|
От
|
полковник Рюмин
|
|
К
|
полковник Рюмин
|
|
Дата
|
06.09.2002 01:32:17
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (2): О титуле "Вселенский Патриарх"
> Конечно же, действия Константинополя в отношении православных приходов в Эстонии - это грубое нарушение церковных канонов, они толкнули часть православных в Эстонии в беззаконие раскола. «Высочайшее Деяние», учиненное «Его Божественным Всесвятейшеством» Вселенским Патриархом Варфоломеем, выразившееся в «восстановлении Эстонской Автономной Церкви под окормлением Вселенского Престола» надругательство над Свв. Канонами Церкви. Но давайте разберемся с этими цветистыми греческими славословиями, которые ныне используют для оправдания притязаний Константинопольской патриархии на особую, главенствующую роль во Вселенской Церкви. Причем эти претензии получили развитие сравнительно недавно, в условиях глобальных политических потрясений ХХ века. Если начать издалека, то хотелось бы напомнить, что за более чем тысячелетнюю историю взаимоотношений между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью, к сожалению, далеко не всегда действия Константинопольского Патриархата по отношению к Русской Православной Церкви были дружественными. Наиболее болезненно это проявилось в связи с мировой смутой в начале XX века. В 20-е годы, когда Русская Церковь находилась в условиях жесточайшего гонения со стороны атеистической государственной власти, Патриарх Константинопольский Мелетий IV, в отличие от большинства церковных лидеров мира, не поддержал находившегося в заточении Святейшего Патриарха Тихона и встал на сторону инспирированного большевиками обновленческого раскола. Его преемник Патриарх Григорий VII через своего представителя в Москве архимандрита Василия (Димопуло) выразил пожелание о том, чтобы Патриарх Тихон сложил с себя управление Церковью и чтобы патриаршество в Русской Церкви было упразднено. В ответном Послании от июля 1924 года Святейший Патриарх Тихон писал Константинопольскому Патриарху Григорию: «Мы немало смутились и удивились, что... глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е Правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести, но не признавали и не признают за ним первенство власти». Эти слова прославленного ныне во святых Святителя и Исповедника Русской Церкви о православной традиции, определяющие различие между преимуществом чести и преимуществом власти, в связи с вопросом о первенствующем положении Константинопольского Патриарха среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей, следует вспомнить в связи с вторжением Константинопольского Патриархата на исконную каноническую территорию Московского Патриархата. Каждая Поместная Православная Церковь является самоуправляемой и не зависит от Константинопольского Патриархата в юрисдикционном отношении. Титул "Вселенский", которым пользуется Патриарх Константинополя, является историческим наследием Византийской империи, границы которой отождествлялись с границами «вселенной»: этот титул был усвоен Патриарху Константинопольскому в связи с его особыми функциями в столице империи (точно так же, как главному наставнику патриаршей школы в Константинополе был усвоен титул «вселенский учитель»). Грекии вообще, по-моему, очень склонны к цветистым выражениям. Так, титул Патриарха Александрийского «Судия Вселенной». А титул «Вселенский» никоим образом не означает и никогда не означал того, чтобы Константинопольский Патриарх обладал властью над другими Поместными Церквами. Поэтому когда нынешнего Патриарха Константинопольского представляют в качестве «лидера З00-миллионного Восточного Православия», это не соответствует действительности: он является главой одной из Поместных Православных Церквей, наряду с Предстоятелями других Церквей, обладающими равными с ним правами. Преимущество чести, которым пользуется Константинопольский Патриарх среди других Предстоятелей Поместных Церквей, основано на традиции, восходящей ко временам существования Восточно-Римской (Византийской) империи и закрепленной Правилом 3-м II Вселенского Собора, которое гласит: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после Римского епископа, потому что град оный есть новый Рим». Правило было сформулировано в связи с переносом в 330 году императором Константином Великим столицы империи из Рима в Византий, переименованный в Константинополь. Епископ города Византия, прежде подчинявшийся митрополиту Ираклийскому, был таким образом уравнен в правах с Патриархами, занимавшими древние Апостольские Престолы Римский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. А сейчас все громче раздаются голоса о «вселенском» значении Константинопольского Патриархата, о его «праве» «учреждать свою юрисдикцию», где только пожелает. «Это обычное дело менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства». С этих слов святителя Фотия Константинопольского начинался текст «Деяния» Константинопольского Патриарха о взятии в свое окормление православных в Эстонии. Если бы подписавшиеся под этой декларацией следовали сформулированному ими принципу, то Константинопольского Патриархата бы уже не существовало, так как в 1453г., в результате падения Константинополя, Византийская империя прекратила свое существование и на месте «города царя и синклита» «Константинополя Нового Рима» возник мусульманский Стамбул. Однако этого, к счастью, не случилось, и Константинопольский Патриархат продолжает свое историческое существование, хоть Патриарх и не имеет практически паствы на своей земле, в «Стамбульской епархии».