От полковник Рюмин
К Иван
Дата 03.12.2001 01:54:28
Рубрики Прочее;

Re (3): О том, кто такие казаки

>> Я, как казак, должен напомнить всем, что мы — самостоятельный, самобытный народ. Очень близкий русским, но отдельный. И это не несёт антирусской направленности. Наоборот, чем больше великоросы будут доказывать обратное, тем острее будет складываться ситуация.
 
>
 
> А казаки вообще с XIX века (по-моему, совершенно логично) считались сословием.  Кроме племенного и вероисповедного деления, народ в Российской империи делился еще на сосливия, которые и составляли, в сущности, основу, скелет общества: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство, казачество.  Конечно, само по себе казачество — явление более сложное, чем сословие, это, я бы сказал, обособленное самоорганизвованное сословие, которое в силу этого имеет ряд черт некоторого (русского) племени.
 
>
 
> Вообще сословие — это социальная группа с определенными наследственными правами и обязанностями.  Именно в таком качестве и исторически формировалось казачество, по профессиональному признаку, так что принадлежность к казачеству передавалась по наследству.  Поскольку принадлежность к какому-либо племени или даже народу не была в этом случае обязательной, были (в основном) и русские (в  смысле народа, а не великорусского племени) казаки, и казаки-тюрки-мусульмане.  Благодаря профессиональной общности все это перемешивалось, поэтому казаков сейчас можно считать одновременно и сословием, и племенем, входящем, наряду с малороссами, великороссами, белорусами и т.д. в русский народ.  Но уж никак не «отдельным, самостоятельным, самобытным народом».  Это по меньшей мере несерьезно.
 
 
Казаков различных войск (Всевеликого Донского, например, или Уральского, или, скажем, Уссурийского) принято называть «субэтносами русского народа». Главное, что все они были православными. Хотя среди сибирских казаков встречались, например, плохо говорившие по-русски, с совершенно плоскими, даже вогнутыми как блюдце монгольскими лицами.
 
 
Вот, к примеру, что можно прочесть о Терском казачьем войске, казаках-терцах.
 
___________________________________________
 
 
                      ТЕРСКИЕ КАЗАКИ (ТЕРЦЫ)
 
 
Ряд историков считают терских казаков прямыми потомками древнего населения Семендерской (Терской) Хазарии (представлявшего собой результат метисизации коренных сарматских племен с пришлыми гуннами), которое обрусело в период существования на Тамани и в Восточном Крыму хорошо известного Тмутараканского княжества (X—XII вв.). В конце XV века в их состав влились бежавшие на Кавказ «сторожевые казаки» и крестьяне Великого княжества Рязанского. Не удивительно поэтому, что воеводы Ивана Грозного (1533—1584 гг.) после завоевания Астраханского ханства (1556 г.) встретили на Тереке издавна живших там «казаков» и заключили с ними военный союз. Это были «гребенские казаки» — оседлое христианское племя, говорящее на русском языке. Поселения их располагались за Тереком «на гребнях», то есть на восточных и северных склонах Терского хребта, у впадения реки Аргунь в Сунжу, откуда и пошло их название — «гребенские казаки». По легендам, хранящимся в народной памяти, их предки поселились в этих местах задолго до Ивана Грозного. Гребенцы оказали активную помощь царским воеводам в строительстве пограничной крепости Терки (другое название — Терский городок), основанной в 1567 году сначала в устье реки Сунжи, а затем, в 1599 году, перенесенной в устье реки Терек близ впадения в него притока Тюменки. Сохранилось также предание о переговорах Ивана Грозного с гребенскими казаками, записанное Л. Н. Толстым (Толстой Л. Н. Собр. соч., т. 3. М., 1961, с. 176).
 
 
Следует отметить, что гребенцы заселяли преимущественно бассейн среднего течения Терека и его притока Сунжи. В XVI веке сюда же переселились донские казаки с реки Калитвы.
 
 
С конца XVI века на Северный Кавказ двинулось значительное . число казаков — переселенцев с Дона, Волги, Хопра. Они составили низовое, собственно «терское» казачество, которое сформировалось позднее гребенского (в XVI—XVIII вв.) при активном участии выходцев из соседних народов. Значительные группы православных осетин и черкесов, а также бежавших от османского и персидского гнета грузин и армян принимались в казачество и, обрусев, окончательно сливались с ним.
 
 
Немалую роль в укреплении взаимоотношений казаков и горцев сыграло «аталычество» — отдача ребенка на воспитание. «Бывало, что в семье казака воспитывался сирота — ногаец, калмык или горец. Повзрослев, такие лица получали все казачьи права, становились настоящими казаками, и за них могли выйти замуж Девушки-казачки» (Заседателева Л. Терские казаки. М., 1974, с. 289).
 
 
Эта многонациональная по своему происхождению общность и составила основу знаменитого Терского казачьего войска, станицы которого издревле располагались в долинах Терека, Сунжи и их притоков. Официальной датой образования Терского казачьего войска считается 1577 год.
 
 
Русское правительство снабжало казаков вооружением и припасами и использовало их для борьбы против крымских и ногайских татар и горских князьков. Однако судьба не баловала терцев. Уже в 1653 году географию многочисленных терских и гребенских городков основательно перекроил поход персидских войск и их союзников, вошедший в историю как «Кызылбашское разорение», когда были опустошены все казачьи Гребни. Причем более 10 казачьих городков остались невосстановленными и исчезли совсем, поскольку их население было либо уничтожено, либо уведено в плен, а немногие уцелевшие влились в состав жителей других станиц.
 
 
В 1685 году терские казаки были временно оттеснены с гор, а в 1707 году большинство старых казачьих городков было уничтожено кубанским султаном Каибом. В 1712 году уцелевшие гребенцы были переселены вниз по Тереку.
 
 
Во время персидского похода Петра 1 в 1722 году на реках Астрахани и Сулаке были также поселены донские казаки с семьями, получившие название Аграханского войска (позже «Семейное войско»). В том же году была основана крепость Кизляр.
 
 
Терцы активно использовались русским правительством при создании им Кавказских укрепленных линий. Они возводились с 1735 по 1850 год и состояли из укреплений и казачьих станиц (таких, как Моздок, Грозная, Владикавказ, Георгиевская, Усть-Лабинская, Екатеринодар и др.), выполнявших роль крепостей, между которыми на расстоянии 25—30 километров располагались отдельные форты или редуты, а через каждые 3—5 километров —  наблюдательные посты (пикеты).
 
 
В 1763—1777 годах была создана Азовско-Моздокская линия, часть которой обороняли терские казаки, пополнявшаяся выходцами из России — украинцами, татарами, горцами, армянами и грузинами. Тогда же сюда было переселено большинство волжских казаков (1770—1777 гг.), а в 1860 году была образована Терская область (окончательно сложилась как структура с четким управлением и границами в 1860 году), управлявшаяся командующим Кавказским корпусом.
 
 
В начале XIX века были созданы новые укрепления и Сунжен-ская линия (в 1817—1823 гг.) с крепостью Грозная (1818) и рядом других, контролирующих выходы из горных ущелий. Были сделаны новые попытки пополнить казачьи полки за счет горцев, перешедших на русскую службу. В 1823 году в состав казачьих войск были включены Бабуковский аул (ставший станицей Бабуковской) Волжского казачьего полка и «Моздокские казачьи братья» (из осетин и черкесов) в составе Горского казачьего полка.
 
 
В 1832 году терцы вошли в состав Кавказского линейного войска из 6 терских и 4 кубанских полков. В 1836 году они снова были объединены в Терско-семейный и Кизлярский полки, позже — в Горский и Моздокский. В 1894 году численность терских казаков составляла 162 тысячи человек, в 1916-м — 255 тысяч человек, проживавших в 70 станицах и множестве хуторов Терской области. Главными занятиями их в мирное время были земледелие, виноградарство и виноделие, охота и рыболовство. Во главе войска стоял наказной атаман, он же начальник Терской области, подчинявшийся наместнику царя на Кавказе.
 
 
В 23-м томе словаря Брокгауза и Ефрона Терскому казачеству дается следующая характеристика: «Терские казаки составляют особое сословие и управляются на основе особых положений. Войсковая территория чересполосна с землями туземцев и частных владельцев и тянется преимущественно по левому берегу Терека от Владикавказа до Каспийского моря и по берегам рек Подкумка, Кумы, Малы, Сунжи, Ассы, Фортанки. Русские не казачьего сословия живут преимущественно в городах и слободах, а также в казачьих станицах или особыми селами и хуторами. Переселенцы — большей частью — малороссы».
 
___________________________________________
 
 
Хочу добавить, что терские казаки позволяли свободно селиться на своих землях осетинам. Дружественные отношения осетин с терскими казаками объяснялись тем, что это был единственный народ Северного Кавказа, сумевший на протяжении многих столетий сохранить православную вepy в качестве своей официальной религии. Так что там еще и осетинской крови очень много намешано.