От полковник Рюмин
К All
Дата 09.06.2000 14:54:33
Рубрики Прочее;

Почему не удалось ликвидировать унию

>Не далее как вчера, главный московский пастырь суздальских раскольников прот.Михаил Ардов выступил со следующим заявлением, что встреча Патриарха Московского и Всея Руси с римским папой вполне возможна и в этом ничего страшного нет. Главное, чтобы РПЦ публично покаялась в сотрудничестве с советской властью в преследовании... невинных униатских иерархов на Западной Украине...
 
 
Из общения с представителями т.н. "Рос ПЦ" на сетевых форумах, я пришел к выводу, что они ввели в Символ своей веры член о "безблагодатности Московской Патриархии". А условием своего спасения считают борьбу с неким "филетизмом", в котором якобы погрязли РПЦ и РПЦЗ.
 
 
Но все же... Почему не удалась ликвидация унии на Западе Украины?
 
 
Надо сказать, что после прихода Советской Армии на земли Западной Украины глава униатов митрополит Андрей Шептицкий занял двойственную позицию. Он продолжает идейное руководство ОУНовскими бандитами, ушедшими в подполье, но не прекратившими вооруженной борьбы. Но в то же время…
 
 
Еще вчера Шептицкий позировал перед фотокамерой со свастикой, обращался к населению Галиции с беспрецедентным призывом трудиться на благо Рейха даже в воскресные и праздничные дни, совершал богослужения, на которых возносились молитвы о ниспослании победы воинству фюрера — "освободителя украинского народа". Он благословил создание в составе войск СС особых частей, сформированных из числа украинской националистической молодежи. В апреле 1943 г. дивизия СС "Галичина" была укомплектована украинскими призывниками, которых окормляли полевые капелланы из униатского духовенства. Митрополит рекрутировал в дивизию рядовыми даже слушателей Львовской Духовной Академии и Семинарии, в том числе и 23 абитуриента, только что поступивших туда. Почти все они погибли в июле 1944-го.
 
 
Все переменилось. Митр. Андрей пишет верноподданные послания Сталину, выражая рабскую покорность и готовность к сотрудничеству. Вообще, есть основания думать, что если бы не смерть престарелого митрополита и не настойчивое стремление Сталина поскорее ликвидировать униатство, политически ему неудобное, то сама соглашательская позиция греко-католической иерархии привела бы в итоге к самоликвидации унии.
 
 
К сожалению, инспирированный властями Львовский Собор 1946 г., проведенный с грубым нажимом на униатов, только декларировал упразднение унии. Советская власть лишь обеспечила ореол мученичества униатской церкви. Гражданская война на Западе Украины с массовым «плановым переселением» целых сел «пособников бандформирований» «в отдаленные места Сибири и Крайнего Севера», насильственная коллективизация и прочие подобные меры властей против населения Галичины также поставили в сознании западных украинцев знак равенства между московской властью и Московской Патриархией. И на фоне обостренного националистического чувства, ставшего за последние сто лет характерной чертой галичан, все это способствовало сохранению у верующих униатского сознания, хотя формально они и числились «воссоединившимися» с Православием. Сознание это подпитывалось существованием подпольной униатской структуры, совершавшей в заколоченных деревенских церквях по ночам «тайные» богослужения и активно связанной с окопавшимися в Риме униатскими эмигрантами.
 
 
В итоге за годы существования советской власти на Западе Украины сложилась ситуация по видимости весьма благостная: более двух тысяч храмов, переполненных верующими, в том числе молодежью. Увы, это была лишь видимость благополучия. Большое число прихожан было не показателем глубокой веры, но лишь выражением своего рода легальной оппозиции режиму и приверженности традициям, искореняемым им. Многие униатские священники, сохранившие свои приходы благодаря переходу в Православие, но в душе оставшиеся униатами, прививали и своей пастве такое же двуличие и лицемерие, или, если выражаться неоределенным учено-заграничным языком, «релятивизм» в вопросе исповедания православной веры. То есть «база» для реставрации униатства. сохранялась. Этому способствовало и специфическое «западенское благочестие» верующих Галичины. Не знаю уж, насколько здесь повлияли установки католического «нравственного богословия», но отношение пастырей к пастве похоже на отношение шляхтича к «быдлу».
 
 
Все это вместе и сработало как детонатор, едва лишь изменилась политическая ситуация. Политика "перестройки", проводимая Горбачевым, всколыхнула волну национализма на Западной Украине, как и во многих иных регионах СССР. В обстановке подъема националистического движения и как следствие прямой договоренности Горбачева с Иоанном-Павлом II униатская церковь выходит в 1989 г. из подполья и вскоре переходит к настоящей агрессии действиям против Православия, намереваясь в кратчайшие сроки взять реванш и вернуть status quо досоветского периода. Частично это удается благодаря массовым захватам православных храмов и полной поддержке пришедших к власти на Западе Украины националистических деятелей. Всеми этими событиями руководили непосредственно из Рима. И из Москвы. Увы. Ведь не секрет, что мичуринцы из органов, а также из обкомов и горкомов КПСС заботливо выращивали всевозможные «национальные фронты» и «движения» во всех республиках СССР. Не стал исключением и «Народный Рух Украины за перебудовку («перестройку», то есть)». Просто «перебудовка» быстро из названия выветрилась. Вот этот «Рух» и поставил боевиков с булыжниками и стальной арматурой, захватывавших православные храмы.