Re: "Как сладостно...
> С глубоким отвращением, с чувством тошноты прочел я тот поток сознания, который излил ВО в виртуальное пространство на сайте «Русское Небо». В связи с этими излияниями ВО я хотел бы сказать следующее. > > В истории российской эмиграции насчитывают, как известно, аж четыре «волны». В определенном смысле хуже всего приходится последней, четвертой эмиграции. Замена идеальных мотиваций на практически-колбасные породила для наших эмигрантов множество проблем. Им пришлось столкнуться с тем, что само понятие качества жизни далеко не во всем исчерпывается материальной его составляющей. > > Как только превзойден некоторый не очень высокий предел удовлетворения потребностей, сразу же встает вопрос не об абсолютных благах (машина, квартира, счет в банке, годовой оклад, все та же «колбаса»), но о благах относительных — о степени интегрированности в новое общество и в новую среду и о месте, занимаемом в этой новой людской иерархии. > > А здесь выясняется весьма прискорбная вещь. Эти люди порой существенно (а зачастую даже и вовсе несущественно) превосходят своих бывших соотечественников по уровню и качеству потребления. Но вроде бы как бы сильно обогнав бывших соотечественников в социальном статусе, эмигрант последней волны в то же время оказывается и в самом низу статусной лестницы, когда речь идет о сравнении его с новыми соотечественниками — американцами, немцами etc., — а жить-то с ними, не с русскими. > > Такое поражение в статусе, естественно, было и у прежних эмигрантов, однако у них работал, так сказать, «компенсаторный механизм» — например: «мы не в изгнании, мы в послании» (первая и отчасти третья волна), «слава Богу, что вообще живы и что не под Советами» (вторая). > > А вот четвертая волна этой компенсации не имеет. Но нужда-то в утешении остается, бывшие соотечественники последней волны уже не могут удовлетвориться первоначальными объяснениями-оправданиями («уехал, чтобы иметь возможность заниматься наукой / работать по своей профессии / обеспечить будущее детям / посмотреть мир»). И вот они принуждены прибегать к самой малоудачной форме компенсации — к дьяволизации бывшего отечества. В России все должно быть ужасно, ужаснее некуда — ибо лишь таким образом решение расстаться с родной страной получает внятное и убедительное оправдание. > > В конце августа 1998 года, когда рубль сошел с ума, а вместе с ним и «дорогие россияне», граждане РФ. Они реагировали на кризис по-разному. Кто неистово гулял («последний нонешний денечек гуляю с вами я, друзья»), кто пребывал в ступоре, кто проклинал судьбу, кто тщетно пытался спасти остатки денег. Основная масса людей пыталась сделать запасы продуктов и спичек. Но были в те дни и люди, наконец-то испытавшие светлую пасхальную радость. > > Я как раз тогда купил подержанный модем и стал шарить в Интернете. И вот никогда после в русской Сети мне не довелось видеть столько ликующих (порой даже стихотворных — вот что радость делает с человеком) посланий от бывших соотечественников, исполненных торжествующего: «А-а-а, бля...!» > > Так изгнание заканчивалось посланием. В том черном августе на краткое время оказалось (или показалось), что все эмигрантские унижения отныне оправданны, что решение уехать из России оказалось верным, что оставшиеся там бывшие соотечественники — дураки, а я умный. Для пущей убедительности последняя мысль сопровождалась конкретными справками об уровне годового дохода (60 000 у.е. и выше) и рассказом о количестве автомобилей. Бывшие соотечественники являли пользователям И-нета «загадочную русскую душу». > > Признаться, никогда не видел более действенной агитации против отъезда с родины. Чтобы так радоваться постигшей ее беде и делиться этой радостью с бывшими соотечественниками, нужно быть в самом деле глубоко, невыносимо несчастным человеком. С другой же стороны, речи о невозместимом ущербе, нанесенном России массовым отъездом в колбасную эмиграцию, все эти разговоры о пресловутой «утечке умов» тоже показались мне не во всем убедительными. Если с людскими душами там происходят такие странные вещи, то, может быть, и Бог с ними, с этими отъезжими душами, — каким-то количеством глупых и подлых французов, немцев или американцев стало больше, а мы уж как-нибудь перетопчемся. Да. > > Полагаю, что процесс получения гражданства в США – процедура длительная. То есть хлопоты о получении гражданства ВО начал в самый разгар работы над сервером «Русское Небо». Была ли эта работа для него «компенсаторным механизмом»? Но не хватило ему такой компенсации. И он пошел по уже многими проторенной дорожке. Мое пожелание ему – не останавливаться на достигнутом, а последовать примеру литератора Синявского, который взял себе в эмиграции имя Абрам Терц, чтобы свободнее можно было изрыгать хулу на бывшее отечество. > > Дорогой Полковник, несколько слов касательно покойного А.Д. Синявского (всего прочего, то бишь, основного в Вашей замете я не касаюсь). Литературное имя «Абрам Терц» Андрей Донатович Синявский принял задолго до эмиграции; именно так подписаны его сочинения конца 50-60 гг., принесшие ему известность и лагерный срок. Его «подельник-напарник» Ю.М. Даниэль писал под именем «Николай Аржак». То была, отчасти, «культурологическая» шутка. Великоросс Синявский подписывался иудейским прозвищем (при этом жаргонное «терц» взято из блатной присказки «Щас дам в терц и коронки заблистают»), а иудей Даниэль (поэт и прозаих немалых дарований, и, насколько мне известно, по натуре своей из русских распрорусский, впрочем, ручаться за это не могу) прозвищем, так сказать, восточно-славянским ("аржак" это, тоже нечто жаргонное, едва ли не в системе белорусского языка: означает, кажется, бандит; не могу толком вспомнить не до языкознания) Но это все так, для разминки. Суть дела состоит в том, что А.Д. Синявский в своих главных сочнениях, «Суд идет», «Любимов», «Гололедица», «Пхенц» и прочих, входящих в основной его сборник, - один из лучших русских писателей нового времени, в предшественниках которого Гоголь, Лесков и Розанов. Разумеется, его никак нельзя назвать автором, как принято говорить, православно-патриотическим, вроде Загоскима, Полевого или, скажем, Балашова или Д. Жукова. Но право, он наш истинный, коренной, отчаянный, с горькой ухмылочкой (вроде перечисленных предшественников). Всегда ли он вел себя безупречно? никак нет. Платил ли он обязательный ясак «общемiровым ценностям» победителя? о, да. Даже иногда переплачивал, но только фальшивыми бумажками Таковы большинство его книг 70-80-х годов. Но на засечном рубеже 1993 г. он повел себя безупречно, а для меня это наиважнейший показатель. Ошибаться возможно было в 1917-м, но уж никак не в 93-м. Да уж это Вы и сами знаете. С легкой руки враждовавшего с ним В.Е. Максимова А.Д. Синявского зачислили в русофобы. Сам-то Максимов, в свои «континентовские» времена, служил победителям много истовее и гаже Синявского, а сочинял неизмеримо хуже. Но чудо Божие! 93-й год помирил их. Уж простите за высокий стиль, душа моя, возрадовалась, когда эти двое тертых и ушлых мужичков, к немалому злобному изумлению начальства, вдруг, ни с того ни с сего, без предварительного предупреждения в том приснопамятном году дружно харкнули в непристойное рыло российской интеллигенции. Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши ми и паче снега убелюся. Синявского же ранние художественные призведения всем настоятельно рекомендую.