|
От
|
Пётр
|
|
К
|
inkognito
|
|
Дата
|
01.06.2000 03:28:37
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (4): Как Вас понимать?
Дорогой ....! (Ваше нынешнее форумное имя вынуждает обратиться к Вам так J ) По п.2. Да, согласен (я же сказал про расширительную трактовку), всякое зло, в т.ч. и войну, можно свести к грехопадению человека. Т.е. первоначальному отступлению человека от воли Бога (нарушению первой, и тогда единственной данной человеку заповеди), что привело к нарушению человеческой природы: рассогласованию духа, души, тела, изначально объединенных в стремлении следовать Богу, и находящихся в правильном взаимоподчинении. Дальнейшие беззакония вытекают (по-моему), не определяются неизбежно, но вытекают, из этого. И в этом смысле Ваше обобщение верно. Однако, зло (т.е. отсутпление от Блага, от Бога) может иметь в человеке различные проявления (ведь мы же знаем о разных страстях, говорим о сребролюбии, чревоугодии, гордыне..., а не о зле в человеке вообще, не абстрагируемся от его конкретных проявлений). Так и в каждой войне можно, пожалуй, указать некий главенствующий мотив, да, сводимый к беззаконию вообще, и злу вообще, или к войне вообще войне зла против добра, в которую оказался вовлечен человек. Тем не менее, указание именно на этот мотив не будет неверным. Насчет гуманизма и "не убий". Как я понимаю, гуманизм состоит в признании ценности человеческой личности как ценности абсолютной. Исторически он происходит от искаженного умствованиями, секуляризацией, склонением к безбожию христианского взгляда на мир. Наверное, не открою никакого секрета, а скажу прописную для философии идею, что (с точки зрения формирования мировоззрения) именно христианство формирует признание ценности личности, человека как обладателя ценнейшего Божьего дара души. Искаженное отвержением Бога сознание, склонное к самопревозношению, дает и искаженное понимание этого тезиса абсолютной ценности личности (т.е. вне связи с Богом, вне знания о его даре человеку). И "не убий" здесь не лежит в основе вовсе, а отношение к убийству формируется в ходе решения противоречия: благо обществества, как объединения людей, и благо личности. Решается оно там, в частности, как раз чтобы обойти вопрос об убийстве, идеализацией "Робинзона", т.е. человека, живущего вне общества, и перед которым и не встает вопрос об убийстве нет объекта убийства. Не уверен, что мое суждение о "не убий" в Православии окажется совершенно верным, но, кажется, смысл в том: не делай этого ради _самого_ убийства. Здесь явное отделение мотива, о котором идет речь, от защиты отечества, защиты ближнего, например... Кроме того, в Христиансте, по сравнению с Ветхим Заветом, выполнять эту заповедь следует на более высоком уровне не только не убий действием, но и в мыслях не убий, и в желаниях не убий.