От Iconomaster
К Алексей Коробейников  
Дата 29.08.2002 17:44:07
Рубрики Прочее;

Re: Смирение и...

Здравствуйте отцы и братья !
 
 
> Еще один вопрос, который меня интересует. Смирение и заниженная самооценка. Это одно и то же, или это разные вещи? Поначалу я смешивал эти понятия. И не только я: много инфы, где н.самооценка=смирение. Но как то встретил материал, беседу с православным психологом, в котором каждому из этих понятий отводилась самостоятельная роль. Какая именно разъяснено не было.
 
 
Повидимому смирение и самооценка вещи разные. Низкая самооценка — проблема скорей всего психологическая нежели духовная, но может принести вполне реальный духовный вред, а именно, вызвать уныние, а это уже грех. По моему мнению надо считать себя таким, каким я есть и поверьте что такая оценка тоже будет далеко не высока. Смирение в нескольких словах объяснить непросто. Очевидно можно сказать так: Смирение — это подчинение своей воли воле другого (естественно не всякого другого). О Спасителе сказано «Был послушлив даже до смерти» (может не дословно). Сын, обладая совершеннейшим смирением, подчинил свою волю воле Отца, даже до крестных страданий и смерти. В монастырях иноки полностью подчиняют свою волю воле духовника (к сожалению сейчас такое есть не везде). Мы должны следовать воле Божией, так как духовничество и старчество сейчас переживает не лучшие времена, но это тема для другого разговора.
 
 
>Поиск от Гугла привел на следующий любопытный материал, размещенный на каком-то христианском, но, видимо, неправославном сайте:
 
> «Низкая самооценка и смирение – это вещи прямопротивоположные. Внимание человека с низкой самооценкой сконцентрировано  исключительно на самом себе: “Что обо мне думают люди? Каким они меня видят? Что ж я такой нескладный!” Смирение же ищет блага не себе, а другим: “Сяду-ка я сзади, пусть другим будет лучше видно; хорошо бы пригласили ее вместо меня, мне кажется, ей это больше нужно”. Внешне низкая самооценка и смирение могут выглядеть одинаково, но это совершенно разные вещи...»
 
 
В принципе с описанием самооценки можно согласится. Кстати, обратите внимание что вопросы из приведенного примера вполне могут повергнуть человека в уныние. Что же касается примеров смирения, то выглядят они как то неестественно. Человек предлагает другим блага отказывая в них самому себе. Но тут совсем рядом стоят самомнение и гордыня, качества далеко не благочестивые. А ну как у такого человека появятся мысли:"Вот какой я смиренный и т.д." и может случится что он не распознает искушения.
 
 
> Интересно, не правда ли? Но дальше как-то сомнительно (в принципе, в этом и есть для меня вопрос):
 
>  "...У Иисуса было здоровое чувство собственного достоинства, но при этом Он был смиренным. А считать себя хуже всех – это чистейшей воды хождение по плоти. Человек в этом случае ни о ком кроме себя не думает.
 
 
«Здоровое чувство собственного достоинства», пусть так, но мы не видим в чем оно проявлялось. Спаситель омыл ноги ученикам, не посчитал недостойным войти в дом Симона прокаженного, разговаривать с самарянкой, не отвечал на насмешки и заушения и многое другое. Осмелюсь предположить что достоинство, я бы сказал не собственное, а Божественное достоинство, мы видим в самом образе Христа. Посмотрите хотя бы на икону Спас Нерукотворный. Мы видим спокойствие, достоинство и всепрощающую любовь.
 
Считать себя хуже других, полезно только в том случае, когда человек действительно так считает. А очень часто получается что мы считаем себя худшими потому, что так нужно считать. «Вот такой то святой считал себя хуже всех и спасся, буду и я считать себя хуже всех». Сами понимаете что с такого самоуничижения никакой пользы для души.
 
 
> И хотя в церкви такое уничижение может вполне сойти за смирение; но Бог-то прекрасно видит: что есть что. Если вы обнаружили, что уничижать себя – характерно и для вас, то как можно скорее торжественно распрощайтесь с этим раз и навсегда."
 
 
Не стоит сразу и безоговорочно прощаться. Так можно не разобравшись искоренить благое начало в душе, ее стремление подражать Господу и снискать в этом спасение. Самоуничижение благое качество, но польза от него будет только тогда, когда человек считает себя хуже других не в угоду своему тщеславию и скрытой гордыне, а ставя свои недостатки выше своих достоинств.
 
 
> Вот так. Однако ведь самоуничижение, почитание себя хуже других — вещи характерные для православной аскетической традиции. Опять недоумение. Хотелось бы услышать Ваши мнения, Уважаемые.
 
 
Вы совершенно правы насчет самоуничижения. Стоит только сказать что к настоящему, не показному, самоуничижению старцы-аскеты шли может быть не один год молитвенного и многих других подвигов. На мой взгляд за неделю научится этому невозможно.
 
 
Что касается отрывков статьи найденной Вами в сети, то вроде ничего особо еретического в них и нет, но ощущается чтото от Фрейдовского психоанализа. Похоже что она была написана психологом материалистом.
 
 
иерей Владимир