Re: Смирение и...
Здравствуйте отцы и братья ! > Еще один вопрос, который меня интересует. Смирение и заниженная самооценка. Это одно и то же, или это разные вещи? Поначалу я смешивал эти понятия. И не только я: много инфы, где н.самооценка=смирение. Но как то встретил материал, беседу с православным психологом, в котором каждому из этих понятий отводилась самостоятельная роль. Какая именно разъяснено не было. Повидимому смирение и самооценка вещи разные. Низкая самооценка проблема скорей всего психологическая нежели духовная, но может принести вполне реальный духовный вред, а именно, вызвать уныние, а это уже грех. По моему мнению надо считать себя таким, каким я есть и поверьте что такая оценка тоже будет далеко не высока. Смирение в нескольких словах объяснить непросто. Очевидно можно сказать так: Смирение это подчинение своей воли воле другого (естественно не всякого другого). О Спасителе сказано «Был послушлив даже до смерти» (может не дословно). Сын, обладая совершеннейшим смирением, подчинил свою волю воле Отца, даже до крестных страданий и смерти. В монастырях иноки полностью подчиняют свою волю воле духовника (к сожалению сейчас такое есть не везде). Мы должны следовать воле Божией, так как духовничество и старчество сейчас переживает не лучшие времена, но это тема для другого разговора. >Поиск от Гугла привел на следующий любопытный материал, размещенный на каком-то христианском, но, видимо, неправославном сайте: > «Низкая самооценка и смирение – это вещи прямопротивоположные. Внимание человека с низкой самооценкой сконцентрировано исключительно на самом себе: “Что обо мне думают люди? Каким они меня видят? Что ж я такой нескладный!” Смирение же ищет блага не себе, а другим: “Сяду-ка я сзади, пусть другим будет лучше видно; хорошо бы пригласили ее вместо меня, мне кажется, ей это больше нужно”. Внешне низкая самооценка и смирение могут выглядеть одинаково, но это совершенно разные вещи...» В принципе с описанием самооценки можно согласится. Кстати, обратите внимание что вопросы из приведенного примера вполне могут повергнуть человека в уныние. Что же касается примеров смирения, то выглядят они как то неестественно. Человек предлагает другим блага отказывая в них самому себе. Но тут совсем рядом стоят самомнение и гордыня, качества далеко не благочестивые. А ну как у такого человека появятся мысли:"Вот какой я смиренный и т.д." и может случится что он не распознает искушения. > Интересно, не правда ли? Но дальше как-то сомнительно (в принципе, в этом и есть для меня вопрос): > "...У Иисуса было здоровое чувство собственного достоинства, но при этом Он был смиренным. А считать себя хуже всех – это чистейшей воды хождение по плоти. Человек в этом случае ни о ком кроме себя не думает. «Здоровое чувство собственного достоинства», пусть так, но мы не видим в чем оно проявлялось. Спаситель омыл ноги ученикам, не посчитал недостойным войти в дом Симона прокаженного, разговаривать с самарянкой, не отвечал на насмешки и заушения и многое другое. Осмелюсь предположить что достоинство, я бы сказал не собственное, а Божественное достоинство, мы видим в самом образе Христа. Посмотрите хотя бы на икону Спас Нерукотворный. Мы видим спокойствие, достоинство и всепрощающую любовь. Считать себя хуже других, полезно только в том случае, когда человек действительно так считает. А очень часто получается что мы считаем себя худшими потому, что так нужно считать. «Вот такой то святой считал себя хуже всех и спасся, буду и я считать себя хуже всех». Сами понимаете что с такого самоуничижения никакой пользы для души. > И хотя в церкви такое уничижение может вполне сойти за смирение; но Бог-то прекрасно видит: что есть что. Если вы обнаружили, что уничижать себя – характерно и для вас, то как можно скорее торжественно распрощайтесь с этим раз и навсегда." Не стоит сразу и безоговорочно прощаться. Так можно не разобравшись искоренить благое начало в душе, ее стремление подражать Господу и снискать в этом спасение. Самоуничижение благое качество, но польза от него будет только тогда, когда человек считает себя хуже других не в угоду своему тщеславию и скрытой гордыне, а ставя свои недостатки выше своих достоинств. > Вот так. Однако ведь самоуничижение, почитание себя хуже других вещи характерные для православной аскетической традиции. Опять недоумение. Хотелось бы услышать Ваши мнения, Уважаемые. Вы совершенно правы насчет самоуничижения. Стоит только сказать что к настоящему, не показному, самоуничижению старцы-аскеты шли может быть не один год молитвенного и многих других подвигов. На мой взгляд за неделю научится этому невозможно. Что касается отрывков статьи найденной Вами в сети, то вроде ничего особо еретического в них и нет, но ощущается чтото от Фрейдовского психоанализа. Похоже что она была написана психологом материалистом. иерей Владимир