|
От
|
Ростислав
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
24.09.2001 00:40:13
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Михаил Булгаков о церквах в городе Киеве
НАЧАЛО ЦИТАТЫ: "ТРИ ЦЕРКВИ Это еще более достопримечательно, нежели вывески. Три церкви это слишком много для Киева. Старая, живая и автокефальная, или украинская. Представители второй из них получили от остроумных киевлян кличку: Живые попы. Более меткого прозвища я не слыхал во всю свою жизнь. Оно определяет означенных представителей полностью - не только со стороны их принадлежности, но и со стороны свойств их характера. В живости они уступают только одной организации попам украинским. И представляют полную противоположность представителям старой церкви, которые не только не обнаруживают никакой живости, но, медлительны, растеряны и крайне мрачны. Положение таково: старая ненавидит живую и автокефальную, живая - старую и автокефальную, автокефальная старую и живую. Чем кончится полезная деятельность все трех церквей, сердца служителей которых питаются злобой, могу сказать с полнейшей уверенностью: массовым отпадением верующих от всех трех церквей и ввержением их в пучину самого голого атеизма. И повинны будут в этом не кто иные, как сами попы, дискредитировавшие в лоск не только самих себя, но самую идею веры. В старом, прекрасном, полном мрачных фресок, в Софийском соборе детские голоса дисканты нежно возносят моления на украинском языке, а из царских врат выходит молодой человек, совершенно бритый и в митре. Умолчу о том, как выглядит сверкающая митра в сочетании с белесым лицом и живыми беспокойными глазами, чтобы приверженцы автокефальной церкви не расстраивались и не вздумали бы сердиться на меня ( должен сказать, что пишу я все это отнюдь не весело, а с горечью). Рядом в малой церкви, потолок которой затянут траурными фестонами многолетней паутины, служат старые по-славянски. Живые тоже облюбовали себе места, где служат по-русски. Они молятся за Республику, старым полагается молиться за патриарха Тихона, но этого нельзя ни в коем случае, и думается, что не столько они молятся, сколько тихо анафематствуют, и, наконец, за что молятся автокефальные я не знаю. Но подозреваю. Если же догадка моя справедлива, могу им посоветовать не тратить сил. Молитвы не дойдут. Бухгалтеру в Киеве не бывать (“Бухгалтер” Петлюра). В результате в головах киевских евбазных старушек (“евбаз” сокр. от “еврейский базар”) произошло полное затмение. Представители старой церкви открыли богословские курсы; кадрами слушателей явились эти самые старушки ( ведь это же нужно додуматься!). Смысл лекций прост виноват во всей тройной кутерьме сатана. Мысль безобидная, на курсы смотрят сквозь пальцы, как на учреждение, которое может причинить вред лишь его участникам. Первую неприятность из-за этих курсов получил лично я. Добрая старушка, знающая меня с детства, наслушавшись моих разговоров о церквах, пришла в ужас, принесла мне толстую книгу, содержащую в себе истолкование ветхозаветных пророчеств, с наказом непременно ее прочитать. Прочти, сказала она, - и ты увидишь, что антихрист придет в 1932 году. Царство его уже наступило. Книгу я прочел, и терпение мое лопнуло. Тряхнув кой-каким багажом, я доказал старушке, что, во-первых, антихрист в 1932 году не придет, а во-вторых, что книгу писал несомненный и грязно невежественный шарлатан. После этого старушка отправилась к лектору курсов, изложила всю историю и слезно просила наставить меня на путь истины. Лектор прочитал лекцию, посвященную уже специально мне, из которой вывел, как дважды два четыре, что я не кто иной как один из служителей и предтеч антихриста, осрамив меня перед всеми моими киевскими знакомыми. После этого я дал себе клятву в богословские дела не вмешиваться, какие б они ни были старые, живые или же автокефальные. " КОНЕЦ ЦИТАТЫ