От Евгений Павленко
К Родион  
Дата 20.08.2001 13:46:08
Рубрики Прочее;

выбор был сделан

> Господа, как вы думаете, есть ли богословское основание распространеннное в некоторых стаьях мнение, что с гибелью Царя-Мученика Св. Николая, будто-бы Пресвятая Богородица своим явлением иконы Державная стала «держай» — т.е. как-то Она теперь Царица России? Это я читаю уже в нескольких сочинениях РПЦ МП?
 
 
То, что Пресв. Богородица — Царица России, имеет вполне определенное обоснование и даже не богословское, а из области церковного права. И связано это не с гибелью Царя, а с деяниями Собора 17-18 гг. Именно в те дни, когда большевики захватывали власть в Петрограде, Собор решил, что больше медлить нельзя, и приступил к выборам патриарха. Наиболее узаконенная процедура (например, так это делалось в Византии) такого выбора следующая. Собор епископов выбирает трех достойных кандидатов и отправляет их на рассмотрение царю, который и выбирает из них достойного. Так поступил и Собор 17-18 гг.. Он выбрал трех кандидатов (митр. Тихона Московского, архиеп. Антония Храповицкого и, если мне память не изменяет, митр. Арсения Стадницкого), но предоставил дело выбора жребию, который был положен перед иконой Божией Матери. Таким образом, соборно было признано Царство Божией Матери над Россией. Она и произвела Свой выбор. В патриархи Московские был поставлен митр. Тихон, который (после некоторых колебаний) выбрал курс на легализацию Церкви в условиях временной власти большевиков. Напомню, что если бы дело было предоставлено выбору большинства, то победил бы, скорее всего, архиеп. Антоний Храповицкий — сторонник вовлечения Церкви в политическую борьбу с большевиками. Так или иначе, выбор был сделан, и Царство (при всех существующих временных властях) перешло к Пресв. Богородице.