От полковник Рюмин
К Катерина
Дата 10.06.2000 17:26:13
Рубрики Прочее;

Re: Не понимаю Объясняю.

> Объясните, пожалуйста, почему книга Казандзакиса «Последнее искушение» вызвала настолько негативную реакцию церкви и общества. Может быть, Вам покажется глупым этот вопрос, но я действительно этого не понимаю, по-моему, это одна из лучших книг, написанная о Человеке и Боге, о борьбе Духа и Плоти.  Эта борьба не бывает легкой для каждого из нас. Откуда такая нетерпимость, нежелание смотреть на мир самим – СВОИМИ глазами! Ведь они даны именно для этого! Поделитесь своими мнениями, пока что никто не дал мне вразумительный ответ на этот вопрос.
 
 
В общем книжка и снятый по ней скандальный фильм, показ которого был запрещен почти во всех странах, а нас г-н Гусинский осчастливил,  —  все это очередная «культурная» трактовка Евангелия в традициях Анатоля Франса, Даниила Андреева, Михаила Булгакова и прочая, и прочая. Из менее именитых в этом перечне можно вспомнить сгинувшего на просторах Люксембурга прижизненного советского классика Чингиза Айтматова и тому подобных литераторов.  И с современными заграничными «произведениями» подобного рода нас знакомят во-время.
 
 
Вот не так давно редколлегия журнала «Иностранная литература» посвятила целый номер публикациям, претендующим на интерпретацию Евангельских сюжетов. Там было аж три зарубежных романа (Ж.Сарамаго, С.Эрдега, Н. Мейлера), еще же творчество в данном жанре было представлено стихами, а также статьями преимущественно отечественных критиков, призванными художественно оправдать эту затею и даже придать самовыражению художника статус «святыни» (Я. Кротов).
 
 
Так что с упреками в «нежелании смотреть на мир самим – СВОИМИ глазами!» («Я Пастернака не читал, но я как и все советские люди…») – это не по адресу. Глядели-с.
 
 
Дело ведь не в том, что художник вдохновляется евангельскими  текстами и вновь делает их достоянием искусства: вся великая европейская культура выстраивается вокруг Бога-Слова, вочеловечшегося по Своей великой любви к человеку, искупившего его ценой Голгофской Жертвы, умершего за него на Кресте и воскресшего. Дело в том, что художественное толковние Евангелия может осуществляться лишь при условии веры в непреложность его свидетельства как свидетельства Духа Святаго, как окончательную и высшую реальность человеческого бытия, к которой нельзя прикасаться грязными руками и глумливыми устами. Это обязывает относиться к Евангелию бережно.
 
 
Главное же утверждение всех перечисленных романистов — Иисус Христос не есть Сын Божий. Их стремление к авторской оригинальности оборачивается под бойким пером единообразным и навязчивым приемом толкования Евангельских текстов исключительно в обратном смысле: белое темнеет, а черное делается белесым. Однако эти «развенчанные» Евангельские свидетельства неизбежно начинают порождать свои собственные плоские и пошлые трафареты.
 
 
Стал уже шаблонным художественный «образ» Иуды, который выступает как мудрец и спаситель мира (еще положительным героем обычно бывает первосвященник Анна), святая равноапостольная Мария Магдалина под пером «свободных художников» так и остается непокаявшейся блудницей, Голгофская Жертва представляется недоразумением, а Спаситель не воскресает.
 
 
Таким образом, вера христиан оказывается тщетной («А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14), упование их — напрасным, жизнь — бессмысленной.
 
 
Так вот, мы веруем, что главная цель человека на земле — единение с Богом, теосис, обожение. Вера в совершенного, святого, всемогущего и любящего тебя — лично тебя — Бога движет человечеством и окрыляет его в течение двух тысячелетий.
 
 
А в «художественных произведениях», где вольно трактуется Евангелие, авторы взяли и зло посмеялись над самым дорогим, что есть у верующего человека в его жизни, временной (земной) и вечной — святостью и чистотою Бога.  Да.
 
 
О Боге  - совершенном, святом и всемогущем — безумно заявили как о блуднике, ограниченном, жалком и бессильным что-либо сделать путного в этой жизни человеке. Это — хула на Святого Духа, Духа Истины, Которым было написано Святое Евангелие, исповедующее Господа Иисуса Христа Совершенным Богом и Совершенным Человеком без греха; Одним из Лиц Пресвятой Троицы. Хула же на Святого Духа, как известно, «не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12, 13). Это также хула на Христа, Который Сам есть Путь, Истина и Жизнь.