От ВалерийС
К Елена  
Дата 26.12.2001 14:42:22
Рубрики Прочее;

"Не играйте своим спасением" слово пастыря

Беседа записана на «Православном радио Санкт-Петербург» в январе 2001 года. Беседу вела Елена Бадьянова.
 
 
Священник Геннадий Емельянов
 
«Не играйте своим спасением»
 
 
— Батюшка, еще при жизни приснопамятного владыки Иоанна (Снычева) Господь сподобил вас лично общаться с митрополитом. В ваших беседах была затронута тема о последних временах. Расскажите, пожалуйста, об этом.
 
— Однажды мы приехали к митрополиту Иоанну в его резиденцию на Крестовском острове. Открыла нам Анна Степановна, доложила владыке, и он, несмотря на позднее время и плохое самочувствие, принял нас. Состоялась беседа, в которой были затронуты и эти вопросы. Я его спросил, почему в Священном Писании указаны явные признаки последних времен, о числе, о начертании, которое будет на каждом человеке, и почему люди, зная об откровении Иоанна Богослова, так равнодушно относятся к его пророчествам?
 
Владыка Иоанн сказал, что две тысячи лет назад точно также люди не приняли пророчеств Ветхого Завета о пришествии Христа, хотя пророки Божий явно предсказывали время и место его пришествия, сообщали о всех обстоятельствах его появления на свет, его жизни, благовествовании, распятии на кресте и последующем воскресении. Владыка сказал, что наше время во многом повторяет время духовного упадка человечества времен первого пришествия Христа. Как ветхозаветные наследники обетования Божьего знали, что перед ними Христос, воплотившийся для их спасения, но, будучи ослепленными злобой мира сего, всетаки его распяли, так и во втором пришествии народ Божий, зная о пророчествах Иоанна Богослова в массе своей не увидит их в жизни, а сатана прельстит, если возможно, и избранных, т.е. нас, православных христиан. Нужно постоянно молиться и быть бдительным, потому что любовь к миру, его удобствам легко обращается в богоотступничество и лишает разума.
 
Почему иудеи распяли Господа? Духовное состояние народа казалось безысходным; большинство иудеев весьма смутно разбирались в ветхозаветных пророчествах и слепо верили своим учителям, которые искусно манипулировали книжной премудростью в своих целях. А народ настолько погряз в грехе, что действительно нужно было пришествие Спасителя, чтобы искупить народы земли от греха забвения Бога. Такое духовное поражение не возникает в один день, но культивируется многими годами богоотступничества и передается из поколения в поколение.
 
Люди настолько способны сжиться с грехом, настолько в нем приумножиться и раствориться, что теряют всякую возможность от него оторваться. Духовный надрыв продолжал углубляться: несмотря на те многие чудеса, которые Господь сотворил на Земле явным образом, полной веры люди к нему не возымели, земное благо ценили выше духовного. Они не приняли Святую чистоту, ту Правду Божию, которая сама явилась к ним, спустившись с небес, для спасения погибающего человечества. Так произошло богоубийство — величайшее беззаконие, которое когда-либо совершалось на нашей Земле. Его совершили иудеи, ради которых, в первую очередь, и сошел Господь на Землю. Духовное неприятие Правды Божией послужило причиной столь жесткого отношения народа к Господу, народа, сердечное устроение которого было поглощено привычными формами жизни, постольку и коренное изменение представлений о мире, о самих себе для них было немыслимо.
 
То далекое время, время первого пришествия Христа, напоминает нам сегодняшний день, тот день, когда мы с вами вновь ожидаем пришествия Христова. И наше состояние также тягостно, несмотря на то, что сейчас храмы Божий заполняются, и Церковь наша видимо растет. Но вот Духа Божия, который может почивать только на чистом сердце, в нас все меньше и меньше.
 
Центр тяжести нашей жизни, как правило, все-таки не в Церкви находится, а в жизни мира, здесь на Земле, потому и всякое упоминание о духовном, тем более о событиях, грядущих быть по второму пришествию Христову, вызывают чувство отторжения и неприятия. В Откровении Иоанна Богослова сказано, что печать антихриста будет практически на каждом человеке. И только совсем немногих Господь покроет своей благодатью с тем, чтобы их прямо от этого мира, минуя смерть, ввести в Царствие Небесное, где Он уготовит им светлые обители. В Священном Писании сказано: претерпевший же до конца спасется (Мф. 24,13). Вот наше время и связано сейчас с великой наукой терпения — мы видим множество беззаконий, которые творятся и в нашей стране, и во всем мире.
 
На наших глазах разрушается здравоохранение. Недавно я беседовал с профессором Педиатрической Академии. Он так и говорит: «Работаю со студентами, делюсь своим опытом, но я совершенно точно знаю, что никто из студентов не будет врачом». Это страшное признание. Дело в том, что после окончания института, ставка врача составляет всего 450 рублей. Естественно, на эти деньги не только жить, а даже и существовать невозможно. Система здравоохранения из общественной становится коммерческой. Как говорилось на ноябрьской конференции 2000 года в той же Академии, детское здравоохранение перестало существовать почти во всех регионах страны.
 
Точно также разрушается армия. Она несет потери не только в количестве, но и в качестве. Она теряет силу, которая позволяет защищать государство русское и устрашать своим могуществом врагов наших. А враги таковые есть, никуда они не исчезали, хоть и набиваются сейчас усердно к нам в друзья. Но мы прекрасно знаем, что далеко им до дружественных чувств к нашей православной державе! Державе, менталитет которой не сочетается с менталитетом западных народов, давно утративших спасительную веру во Христа. Понять им нашу страну, жизнь, и тем более Душу нашего народа, почти невозможно.
 
Владыка Иоанн предупреждал о том, что апостасийные изменения непременно произойдут и в нашем народе, по попущению Божию, для того, чтобы не осталось людей, неопределившихся в духовном отношении, чтобы Господь мог разделить, как сказано в Священном Писании, овец от козлов, т. е. людей, которые служат различному духу. Грань между Божиим служением и служением сатане становится все более острой. Господь по милосердию Своему не хочет продлевать духовной агонии человечества: И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни (Мк. 13, 20).
 
Это разделение сказывается во всем, и ко времени второго пришествия Христа не останется людей, которые не совершат своего духовного определения. Посему, ко второму пришествию люди сами себя разделят: своим мировоззрением, своей верой, своей правдой жизни, теми делами, которые они совершают на Земле. Если в первое свое пришествие Господь кротко сеял зерна Евангельской правды в сердцах развращенного человечества, то второе его пришествие станет грозным для беззаконников и выстраданным для праведников. Разделение в духе произойдет неизбежно.
 
— Батюшка, расскажите о происхождении слова «апостасия»?
 
— Слово «апостасия» — греческое, и означает отступничество. Мир наш духовный живет по определенным законам, объективным и независящим от нас, заключающимся в соблюдении Заповедей Божиих. Большего Господь не требует от нас. Но оказывается, чтобы в совершенстве исполнять данные заповеди, нужно постоянно жить Богом; центр духовной жизни должен находиться не на Земле, к которой мы так привыкли, полюбили и украсили, не в развлечениях, не в стяжании временных благ, а в постоянном поминании Правды Божией. Чтобы каждое наше действие, каждое слово и поступок сочетался не с мирскими законами, а со свидетельством Святого Евангелия.
 
Если человек так живет — а таковых очень немного — тогда от них исходит особый свет, свет жизни, внутренней красоты, к которой неизбежно тянутся люди, не видящие этого света в себе, или не находящие его вокруг. Этот свет живителен. Ведь Господь в одной из своих притчей сказал: зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15), дабы светила всем. Вот так и Правда Божия светит, но светит она в Духе. А законы мира сего, в котором мы с вами живем, они часто прямо противоречат духовным законам. И мы, по малодушию своему, частенько, выбираем для своего руководства не духовные законы, а законы мира сего. И исполняем не Заповеди Божий, а те заповеди, которые диктует нам мир, которые позволяют нам в нем существовать, как нам кажется, обходясь и без Бога, строя свое благополучие на Земле чисто земными средствами. Мы в этом деле навыкаем.
 
Довольно часто можно наблюдать, как из-за этой привычки к земному, упоминание о Правде Божией, о небесном, вызывает раздражение, а порой и ярость. Будучи способными говорить о многих земных вещах на своем житейском уровне: об устроении своего жилища, о взаимоотношениях с людьми, мы, при соприкосновении с духовной реальностью оказываемся совершенно беспомощными. Это как раз и свидетельствует, что в народе постепенно происходит отступничество от Правды Божией — апостасия. И, несмотря на то, что христианами считает себя почти треть населения земного шара, Господь говорит:
 
Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле (Лк. 18,8)? О ком говорит? С одной стороны, третья часть населения считает себя христианами, а с другой стороны. Господь говорит: найду ли веру на земле? Значит, вера наша заключается не в номинальном исповедании какого-то мировоззрения, религии, а заключается в жизни по вере. Так вот, людей живущих по вере в наше время становится все меньше и меньше. Происходит постепенное угасание, апостасия мира, которая, неизбежно, приведет к исполнению последних пророчеств Нового завета, откровения Иоанна Богослова, которые уже начали совершаться на наших глазах.
 
Священное Писание в доступной для нас форме, в необходимом объеме содержит Божественную Истину. И потому наше мнение по важнейшим духовным вопросам важно не само по себе, а насколько оно соответствует той Истине, которой наполнены слова Священного Писания. Истина откроет нам правду, по которой мы сможем жить, и Те силы, которые Господь милостиво подает для исполнения Правды в реальной действительности.
 
Жить по правде Божией сможет лишь тот, кто непрестанно думает о Боге, кто живет Богом — не землей. Тот и сможет, но лишь в свою меру и не сам по себе; Господь же будет руководить им в жизни, ведя к делу духовного спасения. Ведь духовное спасение — это конечная цель человеческой жизни на Земле.
 
Цель наша — не стяжание, не развлечение и удовольствия не азартные игры в сомнительных заведениях, а служение правде Божией. Такое служение не всегда от мира понимаемо. Чаще мир отвергает правду, стремится отодвинуть ее и забыть.
 
Средства массовой информации сообщают многократно о том, что где-то на Чукотке затерялся вездеход, взорвалась автобусная остановка, кто-то трагически погиб и т. д. Пятьдесят раз в день одна и та же информация, чаще негативная, поступает в сознание, нагнетая обстановку, и складывается впечатление, что все рушится и летит в никуда. И в то же самое время, вопросы куда более серьезные — вопросы духовные умалчиваются, о них нет и речи.
 
В наше время навязывается населению поголовная кодификация. И самое интересное, что по сей день нет закона, который бы обязывал нас подвергнуться этой акции. Компетентные органы ссылаются на статью 83 Налогового кодекса, где говорится о том, что налогоплательщиков нужно ставить на особый учет. Пожалуйста, ставьте. До сих пор ставили и сейчас ставят, но зачем нумеровать людей и почему всех? Дело в том, что с таким же успехом можно было бы привязать это не к налоговой инспекции, а к обществу спасения на водах, или Обществу Красного Креста, — это не имеет никакого значения. Но нам говорят, что всем людям необходимо сейчас выдать этот номер. Вот только кому это необходимо и зачем? 31 января 2001 года зам. министра по налогам и сборам В. Тихомиров на встрече с Патриархом проговорился: «У нас есть хорошо отработанная концепция развития налоговых органов. Мы имеем кредиты МВФ. Мы готовим специалистов, чтобы работать в современных условиях с учетом международных требований. В стране создается Единая электронная система сбора и передачи информации». Многие сознательно закрывают глаза на правду, она у них неизбежно вызывает раздражение, ибо говорят о духовных событиях, должных совершиться в ближайшее время. Народ отворачивается, когда речь заходит о конце мира, об апостасии. Это является для него раздражителем, порождающим страх.
 
С одной стороны, явное замалчивание проблемы средствами массовой информации, а с другой стороны, духовное ослепление самого народа, в том числе и верующего, который не хочет серьезно воспринимать тревожную информацию, отмахиваясь от тех, кто бьет тревогу, и позволяет без особых усилий воплощать в жизнь дела непоправимые.
 
В глубине сердца каждого есть некое особое чутье, интуиция, безошибочно подсказывающая, где кроется опасность. В чем она заключается?
 
Номера для нас не новость: их имеют наш аттестат об окончании учебного заведения, паспорт, пенсионное удостоверение, и множество других документов. Но впервые нумеруются живые люди и не на время, как в концлагере, а пожизненно. Навязываемые нам через налоговое ведомство кодификационные номера попирают Конституцию, другие законодательные акты.
 
Здесь проглядывается четкая и определенная цель — подготовить население к тотальному экономическому контролю. Христианская душа чувствует приближающуюся опасность. Чем отличается этот номер от тех номеров, которые мы когда-либо получали?
 
Штрих-код содержит в себе число 666, хотя и утверждают, что сканер это число не считывает. И, действительно, если мы возьмем и подвергнем сканированию любой штрих-код, числа 666 мы там не найдем, но интересно то, что если наложенную информацию стереть, то в основе будут лежать голые три шестерки, которые сканер уже способен счесть. Т.е. на эти три шестерки нанизана вся информация, которую содержит штрих-код. Значит, число 666 там все-таки присутствует, именно это число, о котором говорил Иоанн Богослов, а не какое-то иное.
 
Число 666 впервые встречается в Священном Писании не в Откровении Иоанна Богослова, как некоторые думают, а в 10-й главе 3-й Книги Царств. Во время царствования Соломона окружающие народы платили ему ежегодную дань в 666 талантов золота, и для иудеев это число по сей день символизирует экономическую власть над другими народами.
 
Второе, что настораживает, добровольно-принудительный характер акции. Недавно, перед Новым годом, мне звонил товарищ из США, который сказал, что такой номер выдается каждому, кто принимает американское гражданство. От номера можно и отказаться, но тогда ты должен покинуть страну. Самое интересное, номер при этом все равно остается, т. е. он вообще действует не только при жизни, но становится посмертным. Система работает, как гарпун, только в одну сторону. Человек умирает, а номер остается. Что это за посмертные номера, которые мы должны получать, да еще с тремя шестерками? Почему его навязывают младенцам, пенсионерам и монахам, не являющимся налогоплательщиками?
 
Третий аспект, который настораживает, остается в тени, а видимая ныне часть является лишь верхушкой айсберга, имя которому глобальный (в мировом масштабе) жесткий экономический контроль. Потерей экономичесской самостоятельности отдельных людей и целых народов грозит выдача электронных паспортов и вхождение в так называемую Шенгенскую зону. Уничтожение национальных границ и установление единого мирового порядка — заветная цель кодификации. Уже сегодня в день Сретения Господа нашего Иисуса Христа этот законопроект обсуждается в Думе.
 
Если посмотрим сейчас на развитие событий в мире, то увидим, что последний тяготеет к всеобщему экономическому контролю. Ведь введение этих номеров приводит к мысли о тотальном контроле. Всякие покупки, которые будут совершены с помощью электронной карты на базе ИНН станут фиксироваться в центральном компьютере, всякие сделки и товарообмен будет возможены лишь для имеющих этот номер.
 
Но об этом же прямо говорит Иоанн Богослов: что без номера нельзя будет ни купить, ни продать. Значит, мы все-таки имеем в виду не какой-то абстрактный номер, который нам выдается, а совершенно конкретный. Многие сейчас говорят, что номер не опасен, поскольку ставят его не на лоб, не на руку, как сказано в Апокалипсисе, а всего лишь выдают удостоверение. Ну, конечно, нельзя поставить номер сразу всем на лоб, хотя технически это вполне возможно. В православной прессе (Русский вестник № 51—52, 1998 г.) появилось сообщение диакона А. Коблова о насильственном, под видом прививок, введении микрочипов американскими специалистами в школе №487 и автомобильном колледже г. Москвы. Никаких официальных документов на эти «прививки» не оказалось. Здесь лишь вопрос времени. Было бы что ставить, а то, что поставят именно этот номер на лоб пусть никто не сомневается.
 
Придет то время, когда постепенно привыкнут к этим номерам, привыкнут к электронным удостоверениям и безналичным платежам. Привыкнут настолько пользоваться номером, что без него не будут мыслить свою жизнь. И все это произойдет на наших глазах.
 
Время сейчас такое, что события развиваются очень быстро. Дело в том, что система штрих-кода появилась в -нашей стране лишь 10 лет назад, однако уже люди привыкли, что на каждой пивной бутылке, на каждом товаре, который мы покупаем в магазине, будь-то продовольственный или промышленный, стоит штрих-код. Ну, и что, он нас не трогает, стоит и стоит. Для чего это делается? Так ли нужно, чтобы на каждом товаре стоял штрих-код? Конечно, нет.
 
Это делается с той целью, чтобы мы привыкли к системе штрих-кода. Сегодня мы это видим на пивных бутылках, завтра нам выдадут удостоверения с этими номерами, заодно введут информацию на магнитную ленту, по которой можно будет не только идентифицировать нас с помощью сканера, как кусок колбасы, но одновременно получить массу информации личного характера, которая автоматически, без стукачей, соберется в компьютере. Легко себе представить, как любому станет доступна информация сугубо личного характера, которую в силу ее конфиденциальности мы хотели бы сохранить в тайне. На сей день, например, вся информация по городу о персонале силовых структур стоит 200 рублей. Завтра столько же или чуть дороже станет информация об экономической деятельности каждого из нас. Какую неоценимую услугу получат криминальные структуры!
 
В-четвертых, мы привыкли, что носим имя, фамилию, и отчество, а вот теперь представьте, что в нашей общественной жизни они постепенно исчезают, и мы становимся некоторыми мистерами иксами, имеющими вместо имени определенный код. Технически современный мир уже созрел для перевода информации на высочайший электронный уровень. По этой причине в некоторых европейских странах и в США система тотального введения электронных удостоверений пока застопорилась, и основное давление направлено на Россию, Украину, Белоруссию. В полном объеме система должна быть введена одновременно и везде. К одному сроку.
 
Многие успокаивают, что территориальные размеры России не позволят внедрить в подобных масштабах тотальную систему. Ну, конечно, тут определенные сложности есть. Внедрить сложно, но не невозможно. Дело в том, что идентификация финансируется из западных источников, которые действуют целенаправленно. Конечная цель — идентификация населения всей Земли. Вот здесь мы подходим вплотную к вопросу: зачем нужна система тотального экономического контроля?
 
Первая задача: отмена денег. На инструктивном совещании бухгалтеров крупных предприятий в налоговой инспекции в феврале 2001 года было заявлено, что в нынешнем году все примут номера, а на следующий год планируется отмена 50-го счета, что означает прекращение оборота наличных средств внутри предприятия. Затем планируется изъятие наличных средств у населения и переход на безналичные расчеты с помощью магнитных карт на базе личного штрих-кода. Тем, что мы добровольно (закона нет) принимаем ИНН, мы способствуем осуществлению подобных планов. Представьте себе, что деньги исчезают из оборота, в руках останется одна карточка, на которую будет начисляться ваша зарплата, или те суммы, которые вы получите с помощью сделок. Тотальный экономический контроль неизбежно приводит к блокировке экономической свободы, и кто бы мы ни были: бедные или богатые, младенцы или старики, больные или здоровые, — все мы будем одинаково зависимы от магнитной карты. Контроль не ограничится рамками района, города, но будет повсеместным — для того и нужна единая всемирная система.
 
Если отдельные группы населения выпадают из системы, то, в целом, она работать не будет. Поэтому, несмотря на отсутствие закона о кодификации, она усиленными темпами внедряется везде. Мне приходилось видеть, как люди ломятся в налоговую инспекцию, только что друг друга не давят, вот такие сейчас очереди с желающими принять номера. Почему? Ведь никто не заставляет. Почему люди ломятся? А просто пугают. Пока только пугают. Но даже легкого испуга достаточно, чтобы привести в движение огромную массу населения.
 
Теперь представим, что деньги все-таки исчезли, а они исчезнут, и придет такое время, когда карточка, где есть штрих-код, лежащий в ее основе, станет единственным источником нашего существования, единственным, который мы можем подержать в руках. Ну, допустим, нас обокрали, потеряли мы ее, жизнь есть жизнь, мы придем в соответствующие органы, и скажем: дайте нам карточку другую, мы эту потеряли; а нам ответят, что новую дать не можем, и чтобы вы не теряли больше, давайте ее закрепим. И вот тогда, мы подступим вплотную к проблеме печати, на которую постфактум согласились приняв штрих-код. То есть. на основе того штрих-кода, который принимается сегодня, в человека будет введен чип, очень малых размеров, в котором будет содержаться вся исчерпывающая информация. О нашей платежеспособности и покупках, о нашем местожительстве и передвижениях, о нашем положении в целом. Огромная масса информации будет содержаться в чипе, вживленном в тело. Вот тогда нам предложат: ставьте его себе на лоб. Кому предложат, кого заставят, где обманом, где как, а, тем не менее, этот номер окажется подшитым в нас самих. Как тут быть?
 
Вот с этим вопросом обращались к старцу Паисию на Афоне. Он сказал так — не брать электронный паспорт, это погасить огонь стаканом воды, а погасить соблазны взявшим паспорт и не брать чип на руку или на лоб, так же трудно как погасать уже горящий дом. Можно сравнить с капканом — кто попал в него, уже не вырвется. Писание говорит однозначно:
 
Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред Святыми ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр. 14, 9-11).
 
Поэтому опасность заключается не в непосредственном принятии штрих-кода, а в последствиях этого. Если нет самого кода, человека невозможно вообще закодировать. А если мы его все-таки приняли, значит, мы потенциально открыли возможность для установления печати у себя на лбу, и тогда вопрос будет стоять уже не в такой форме, как сейчас. Сейчас мы можем пойти в налоговую инспекцию, отказаться от номера, и нам его не выдадут, как они говорят, занесут в категорию проблемных граждан. Но проблемные граждане, сейчас это уже очевидно, окажутся в подавляемом меньшинстве, и, конечно, с ними особо церемониться никто не будет.
 
Большая часть населения принимает номера в силу своей индеферентности к вере, к Священному Писанию, и вообще к духовным вопросам. Но такая вялость и безразличие не могут длиться бесконечно, все равно мы с вами так или иначе выявляем свое сердечное благоволение к тому или другому духовному действию. Поэтому те из нас, которые этот номер не примут, будут включены в проблемную категорию, и что будет дальше мы узнаем. Придет время, и узнаем.
 
Ну, а остальные люди, которые этот номер примут, они, естественно, будут и нас подавлять, поскольку в тех неприятностях, которые будут твориться вокруг, обвинять станут нас, а не кого-то другого. Что, мол, из-за «этих» немногих наша жизнь таких нестроений полна. И давление мира будет увеличиваться.
 
В этом плане очень многие пугаются. Как мне бабушка одна сказала: «А как же я пенсию получу?», — словно я у нее пенсию отбираю. Никто ничего не отбирает. Наше дело — предупредить о тех духовных последствиях, которые вы можете понести, если примете код, и он станет для вас необходимым условием жизни на земле. Эта сейчас опасность номер один, и она тщательно замалчивается СМИ. И неспроста. Ведь это и есть беззаконие, совершаемое втайне. Иными словами, кодификация и есть тайна беззакония, совершаемая ныне.
 
16
 
— Батюшка, а почему же в последнее время у мирян и духовенства наблюдается некоторое благодушие по отношению к добровольно-принудительной кодификации, и с чем связана такая теплохладность, почти безразличие?
 
— Внутренняя духовная жизнь весьма различается у людей. Они воспринимают только то, что внутри уже созрело, определилось. У многих прихожан духовное сознание только пробуждается, а чувство духовной опасности утрачено. Иногда ждут от священноначалия, священников невозможного: чтобы они указали путь, расчистили его, да еще провели за руку по дороге духовного роста прямо до ворот Царствия Небесного. Весь многострадальный опыт нашей Церкви свидетельствует об обратном: необходимы собственный каждодневный молитвенный труд, очищение совести в неуклонной надежде на помощь Божию. Иначе любое свидетельство Правды Божией со стороны священника остается втуне и пользы не приносит. По этой причине священство большей частью молчит и молится о пробуждении христиан от духовной дремоты. Человеческие слова просто не доходят до сознания.
 
В православной печати по проблеме ИНН высказываются самые различные мнения.
 
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, например (в отличие от своих клириков), вообще не видит разницы между международным штрих-кодом, присваевымым человеку и трамвайным билетом. А иеромонах Рафаил (Берестов) на той же странице газеты «Русь православная» (№1 за 2001 год) говорит следующее: «... некоторые очень духовные пастыри под воздействием льсти бесовской не видят опасности и советуют людям брать паспорта или жетоны со штрих-кодом и идентификационым номером, где невидимо имеются три шестерки — число имени антихриста. Этим они соблазняют к погибели свою паству, но горе тому, от кого приходят соблазны».
 
Там же напечатана статья архимандрита Георгия со святой горы Афон, где просто, ясно и последовательно, а главное аргументированно изложена позиция правоставного христианина по указанной проблеме.
 
Архимандрит Амвросий (Юрасов) по радио «Радонеж» заявил, что номера нужно принимать, так как иначе слабонервные могут покончить самоубийством. Прямо скажем, «убийственная» логика. Вообще, все сторонники принятия ИНН явно не в ладах с аргументами. Как в народе говорят: «Спрашиваешь про Фому, а отвечают про Ерему».
 
Так что нельзя сказать, что священство отмалчивается. Ну, а как быть неискушенному в духовных вопросах? Видимо, самое правильное — внимательно ознакомиться с различными публикациями по этому поводу и, помолившись, чутко прислушаться к голосу своей совести. На что сердце отзовется? Кому жизненный опыт, а кому христианский дух укажет на правду.
 
Слушать нужно этот глас и исполнять Заповеди Божий, которые оставил нам Господь на земле. А мы не привыкли. Мы, конечно, знаем о заповедях, что нужно быть и милосердным, не убивать, родителей своих чтить, и иные заповеди знаем, но, большей частью, смотрим на них не изнутри, а извне. То есть для нас важно, как свою жизнь на земле устроить, чтобы и душевный комфорт сохранить, и на земле проблем не иметь. Мы словно забываем, что за краткий миг своей жизни должны духовно определиться, понять свое место среди Божиего творения.
 
Беда не в том, что мир сейчас предлагает экономические реформы, головокружительные возможности что-то купить, приобрести. Многие машины покупают, дачи, — здесь ничего плохого. Но когда земное стяжание становится главным, то все остальные вопросы, неизбежно, становятся второстепенными. Смотря на духовные реалии, как на второстепенные, мы всячески противимся им, поскольку это колеблет наше жизненное основание, как колебались те иудеи, которые распяли Господа. Ведь они сначала приняли Его. Им нравилось, что появился некто, лечащий их от неисцельных болезней, кормящий хлебом и совершающий иные чудеса. Кроме фарисеев никто не противоречил. Но когда говорилось о прощении врагов своих, о жизни в милосердии, любви ко всем, в тишине, мире, — тут все восставало. То же самое и сейчас происходит, когда мы с вами говорим о духовной опасности — нас, большей частью, никто слушать не хочет.
 
Однажды к старцу Паисию Афонскому пришло четыре человека, и каждый из них говорил о том, что по вопросу об ИНН духовники дали совершенно разные ответы. Один сказал, что принимать нельзя, другой благословил. Третий сказал, что он служит Богу, а не сатане и на такие вопросы не отвечает. Последний сказал, что нужно перекреститься, и никакой бес не подействует. Кого слушать? Старец им сказал так: «Слушайте своих духовников, но еще более слушайте то, что скажет вам Церковь Божия, а пока не выскажется, ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тим. 3, 14—15).
 
Пусть каждый к ней прислушается. Не гасите правду Божию в себе, и тогда для многих окружающая обстановка, атмосфера и события станут более понятными. И в них легче будет разобраться. Тема нашего сегодняшнего разговора включает азы духовной жизни, но большая часть христиан и азы утратила. Как неразумное стадо рвется в разные стороны, каждый по своим страстям живет, а в церковь приходят, чтобы душе было спокойней: земные дела под Божье благословение подвести, мол, и Богу служим и миру.
 
Господь предупреждал о невозможности служить двум господам: либо мы Бога любим, живем по Божьи, либо склоняемся жить по мирским законам, заботимся только о земной жизни, о преуспеянии здесь, а духовные вопросы оставляем «на потом». Духовные вопросы оставлять «на потом» нельзя, они для нас главные.
 
И если мы не прогневаем Господа и будем правду Божию хранить в себе, она станет не только путеводной ниточкой в жизни, но мы всегда будем иметь возможность получить помощь от Господа. Потому что Господь пришел не праведников спасти, а грешных привести к покаянию. Вот если мы покаемся с вами в своем духовном двуличии, приверженности к миру, к его экономическим реалиям, тогда многое увидим в сегодняшней духовной жизни и предстоящей в ближайшем будущем.
 
— Батюшка, а почему государству так важно каждому выдать этот номер, если до сих пор обходились и без него?
 
— Многие говорят так: вот патриарх благословил, или президент нам поможет, все сделает. Как в песне поется «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит». Надежда на доброго человека, который придет и за нас все устроит, ложная; она, кстати, свойственна во многом вообще русскому человеку: надеяться на кого-то. Но как говорится у псалмопевца Давида:
 
Не надейтеся на князи и сыны чвловеческия. в них же несть спасения (Пс. 145, 3).
 
Мы с людьми общаемся, отношения какие-то устраиваем, надежды сопрягаем с ними, но это все на житейском уровне, а Давид говорит о духовном: в них же несть спасения. Если мы не ищем спасения, тогда нам можно надеяться на кого угодно, но если все-таки спасение хотим обрести и ищем его, то будем надеяться исключительно на Бога, а ни на кого из людей.
 
Никто не может своей немощной рукой остановить процесс духовной апостасии мира, ни президент, ни Патриарх. Но сопротивляться проникновению апостасийного потока внутрь церковной ограды мы обязаны, иначе как нам Господь поможет, если проявим безразличие? И уже совсем никуда не годится, когда священноначалие накладывает прещение на священников и монашествующих за отказ от получения ИНН. Это прямой путь к расколу. Верующий народ не пошел за экуменистами, не пойдет и за пронумерованными священниками.
 
Вот в Греции, например, в Солониках, прошла демонстрация верующих людей, не скажу, что их там намного больше, чем у нас, но в Солониках собралось 900 тысяч человек на манифестацию против внедрения этих номеров и в Афинах тоже около миллиона. Народ протестует, народ пошел за своим патриархом.
 
У нас священноначалие к этому не зовет. Все хотят мира с властями, чтоб все тихо и спокойно проходило. Представьте себе льдину с полярниками оторвало от материкового льда и медленно уносит в океан. Внешне ничего не изменилось, но если бездействовать, то через некоторое время появятся трещины — опасность станет явной, но время упущено. То же самое происходит в духовной жизни. Сегодня еще нет закона о кодификации, но завтра вполне может появиться, и, отказавшись кодифицироваться, мы станем законопреступниками со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот так спокойно можно продрейфовать важнейший момент, упустить его из виду, а отвечать самим придется пред Богом. Ведь там никого не будет: ни президента, ни священника, который нас окормляет. Мы — и Господь. Что мы ответим:
 
«Нас так благословили?»
 
Господь благословляет жить, исполняя заповеди Божий, в страхе Божием жить, а ежели мы потеряли этот страх, то нам срочно, дорогие братья и сестры, надо покаяться в богоотступничестве и познакомиться с Откровением Иоанна Богослова. Иначе быть не может.
 
— А как обсуждался вопрос о номерах на последнем архиерейском соборе?
 
— Я беседовал с его участником — этот вопрос там вообще не обсуждался. Было зачитано келейное решение Священного Синода, и все дружно проголосовали единогласно. Однако уже сейчас видно, что единогласия не получилось. Активно выступает против кодификации Епископ Каменец-Подольский Феодор, архиепископ Львовский Августин, митрополит Одесский Агафангел. Некоторая часть российского духовенства, я имею в виду архиереев, тоже озабочены положением вещей. Некоторые же архиереи, как архиепископ Тверской Виктор, яростно обличают осмеливающихся протестовать, не скрывая своего раздражения. Нет единой позиции. Я не буду анализировать причины разногласий, увидеть и понять их не составляет труда. Достаточно вспомнить первый Вселенский собор 325 года, когда сотни епископов, принявших арианскую ересь, пытались сломить сопротивление двоих. Дух Божий, почивавший на Спиридоне Тримифутском и Николае Чудотворце, так удивительно благовествовал Истину, что она открылась всем.
 
Мы должны требовать открытого и широкого обсуждения разногласий не на архиерейском, а на поместном соборе, все сроки созыва которого давно прошли. Только соборное решение столь важного для жизни каждого православного христианина вопроса будет иметь силу.
 
Конечно, можно сделать вид, что кодификация не имеет отношения к Апокалипсису, хотя заявление Священного Синода выражает озабоченность. Мы знакомы с историей церкви, сегодняшний день не являет исключения, и только твердость нашего вероисповедания может призвать руку Божию, способную разорвать паутину хитросплетений. Господь нам оставил Церковь, просвещающую нас в Боге. В ней мы не просто отдохновение души получаем, не просто утешение от скорбей, а становимся чадами Божиими.
 
Спасительная роль Православной Церкви, ее значение, не утрачено по сей день. Это единственное устроение на земле, единственный институт, который может подать нам спасительную помощь, через который Господь помогает каждому человеку. Прежде всего, таинства Христовы не только оздоровляют нашу душу и тело, но и оздоровляют наш разум. Господь нам разума дает. Мне приходилось наблюдать у простых сердцем прихожан такие мудрые мысли, на которые и богословы не способны. Господь любит людей с простым сердцем. В духовных вопросах мы не должны мудровать, как уму удобно, а прежде всего, Божьего разума стяжать, который дается простым, любящим сердцам, способным правду, живое начало принять в себя, и не только принять, а жить ею. Вот те немногие, кто эту правду ценой любых скорбей захочет сохранить в себе, и спасутся.
 
Многие знают из литературы о гонениях христиан в первые века христианства. Матери, идя на мучение, брали своих детей. Мучители удивлялись. Их дремучему духовному сознанию было непонятно: собираться на смерть и ребенка с собой брать. Вот как люди любили Бога! Конечно, мы сейчас во многом отличаемся и по чистоте духовной, и по сердечному устроению от христиан, которые жили в те времена, но, тем не менее, ведь дух Божий всегда один. Почему мы думаем, что правда бывает разная? Не может быть разной правды, не может быть, потому что Дух Божий един. Всегда свидетельствуя едино, он ни к каким разногласиям привести не может. А если разногласия возникают по духовным вопросам, то не оттого, что Дух Божий всем по-разному вещает, а от попыток извращения Духа Божьего.
 
Как может пастырь говорить, что можно принимать номер, а можно и не принимать. Так говорить может только наемник, которому безразлична судьба пасомого стада, и когда приходит волк, он не защищает вверенных ему. Господь нас предупреждает о том в Евангелии (Ин. 10, 12—13).
 
Предупреждает и о том, что если слепой поведет слепого, то оба впадут в яму (Мф. 15, 14). Так было и две тысячи лет назад. Люди ценили окружающую жизнь больше, нежели духовные реалии, которые были открыты пророками Божиими.
 
— Батюшка, в чем заключается опасность принятия этих номеров, и можно ли как-то уйти от общей кодификации?
 
— Сейчас такая возможность есть, во всяком случае, номинально, пока есть.
 
Мы с вами можем оставить заявление с отказом. Многие говорят, что заставляют на работе принимать штрих-код. Я хотел бы рассказать вам одну недавнюю историю. В муниципальной организации, с коллективом около 40 человек, оказались два человека, заявившие о своем отказе. Но как по-разному они себя повели. Один категорически отказался и номер не принял, а другой начал колебаться. Он пошел к одному священнику, и тот предупредил об опасности, но он не удовлетворился. После чего он и пошел к другому, который благословил, и благополучно номер принял. А что стало с тем, кто не принял? А ничего не стало. Позвонил директор и спрашивает его:
 
— Ты принял этот номер?
 
— Нет, и не буду!
 
— А если уволю, что тоже не будешь?
 
— Тоже не буду.
 
— Ну, так и работай, я тебя не заставляю.
 
Так духовная стойкость, в вопросах своего спасения, вызывает невольное уважение даже у тех людей, которые не имеют такого прочного духовного устроения.
 
.Твердость своих убеждений ограждает от какого-либо колебания. Мы должны не на себя положиться, не на бухгалтера, который что-то может утаить или подменить, а, исключительно, на милость Божию, на милосердие Божие. Почему мы от этого отвыкли? Да, потому что отвыкли Бога любить! Для нас начальник выше, чем сам Господь. Если он сказал, что выгонит, то мы уже бежим на полусогнутых в налоговую инспекцию ломиться во все двери, чтобы номер принять. Еще только попугал, ничего не сделал.
 
А посмотрите на первых христиан, ведь не было ничего проще, взять, да поклониться идолам, и все, никаких мук. Хочешь быть христианином, будь им, вот только бесу поклонись. Но люди с радостью шли на муки и получали спасение. Иными словами, единым актом, проявления твердой воли они обретали спасение. А мы, вроде как, и Богу служим, а вот решимости жить с Богом в дружбе, примирившись с Ним не имеем. Двойственное состояние. А всякая двойственность опасна, чрезвычайно опасна для человека.
 
— То есть принятие этого номера говорит о том, что мы с землей?
 
— Конечно, многие говорят, что я пожил на земле, мол, мне все равно, но я ради детей живу.
 
Дорогие братья и сестры, неужели Господь, позаботившись о вас, не позаботится о ваших детях? Ведь, что лучше: дольше на земле прожить или получить спасение в Боге? Священное Писание, Откровение Иоанна Богослова говорит нам о том, что люди, принявшие печать антихриста на себя, будут поражены язвами и будут подвергаться таким мучениям, что люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр. 9, 6), — вот как сказано. Конечно, конец будет для всех один, только одни-то уйдут к Богу в объятия, а другие в ад. В 14-й главе Откровения Иоанна Богослова прямо сказано, что нет никакой надежды у.того, кто примет печать антихриста на себя. Нет надежды. Они наказаны будут не только здесь на земле, но куда более страшно, в аду вечными мучениями. Мы с вами знаем об этом и говорим сейчас не для того, чтобы вас напугать. Почитайте сами Откровение Иоанна Богослова.
 
Ведь Священное Писание заключает во всей полноте правду Божию, которую мы с вами ограниченным своим умом с трудом способны воспринять. Потому Господь и говорил притчами, чтобы легче нам было понимать его. Он прекрасно видел, насколько тогда заземлены были люди. То же самое происходит и сейчас. Мы знаем Священное Писание, знаем Пророчество Иоанна Богослова, которые были переданы самим Богом, но все ищем какие-то уловки.
 
Многие говорят, я перекрещу этот номер, и мне ничего не будет. Ну, что ж, если такие мудрые, попробуйте, перекрестите.
 
— Батюшка, можно ли сказать, что мы живем именно в те времена, когда приближается исполнение пророчеств святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова о последних днях?
 
— В 1987 году старцу Паисию пришли люди именно с этим вопросом. Я отвечу словами старца, который прямо сказал:
 
«Дети твои станут свидетелями исполнения всех пророчеств Нового Завета». Мы не говорим о датах, не занимаемся здесь кликушеством; старцам Божиим, как чистым Божиим сосудам, по особому милосердию Божию, открывались и такие тайны.
 
Подобный вопрос задавали и апостолы Христовы. Господь ответил: от смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все cue, знайте, что близко, при дверях (Мф. 24,. 32).
 
Мы видим и чувствуем, что мир все ближе подвигается к тому времени. Сама картина событий духовного мира не оставляет сомнений. В Откровении прямо сказано, что люди примут печать, но не сказано, что она будет на каждом. Тот, кто уклонится от нее, проявит твердость воли, твердость своей веры, избежит страшной участи, и в этой жизни, и в будущей, куда пойдем после смерти. Это главное. Если мы будем с вами думать о царствии Божием, а не о царстве земном, и законы царства небесного для нас станут насущными, каждодневными, если мы с вами не сможем себя помыслить вне правды Божией, тогда и зло не коснется нас. В той форме, в какой оно польется на остальных. Здесь надежда только на милость Божию. Господь даже в последние времена окажет нам великую милость, Церковь нашу спасительную, как сказано, сохранит до последних времен, и врата адовы не одолеют ее (Мф. 16, 18).
 
— Батюшка, а почему для многих людей, исполнение пророчеств, связанных с последними временами, вызывает упадническое настроение, уныние и страх. Ожидание пришествия Господа нашего Иисуса Христа равносильно каре небесной, непоправимой катастрофе. И это страшит людей.
 
— Однажды Иоанн Крестьянкин исповедывал народ. К нему подошла бесноватая и стала страшно кричать. Все присутствующие невольно в испуге прижались к стенам. Архимандрит спросил: «Что, испугались? Посмотрите на кошку, она греха не имеет и сидит спокойно».
 
Страх от совершенных грехов заслоняет радость Второго пришествия, а ведь многие поколения христиан жаждали его более хлеба, готовились к встрече. Умники смеялись и смеются над ними. Только думается, кто жаждал встречи, тот и встретил Христа, только не на земле, а в Царствии Божием. Наша греховность плотной пеленой заслоняет духовные очи и, сие тоже знамение времени.
 
Те, кто постарше, помнят жизнь иную. Не ту, которая сейчас, а ту, которая протекала в иное время, и имела, конечно, свои плюсы и минусы. Мы были молоды, влюблялись, учились, нам было интересно, привыкали к созидательному труду, в труде старались себя реализовать, раскрывая свои возможности. И, конечно, наша молодость, отпечаталась в нас. Господь дает нам время, чтобы мы здесь пожили, имели возможность себя устроить, но если дальше человек не идет, то он начинает разрушаться, и неизбежно гибнет. Ведь земля не уд ел вечности. Это удел временный, который сегодня дается, а завтра отымется. Необходимо поставить правильные духовные акценты. Здесь мы еще можем делать выбор. А там — уже ничего изменить не сможем. Те, кто привык жить с Богом, будут умножаться в Боге, умножаться в правде, ублажаться в Милости Божией, а те, кто занимался богоборчеством, неизбежно в ад уйдут.
 
Вспоминается рассказ об одной медсестре, которая во время войны работала в госпитале. К ней в палату попал офицер со смертельным ранением. Но офицер все не умирал, а трое суток кричал, от мучившей его боли. Осколок снаряда вырвал кишечник. И находясь в жутком состоянии, отгороженный белой простыней, он лежал, ожидая конца, поскольку сделать что-либо было невозможно. Милостивая медсестра взяла и перекрестила его через простынь, а в ответ услышала мат и негодование. Он возмущенно кричал: «Ах, ты меня крестить?..» Т.е. человек, продавшись дьяволу, почувствовал крестное знамение, совершенное через простынь, и пришел в неистовство. «Я таких как ты, тысячами убивал, а ты меня крестить вздумала?», — продолжал он кричать и стал искать оружие, чтобы застрелить невинную девушку. Он все никак не мог успокоиться. Трое суток страдал — так, не раскаявшись, и ушел.
 
Почти в то же время медсестре пришлось принимать исповедь у двадцатилетнего парнишки. Он сожалел, что нет священника, и просил ее принять исповедь. Он открыл душу молодой девушке, покаявшись в совершенных грехах, которые не хотел унести с собой. Вы думаете, Господь не принял его исповедь? Конечно, принял, хотя не было аналоя, не было епитрахили, поручей, креста, Евангелия, но его покаяние, исходившее из самых глубин сердечных, было принято Господом. Вот так и мы должны Бога любить. Тогда ничего не страшно.
 
Господь и нам поможет, как помогал первым христианам, которых терзали дикие звери, которые подвергались многим другим пыткам. Муки за всех терпел Христос, а у них было лишь горячее желание пострадать за Христа. Вот как Господь покрывает своею милостью, а мы по малодушию своему думаем, что всего достигли, хотим сохранить стяжание от мира сего, закрепить навеки. Не будет здесь века вечного. Все, данное на время — отымется. Ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3,. 19). Так и происходит. Страшно отойти отсюда ни с чем. Ведь тогда жизнь, прожитая здесь, бесплодна.
 
А для чего тогда жить? Вырастить детей, выучиться, делать людям добро, конечно и в том есть смысл, но сие уровень душевный, а нам для спасения необходим уровень духовный. Мы люди, не животные, ибо единственные из Божьего создания, способны Бога любить и служить Ему. Если мы живем суетой, а наше главное предназначение сознательно оставляем втуне, отворачиваемся от него, то уподобляемся скотам. Мы думаем о земном, о животном, о душевном, а Божие остается за семью печатями. Откажется от нас Господь, если не разбудим в себе чувства покаянные, не постараемся омыться от той скверны, которую мы собрали здесь. Для того и нужна Церковь, любовь к Богу, любовь к людям.
 
— Батюшка, и в завершение нашей беседы, ответьте, пожалуйста, на столь важный вопрос, в чем, на Ваш взгляд, заключается действительная опасность развития современных событий в мире на духовном уровне. И чего нам, православным христианам, нужно в действительности опасаться?
 
— Тотальный экономический контроль подготовит пришествие царства антихриста, свидетельствуют тексты Апокалипсиса. Без мощной экономической системы, которая позволит покорить весь мир, антихрист не придет, поскольку не сможет управлять миром, не имея большинство людей своими заложниками. Потому всякое наше противодействие ее внедрению поможет отодвинуть те события, которые должны будут совершиться.
 
На мой взгляд, это главная опасность нашего времени — подвергнуться такой тотальной обработке. Но люди не хотят об этом слышать. Они думают о чем угодно: о наживе «добра», об увеселениях, наслаждениях, — как пир во время чумы. И все это сегодня, когда мы на пороге грядущих событий. Вязнем в мелочных желаниях быть счастливыми, произнося изъеденные ложью фразы, типа: «с новым годом, с новым счастьем». Какое у нас может быть «новое» счастье? Счастье, когда с Богом живем. И ничего «нового» нам не надо. Сохранить бы хоть это. И не надо здесь мудровать, специально образовываться —'отдай Богу сердце, и Господь тебе даст все. Вот и вся духовная премудрость. Но всюду беспечность духовная, которая, кстати, подогревается и средствами массовой информации, рабски служащими той же цели, потому как за все уже заплачено. А кто платит, тот и заказывает музыку. Так и в нашей сегодняшней жизни. Не стоит надеяться на каких-то людей, на какие-то благоприятные обстоятельства. Конечно, Всесильный Господь способен оградить нашу страну от всемирной заразы, хотя бы на некоторое время, но Откровение Иоанна Богослова не оставляет нам надежды на то, что мы этого избежим вообще. Господь может отодвинуть время, дабы спасти часть нашего народа, и мы, православные, верим в пророчества святых отцов, что прославится в духе государство российское, куда стекутся все лучшие люди земли, чтобы в последние времена собраться воедино. Мы верим в это. Но нам необходимо покаяние.
 
Нам нужно очнуться от той духовной беспечности, которая мешает нам быть бдительными и правильно ориентироваться в мире. Не нужно поглощаться увлечениями и азартом здешних законов: стяжанием, страстями мирскими, разворовывающими наши души, поскольку сие «благополучно» отводит нас от Бога. Все зависит от того, говорили ли мы только о Боге или жили во Христе. Нам не удастся ничего скрыть от Всевидящего ока. О Боге говорят многие современные богословы, но способны ли сии указать верный путь ко спасению ближним, большой вопрос. Не умных мира сего любит Создатель, а людей простосердечных, и им открывает Свои тайны, сохраняя их от ученых мудрецов.
 
Спасение наше во всецелом уповании Господа, и в свете этой любви мы способны увидеть истинную природу мира сего, дабы безошибочно предвидеть опасность и предупредить разочарование.
 
Возвращаясь к вопросу о кодификации, хочется сказать, что никто не может нас благословить на принятие штрих-кода. Господь нам дал свободную волю, которую мы должны ценить и беречь, ибо нет у нас дара от Бога ценнее и спасительное.
 
Однажды я видел, как режут овец. Зрелище страшное.Представьте себе отару в пять тысяч голов, которая оказывается в загоне мясокомбината. Животные чувствуют запах крови, ведут себя беспокойно, как справиться со стадом? Оказывается очень просто: вожака заводят на эстакаду, снимают его с конвейера, и стадо выстраивается в очередь. Сам же вожак разделяет участь стада последним.
 
Мы, погруженные в суету, легко забываемся в своем легковерии. Давайте будем помнить, что дело нашего спасения есть дело нашей свободной человеческой воли. Господь нам эту волю дал, и мы должны ее умножить в Боге, а не в беззаконии. Потому: блажен муж иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1).
 
Почему Господь говорит о блаженстве того, кто не идет на совет нечестия, и на пути грешников не становится? Почему? Да потому, что, действительно, мир наш в огне горит! И только тот избегнет огня, кто останется верным Богу, Его заповедям, несмотря ни на какие обстоятельства, которые может нам нарисовать наше воображение или рассказать кто-то другой.