От полковник Рюмин
К All
Дата 30.06.2001 00:25:17
Рубрики Прочее;

Для Фила комментарий, чтобы не разорялся

> Просматривая интернет в поисках правил Василия Великого, я наткнулся на одну интересную статью Митрополита Минскиого и Слуцкого Филарета «Апология Экуменизма». Удивительно что митрополит ссылается на первое правило Василия Великого о чиноприеме в Церковь из раскольничьих и еретических организаций. Честно говоря я просто обалдел, на сколько превратно можно было истолковать правило Святого Василия, хотя в документе об инославии юбилейного собора МП стоят похожие формулировки толкования этого правила. Вот, как говорится, и закономерное развитие этих формулировок. Вот только одна выдержка из статьи:
 
>
 
>
 
> СОВМЕСТНЫЕ МОЛИТВЫ
 
> С ИНОСЛАВНЫМИ —
 
> НЕ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНЫ
 
>
 
> _
 
> _____Запрещение общей молитвы с еретиками под угрозой отлучения от церковного общения или извержения из сана содержится в 45-м Апостольском правиле: «Епископ, иди пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви — да будет извержен». 46-е Апостольское правило гласит: «Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным». Отцы Лаодикийского Собора в 6 правиле повелевают: «Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий». Авторитетный православный канонист епископ Никодим (Милаш) в своем толковании на 45 Апостольское правило относительно самого понятия «еретик» делает ссылку на 1 правило Василия Великого. По терминологии святого Василия Великого еретики — это те, кто расходится с Православным вероучением в основных догматах и кого он предписывает принимать в Церковь через крещение.
 
> Если следовать такому толкованию правила Василия Великого, то окажется, что еретики, с которыми воспрещается общая молитва, — это те, кого мы принимаем в Церковь через крещение. Иными словами, применительно к современной практике, — это адвентисты, иеговисты, молокане и приверженцы новейших сект, в последнее время обыкновенно называемых тоталитарными. Здесь замечу, что с ними общих молитв в практике нашей Церкви и официального экуменического движения нет и не было. Что же касается молитвенного общения с теми, кто принадлежит к Католической, Старокатолической, протестантским, нехалкидонским, старообрядческим церквам, — то, по мысли, лежащей в основе канонов, молитвенное общение с ними предосудительно в той мере, в какой оно способно породить или питать религиозный индифферентизм, или, можно добавить, вводить в соблазн верных.
 
>
 
>
 
> Сама статья здесь:
 
> http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/97/181/62aekum.htmll
 
>
 
> Комментарии?
 
 
Пожалуйста. В том же номере газеты опубликована статья с критикой этих «богословских» построений. Вот отрывок:
 
 
"...Еще одна важная цель митрополита Филарета — оправдать и узаконить практику совместных экуменических молитв с инославными еретиками.
 
Вообще само слово «еретик» ужасно пугает современных обновленцев и экуменистов. Понятно, почему — на еретиков и Священное Писание, и каноны Святых Отцов налагают столь тяжкие прещения, что ни о каком церковном общении с ними не может быть и речи. Поэтому владыка Филарет пытается всемерно запутать довольно простой и ясный вопрос о том, кого же Православная Церковь считает еретиками.
 
 
Здесь необходимо пояснить, что осуждая ересь, Церковь осуждает грех, лжеучение, а вовсе не тех несчастных людей, которые оказались в сетях пагубных заблуждений, будь то католики или протестанты. К людям этим она велит в быту относиться с состраданием и любовью, как к больным братьям. Категорически запрещено лишь церковное, молитвенное общение с ними, ибо оно грозит исказить спасительную Божественную Истину, которую Православная Церковь вот уже два тысячелетия благоговейно хранит в чистоте и неповрежденности. Поэтому попытки либералов представить дело так, будто бы отказ от церковного общения с еретиками «сеет ненависть» и «разжигает межконфессиональную рознь» — сознательно недобросовестны и не имеют под собой совершенно никакого основания.
 
 
Но вернемся к вопросам терминологии. Пытаясь вывести католиков и протестантов из-под определения «еретики», митрополит Филарет и пытается представить дело так, будто бы 1 правило Василия Великого подтверждает его выводы. Между тем достаточно просто прочитать это правило самому, чтобы понять, что митрополит опять лукавит. Ибо даже если признать, что еретиками можно считать только «тех, кто расходится с православным вероучением в основных догматах», то и католики со своей добавкой filioque, и протестанты искажают именно основу основ православной догматики — Символ Веры, утвержденный аж двумя Вселенскими Соборами и не подлежащий никакому изменению!"
 
 
Теперь от себя.
 
 
Если уж обращаться к терминологии свт. Василия Великого, то надо четко иметь ввиду, что он никогда не употреблял слово «церковь» по отношению к еретикам, относя его только к сообществу верных православных. Нет в его лексиконе и снисходительного термина «инославный». Между тем, когда речь заходит о протестантах, следует, в первую очередь, руководствоваться догматическим определением VII Вселенского Собора, осудившего иконоборческую ересь.
 
 
А вот что утверждает сам епископ Никодим (Милаш): «Чтобы данное лицо считать еретиком, достаточно, чтобы оно погрешало в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик. ...Вообще, по каноническому учению Православной Церкви, кто не православный — тот еретик.» ("Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского, т.2, стр. 370)
 
 
А есть и другие толкователи, более известные. Так, византийский толкователь Зонара, ссылаясь на данное правило свт. Василия, пишет: «Еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались. ...Под именем еретиков разумеются те, которые приемлют наши таинства, но в некоторых частях учения погрешают и несогласны с православными»(Толкование 14 правила IV Вселенского Собора).
 
 
Вообще, аргументация митр. Филарета — плагиат. Она списана из шпаргалки, автором которой является престарелый о. протопресвитер Виталий Боровой. Там еще о приеме католиков в «сущем сане», и о том, что их якобы никогда соборне не осуждали. Буде митр. Филарет захочет воспользоваться существующей «практикой», его примут «в сущем сане», то есть кардиналом. Не пожалеем.