От webmaster
К All  
Дата 16.06.2000 18:55:49
Рубрики Прочее;

В очередном обновлении сервера статья Г.МОКЕЕВА "Архитектурные химеры"

Раздел НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — СТАТЬИ
 
* В ПРЕДЧУВСТВИИ ТЕМНОГО ЦАРСТВА. Часть II
 
http://www.voskres.ru/idea/lobanov.html
 
Опыт духовной автобиографии Михаила Лобанова
 
 
Раздел СТАТЬИ
 
* АРХИТЕКТУРНЫЕ ХИМЕРЫ  
 
http://www.voskres.ru/articles/himery.html
 
Г. Мокеев о большевицком наследии в московской архитектуре
 
* ЗАПОЗДАЛАЯ ЯВКА С ПОВИННОЙ  
 
http://www.voskres.ru/articles/tsekov.html
 
Вадим Цеков о событиях августа 1991 года
 
 
Раздел ПРАВОСЛАВНОЕ ВОИНСТВО — БИБЛИОТЕКА
 
* А. МАРИУШКИН.  ПОМНИ ВОЙНУ!
 
http://www.voskres.ru/army/mariushkin.html
 
Вопросы современной и будущей войны
 

 
АРХИТЕКТУРНЫЕ ХИМЕРЫ
 
Г. МОКЕЕВ о большевицком наследии в московской архитектуре
 
 
У меня были Революция и Моцарт.
 
Наркоминдел Г. Чичерин
 
 
Ужасное время вашего владычества...
 
не изгладится из души народной,
 
омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя.
 
Патриарх Тихон
 
 
В древнегреческой мифологии «Химерой» называли чудовище с косматой головой льва, туловищем, копытами и выменем козы, хвостом дракона. Отцом ее был Тифон — стоголовый огнедышащий монстр. Зевс, победив его, завалил горой Этной. Но Тифон иногда шевелится, отчего гора осыпается лавинами камней и скал, а дыхание монстра извергается из нее потоками огня, клубами дыма и пара. Мать Химеры — Ехидна, была другим чудищем в виде полуженщины-полузмеи, изрыгающей яд.
 
 
В средневековой европейской скульптуре химеры изображались уже в виде разных фантастических страшилищ. Они до сих пор сторожат старинные христианские храмы (например, собор Парижской Богоматери), отпугивая от них своим жутким видом неприкаянные души умерших грешников, витающих вокруг святынь и стремящихся найти покои внутренние.
 
 
Ныне словом «химера» обзывают в переносном смысле просто фантазию, неосуществимую мечту.
 
 
Московские архитектурные химеры почти все обладают признаками указанных трех разновременных определений в совокупности. Они обычно составлены из крайне разнородных элементов с контрастными функциями и этим чрезвычайно своеобразны. Но, как правило, они еще красивы, иногда даже очень, чем резко отличаются от средневековых страшилищ. А пугают они или вызывают отталкивающее впечатление своей внутренней неприятной, порой даже жуткой сутью (да еще в контрасте с прекрасной внешностью). Архитектурные химеры советской эпохи оказались на разных этапах своего воплощения: на стадиях графических архитектурных фантазий, конкретно поданных образных идей, эскизных или полноценных проектов, наконец, в виде построенных зданий и сооружений.
 
 
Известно более полусотни разнообразных архитектурных химер. Большая часть их осталась на бумаге в виде образов, меньшая — реализована в постройках. Фотографии позволяют поставить их в единый ряд и представить все явление в целом. Но здесь для краткости расскажем только о пяти наиболее ярких химерах, а еще о трех — архитектурно-градостроитепьных — далее, в особом разделе.
 
<...>
 
 
Московский Молох
 
 
Эта архитектурная химера была, кажется, создана первой и жива до сего дня. В глубокой древности «Молохом» называли одного из сиро-финикийских богов с человеческими телом, руками, ногами, но с бычьей рогатой головой. Бог был самым кровожадным и требовал для себя человеческих жертвоприношений. Так на раскаленные огнем докрасна ручищи медного истукана Иерусалимского Молоха уклонившиеся от Бога идолопоклонники приносили в жертву младенцев, от которых оставались на ладонях сначала обугленные косточки, затем горстка пепла. Оттого-то слово «молох» поныне, конечно, в переносном смысле означает страшную, ненасытную силу, требующую человеческих жертв.
 
 
<...>
 
 
Кремлевский Скунс
 
 
Чекистов — Замаршкину:
 
... Странный и смешной вы народ!
 
Жили весь век свой нищими
 
И строили храмы Божий...
 
Да я б их давным-давно
 
Перестроил в места отхожие.
 
                 С. Есенин. «Страна негодяев»
 
 
Посреди Кремля стоит Успенский собор XV века — святыня православной России. С севера от него функционирует огромный общественный туалет. Рассчитан он на обслуживание никогда не прекращающегося потока посетителей-туристов. А расположен — буквально в двух шагах напротив северных дверей собора. В некоторых церковных службах обязателен крестный ход вокруг храма: сначала выход из северных врат всего священства (даже Патриарха), затем обход церкви с востока, юга и вход в западные врата. Торжественное и красочное шествие с хоругвями, крестами, иконами, райским пением и молитвами движется сначала из собора прямо на туалет, упирается в него, потом только отворачивает в сторону.
 
 
<...>
 
 
Китайгородский Скунс
 
 
В 1936 году разрушили Казанский собор на Красной площади — уникальный памятник освобождения Москвы от католической экспансии, польско-литовской интервенции 1610- 1612 годов. На месте уничтоженной святыни был устроен ресторан под открытым небом, окруженный вазонами с цветами. С одной стороны простиралась Красная площадь, с другой — в соседнем здании устроили для ресторана «шикарный» по тем временам туалет.
 
 
<...>
 
 
Блажгауз
 
 
С 1918 года на Красной площади стали активно проводиться парады войск, демонстрации трудящихся в новые советские праздники. Все бы хорошо, да площадь оказалась не вполне пригодной для «коммунального» обслуживания массовых манифестации. Опять нужно было исправлять положение «спешно».
 
 
<...>
 
 
Тригроб
 
 
Посреди Красной площади стоит мавзолей Ленина — величайшее творение гениального Щусева. О сооружении написано много восторженного. Оно вроде бы всем хорошо известно, хотя система «гробовой» секретности не позволяет узнать о нем больше, чем позволено. Но многие странности мавзолея и его ансамбля видны невооруженным глазом — стоит только ко всему внимательно и непредвзято присмотреться.
 
 
<...>