альбоме:
 
А если тебе не по сердцу мой путь,
 
Выбери свой или выбери с кем.
 
А мне по барабану вся эта муть,
 
Я не червонец, чтобы нравиться всем!
 
 
Петрозаводск, 14 октября 1999, День Покрова Пресвятой Богородицы и концерта АЛИСЫ