От полковник Рюмин
К All
Дата 13.05.2000 17:17:08
Рубрики Прочее;

Re: ВCХCОН что удалось найти.

 
> Считается, что ВСХСОН являлся самым значительным подпольным объединением в СССР после смерти Сталина. Молодежь — выходцы из не связанных с Церковью интеллигентских семей — читала и распространяла машинописные копии "добытых" из-за границы книг Бердяева, Федотова, Керенского, Джиласа и т.п.
 
 
В общем, в головах у них царила смесь из трудносоединяемых мистических и политических воззрений. Вероятно, многих новообращенных нельзя было до конца считать православными.
 
 
История "Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа" стала важным звеном в истории так называемого религиозного диссидентства.
 
 
Считается, что ВОСХОН был создан в 1964 году. Как раз накатила заключительная волна «хрущевских гонений». Она была особенно жестокой, фактически стоял вопрос о самом существовании церковной организации.
 
 
Руководители «тайного общества» были сторонниками ведущей роли Русского Православия в обществе —ВСХСОН возник в среде студентов и преподавателей Ленинградского университета, его особенностью была изначальная четкая христианская ориентация, деятельность организации началась с провозглашения своеобразного манифеста — "Десяти тезисов социал-христианства", составивших впоследствии основу "положительной части" программы. Союз смог просуществовать три года и к моменту своего разгрома включал, по данным следствия, 60 членов и кандидатов (фактически же, по воспоминаниям участников, около 100). Его ячейки существовали не только в Ленинграде, но и в Петрозаводске, Москве, Шяуляе, Томске, Иркутске и других городах. Возглавляли организацию выпускники ЛГУ: востоковеды И. В. Огурцов — руково-дитель, М. Ю. Садо — "начальник личного состава", литературовед Е. А. Вагин — "начальник идеологического отдела", юрист Б. А. Аверичкин — "хранитель материалов".
 
 
Союз намеревался скрытно и постепенно увеличивать количество своих членов с целью свержения коммунистической власти и построе-ния в России социально-христианского строя. Были разработаны ори-гинальная программа, устав, "наставление по конспирации". В про-грамме делалась попытка построения конкретной национальной моде-ли христианского государства с опорой на три главных принципа: хри-стианизацию политики, христианизацию экономики и христианизацию культуры. Верховным органом власти провозглашался Всероссийский Верховный Собор, в котором не менее трети мест предполагалось за-крепить за духовенством. Эта идея христианского государства продол-жала традицию русской религиозно-философской мысли Х1Х-ХХ вв. (А. Хомяков, В. Соловьев, В. Иванов, Н. Бердяев и др.). Для органи-зации были характерны военная структура и четкая иерархичность:
 
ее члены входили в «боевые группы», «отделения», «взводы». В дальней-шем планировалось создать батальоны и корпуса. Это обеспечивало поддержание высокой дисциплины и облегчало сбор членских взносов (10% от зарплаты).
 
 
Были созданы обширные библиотеки религиозной, философской, политической литературы, в том числе фонд собственных произведений. Несколько переводчиков систематически обрабатывали иностранные издания. Их размножали машинописью, фотоспособом и конспек-тированием (имелось 15 пишущих машинок и более 10 фотоаппара-тов.
 
 
В феврале 1967 г. союз был разгромлен, около 60 человек арестовано. Состоя-лось два судебных процесса: в ноябре-декабре 1967 и марте-апреле 1968 гг. Обвиняемых приговорили к различным срокам заключения — от 10 месяцев до 15 лет1. В дальнейшем их судьбы сложились по-разному: Е. Вагин умер в эмиграции, И. Огурцов и сейчас продолжает заниматься политической деятельностью, М. Садо преподает в Санкт-Петербурской Духовной Академии и т. д.
 
 
Отношение к Русской Православной Церкви у ВСХСОН не было, как у большинства других религиозных диссидентов, реакцией на по-литику руководства Московской Патриархии, на которую эта орга-низация обращала мало внимания. Оно являлось выражением того значения, которое должна была в идеале, по мнению членов союза, иметь Церковь. ВСХСОН представлял собой уникальное явление, хотя различных кружков, групп и обществ со сходными идеями, не сложив-шихся в обладавшие четкой структурой и собственной программой ор-ганизации, было немало. Так, в середине 1960-х гг. КГБ "обезвредил" молодежное религиозное общество, созданное выпускниками и студен-тами Киевского университета, состоявшее примерно из 300 человек.