|
От
|
Александр Килим
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
21.09.2001 17:09:40
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Православие на Украине. Заявление Епископа Ипполита.
Дорогие братья и сестры! Весьма важным, на мой взгляд, является недавнее заявление Епископа Ипполита. В нем, я думаю, многие найдут ответы на волнующие их вопросы: и о судьбе Православия на Украине, в том числе и об автокефалии, об экспансии католицизма, об экуменизме и т.п. Прошу прощения у Администрации, но полагал бы целесообразным, учитывая важность заявления украинского иерарха (чтобы была возможность делать ссылки, т.к. не уверен, что это заявление может долго быть доступным в сети), изложить здесь полностью текст Преосвященнейшего Ипполита, епископа Тульчинского и Брацлавского. Спаси, Господи! +++ Преосвященнейший ИППОЛИТ, Епископ Тульчинский и Брацлавский: “РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ ИНЕРЦИЯ ЕРЕСИ КОЛОССАЛЬНА…” Великое дело сделано – вопреки самым настоящим гонениям удалось сохранить единство Русской Православной Церкви. Народ Украины не пошел за раскольниками. Нас, сторонников канонического Православия, большинство. Но этого, в действительности, мало. Пора честно признаться – мы, безусловно, выигрываем в количественном отношении, но проигрываем в качественном. АГРЕССИЯ КАТОЛИЦИЗМА Визит Иоанна Павла II на Украину был задуман как демонстрация исторического триумфа католицизма и исторического поражения Православия, ибо именно Юго-Западная Русь являла собой щит Православия против воинствующего католицизма. Это положение вошло в основу ее самоидентификации, стало стержнем ее культуры. Визит Папы призван сокрушить традиционное православное самосознание Юго-Западной Руси – Малороссии. Он спланирован как победа галицийско-украинской идеи, мессианской идеи западно-христианского прозелитизма. Ее идеолог, униатский митрополит Андрей Шептицкий, лучше других сформулировал эту идею еще в начале XX века: “Украинцы, – писал он, – лишь орудие Божественного промысла, призванные вырвать Христианский Восток из клещей ереси (т.е. Православия – еп. Ипполит), водворить его в лоно Апостольского престола (т.е. Ватикана – еп. Ипполит) и европейского сообщества”. Очень точную характеристику Шептицкому дал царь-мученик Николай II, который, ознакомившись с деятельностью митрополита, назвал его “аспидом”. Кстати, меня не удивляют панегирики униатам и папе в львовских шовинистических изданиях, но шокирует пропаганда аналогичных взглядов в московской либеральной прессе, а также выступления таких предателей Православия, как протоиерей Иоанн Свиридов, на прокатолическом радио “София” в Москве. Для нас, тех, кто не стесняется своего общерусского самосознания – Великая, Малая и Белая Россия составляют Святую Русь – это выглядит как удар в спину. Считаю, что подобная точка зрения пропагандируется с единственной целью – навсегда закрепить итоги разгрома Православия на Галицкой Руси. Нам предлагают согласиться с итогами этих массовых захватов, сопровождавшихся массовыми избиениями православных христиан с применением слезоточивого газа, дубинок, фактически признать поражение Православия. А визит Папы – это результат этого поражения. Я категорически не согласен с такой позицией. Верю, придет время, и мы на законных, правовых основаниях рассмотрим вопросы и о том, кому должны принадлежать храмы, и о наказании тех, кто применял насилие и противоправные действия. Церковь надо защищать. Если признать поражение, наши противники, чувствуя безнаказанность, пойдут еще дальше. Надо ясно заявить – сама идея украинской автокефалии, как и “самостийнический” политический проект, является не народным, национальным делом, а искусственным образованием, сфабрикованным в “ватиканских лабораториях”. В пропаганду католицизма и сопутствующей ему “самостийщины” вкладываются огромные политические и экономические инвестиции, существуют соответствующие фонды. А мы не имеем аналогичной поддержки наших единоверцев и даже членов одной с нами Поместной Церкви из России. Нам особенно обидно слышать крики “бандеровцев” о пресловутой “московской поддержке” канонической УПЦ МП, когда этой столь необходимой поддержки нет, а есть равнодушие и даже предательство. Имеет место также колоссальная разрушительная инерция ереси экуменизма, навязанной Русской Православной Церкви богоборческим режимом. Экуменическое сознание мешает исповедовать важнейший догмат православной веры – о Церкви, о том, что только Православная Церковь является единственной истинной Церковью. По мысли священномученика Иллариона (Троицкого), само понятие “христианство” идентично понятию “Православие”. Если мы веруем в сотериологическую “эксклюзивность” Православной Церкви, то мы должны занять твердую наступательную позицию, перестать бояться таких терминов, как “контрнаступление”, как “экспансия” Русской Православной Церкви. Мы должны выдавить из себя “комплекс неполноценности” экумениста. Церковь Святая является на земле воинствующей! ПРЕДАТЕЛЬСТВО КОНСТАНТИНОПОЛЯ Еще одна попытка расчленения Русской Православной Церкви и создания “Независимой Украинской церкви” связана с вмешательством в дела РПЦ известного своей прокатолической ориентацией Константинопольского Патриарха Варфоломея, которого называют не иначе как “троянским конем” православного мира. На этот раз расчленить Церковь пробуют через объединение раскольнических группировок т.н. “Киевского Патриархата” и “Украинской Автокефальной Православной Церкви”. Пытаются навязать канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата участие в этом объединении. Естественно, такое объединение будет абсолютно нелегитимным с православно-канонической точки зрения. Оно не будет принято не только Русской Православной Церковью, но и всем православным миром. Огорчает, однако, наша медлительность. Ведь та же ситуация, сложившаяся в результате беспрецедентного вмешательства Константинопольского Патриарха Варфоломея на каноническую территорию Русской Православной Церкви, была фактически запрограммирована, ее можно было упредить. Первые “звонки” из Стамбула прозвучали еще в 1991 году, когда тогдашний патриарх Димитрий написал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию абсолютно вздорное по своему содержанию письмо, в котором заявил, что признает каноническую территорию Московского Патриархата только в границах конца XVI века – времени основания Московского Патриаршества. Тогда в юрисдикции Константинополя была и нынешняя Белоруссия, и Смоленская область. Причем, в течение почти что 300 лет никто в православном мире не подвергал сомнению каноничность воссоединения Русской Православной Церкви в конце XVII века. Мы тогда “проглотили”, не среагировали должным образом на этот вопиюще антиканонический акт. Потом Варфоломей, тогда еще митрополит, бывая в Киеве, поговаривал, что “Константинопольский Патриархат несет Украине мир”. Опять не последовало должной реакции. Затем Патриарх Варфоломей вопреки канонам вмешивается в дела Иерусалимской Поместной Церкви, запрещая в священнослужении ее клирика митрополита Лиддского Тимофея (Маргаритис). Опять нет отпора. А коли нет отпора – началась эстонская история. А потом – украинская. Между тем, богословская мысль всей Русской Православной Церкви (это относится и к Киеву, и к Москве) молчит, когда в Константинопольском Патриархате утверждается “новая старая” ересь “православного” папизма. Ведь аргументы сторонников “первенства” Константинопольского Патриархата являются просто католическими, явно противоречат православной экклезиологии. В действительности, пресловутое “первенство чести” Константинопольского Патриарха напрямую зависит от чистоты православного исповедания: уклонился в ересь – нет ни первенства, ни чести (в противном случае весь православный мир должен был принять Ферраро-Флорентийскую унию). Кроме того, первенство чести ни при каких обстоятельствах не означает права юрисдикции. Любое вмешательство одной поместной Церкви на территорию другой является расколом, грех которого не смывается даже мученической кровью. Следует помнить, что первенство чести было дано Константинопольскому Патриархату как церковному центру Империи, “ойкумены”, Вселенной. Сейчас нет Византийской империи, Константинополь – даже не столица государства Турция, оккупировавшего Византию. Царское преемство Византии перешло к Москве – соответственно, “имперским” стал Московский Патриархат. Эти очевидные вещи и должны стать предметом размышления богословов-канонистов, но почему-то я не знаю столь необходимых современных богословских работ на эту тему, которые должны стать нашим “оружием правды”. Мало того, оказался замолчанным великий юбилей – в 1998 г. было 50-летие Всеправославного Совещания в Москве. Это был форум уровня Вселенского Собора, богословское наследие которого более чем актуально до сих пор, оно является образцом православной догматической мысли. Московское Совещание 1948 г. отвергло экуменизм и догматические компромиссы с латинством, фактически подтвердило центральную роль Московского Патриархата в православном мире. Если бы материалы Совещания были переизданы и легли в основу церковной политики, то по “варфоломеевщине” был бы нанесен серьезный удар. Надо честно признать, что идеи Всеправославного Совещания 1948 г. невыгодны сторонникам продолжения участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении. Однако не они составляют в ней большинство. Так где же были все наши консерваторы?! Не было проведено даже элементарной научно-богословской конференции, посвященной юбилею, не говоря уже о более масштабных вещах. БОРЬБА НЕОБХОДИМА И НЕИЗБЕЖНА Если неприемлемость самой идеи автокефалии на Украине, если фактическое отступничество Константинопольского Патриарха Варфоломея столь очевидны, то мы обязаны прямо об этом свидетельствовать. А вместо этого мы постоянно оправдываемся, говорим, что “мы не против автокефалии, но только не сейчас”. Такая позиция является двусмысленной и поэтому слабой. Почему католики ничего не стесняются, а прямо ставят и реализуют свои задачи? Вот уже в коммунистическом Пхеньяне мессу отслужили, не говоря уже об их гигантских проектах на Украине – университетах, строительстве огромных храмов в районах массовой жилой застройки Киева, создании карманной “незалежной церкви”. Униаты и не думают оправдываться, что их духовно-административный центр находится в Ватикане, отнюдь не на территории государства Украина, иеговисты и протестанты не стесняются того, что их центры в США. И только мы, будучи большинством, боимся называть вещи своими именами, боимся этих “бандеро-мазепинцев”, которые, по сути, являются той же сектой, причем отнюдь не самой многочисленной (тех же самых “протестантов-харизматов” на Украине больше, чем всех руховцев и унсовцев). Мы же, к сожалению, не имеем не только наступательной, но и вообще какой-либо стратегии. Да, у нас есть Духовные академии и семинарии. Там готовятся кадры священнослужителей. Но скажите, где в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата готовят православных журналистов, педагогов, политиков? В УПЦ МП не проведено ни одного миссионерского съезда. А как ведется полемика с униатами и раскольниками? На очень примитивном уровне, она носит, зачастую, поверхностный характер, который сводится к обличению личности Филарета Денисенко и других расколоучителей. Такая полемика неэффективна – любой нормальный человек, читая статьи, написанные в этом духе, делает вывод, что “это попы дерутся между собой за власть”, и не более того. Эта “стрельба из пушки по воробьям” происходит из боязни обличить сами концептуальные основы идеи “Поместной церкви на Украине”, которая вытекает из идеологии украинского сепаратизма, выпестованной во второй половине XIX века в униатской Галиции. Суммируя, необходимо констатировать следующее. Есть две силы. Одна, православная, которая стоит на страже догматов веры, никогда не пойдет на уступки в вопросе целостности Русской Православной Церкви, единство и неделимость которой на всей ее канонической территории – не предмет для дискуссий. Эта православная сила, к которой я отношу и себя, выступает категорически против самой идеи автокефалии на Украине. Из догматических убеждений и исторического опыта верных чад Святой Церкви вытекают и наши социально-политические взгляды, которые лучше всех сформулировал преподобный Лаврентий Черниговский, сказавший: “как нельзя разделить Святую Троицу, так нельзя разделить и Триединую Русь – Великую, Малую и Белую”. Мы видим Украину яркой, самобытной, неповторимой, но неотделимой частью русского мира. Теснейший союз единоверных и единокровных Великой, Малой и Белой Руси является единственным гарантом возрождения православной цивилизации в мировом масштабе, а всякая попытка разрушения этого триединства есть сектантство или провокация, которая приведет к катастрофическим последствиям. Сознательные православные патриоты опираются на духовное наследие Киевской Руси, православных апологетов XVI и XVII веков, никогда не считавших себя отдельным от великороссов народом, великих просветителей Галицкой и Подкарпатской Руси и мучеников австрийских концлагерей, страдавших на рубеже XIX-XX веков именно за Православие или симпатии к нему и русское национальное самосознание, за неприятие галицийско-униатской “самостийнической” идеологии. Нам противостоит другая сила – это последователи Шептицкого, явные или тайные униаты, считающие Православие вредной “реакционной обузой, мешающей интеграции с Западом”. Те, кто виновен в каиновом грехе братоненавидения против единоверных и единокровных великороссов и белорусов. Их пребывание у власти на Украине уже привело к катастрофическим последствиям. Ныне миллионы школьников и студентов Украины обучаются по учебникам вымышленной истории. Это беспрецедентное в мировой истории явление. Поражает и политическая подлость наших противников. В 1947 году Конгресс США принял “Закон о порабощенных нациях”, в котором утверждается, что “русский коммунизм (?! – еп. Ипполит) поработил народы Прибалтики, Украины, Кавказа, ... Казакии и Идель-Урала”, т.е. речь идет не только о ликвидации исторической России, но и об отторжении Ставропольского и Краснодарского краев, Поволжья (Идель – татарское название Волги) и Урала. В законе говорится, что США окажут всемерную поддержку народам этих стран в “борьбе за независимость”. Так вот, одним из основных авторов текста этого “Закона о расчленении России”, до сих пор не отмененного, являлся председатель “Украино-Американского Комитета при Конгрессе США”, выходец из Галиции униат Лев Добрянский. Вот, собственно, в чем суть этого глубочайшего конфликта. Но если бы проводилась должная апологетическая работа (а за нас, православных христиан, ею никто заниматься не будет), если бы на должном уровне существовало православное миссионерство (ведь можно объехать каждое село, каждый микрорайон, проповедуя Евангелие и обличая неправду раскола), то никакого раскола бы не было, да и политическая ситуация была бы иной. Раскол преодолим, но только не путем компромисса, а путем наступательной апологетической и миссионерской деятельности. То, что противник лучше нас организован в финансово-политическом плане, является аргументом, во-первых, атеистическим (если с нами Бог, то кто против нас?), а во-вторых – самооправданием, которое является грехом. Хотелось бы подчеркнуть, что всю критику реального положения дел в Церкви я равным образом отношу и к себе. Такая критика имеет только одну цель – в результате трезвого самоанализа перейти от бессистемной хаотической защиты к хорошо организованному, стратегически выверенному, идеологически и информационно обеспеченному православному контрнаступлению по “всем фронтам”. +++ http://www.rusk.ru/Press/Rus/01/Rus51/r51_3.html