|
От
|
Александр Килим
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
10.09.2002 11:29:12
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Выполняю просьбу. В продолжение разговора о воске и елее
В связи с техническими проблемами меня попросили опубликовать сообщение на нашем Форуме: - Батюшка, благословите! Письмо по поводу разговора на форуме РВ о воске и елее. Вы просили ссылку на какой-нибудь источник: у меня, по счастью, есть такой учебник, называется «Учебный устав Богослужения (Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви)», автор Прот. Константин Никольский, репринт седьмого издания 1907 г. Там есть глава «О светильниках и освещении», к которой на стр. 43-44 есть примечание, где говорится немного о первоисточниках, на которых основаны требования к елею и воску: "... Господь, повелев в Ветхом Завете устроить первый храм скинию, дал заповедь, чтобы все, в нем приносимое в жертву Богу, было без порока, и Он указал устроить семисвечник и в нем гореть елею и дал повеление, чтобы приносимый елей к освещению был чистый, выбитый из маслин (Исх. 27: 20; Лев. 24: 2), чтобы в храме был свой собственный огонь (Исх. 30: 7, 9), т.е. не обычный, мирской. ... И в Новом Завете через горение светильников из древности выражалось благоговение к храму. Из правил святых Апостол видим, что в храме горели только елей и воск (Прав. 71, 72). В Православной Церкви девятнадцать веков соблюдался церковный устав, употреблять для возжения светильников в храме только елей и воск, как самые лучшие вещества для горения из растительного царства и имевшие с тем вместе глубокое символическое значение. ... У блаженного Симеона Архиепископа Фессалоникийского, ученейшего литургиста XV века, читаем о значении воска: приносимый и возжигаемый воск означает нашу чистоту и нескверность. Он приносится в означение божественного знамения: как мягкий и послушный в знак раскаяния в упорстве и непослушании, как способный принимать всякий образ в знак воссоздания; (приносится) как сообщенный для многих цветов и почти для всех в знак приношения от всего; чрез единение с огнем и сияние при помощи огня означает обожение и тем, что все соединяет и постоянно сохраняется единение и постоянство любви и мира (разговор о священнодействиях N 102, стр. 189). ..." Кроме того, в самой этой главе есть тоже толкование значения этих приношений и ссылки на книги ВЗ и НЗ, но не привожу за многочисленностью. Впрочем, если кому из братий интересно, то могу перепечатать. Что интересно, недавно купил в Москве книгу «Руководство к изучению Богослужения Православной Церкви» изданную Свято-Тихоновским Институтом, и не обратил внимания, что автор-то тот же самый! Только она в четыре раза (минимум) меньше, и там нет даже этой главы, не говоря уже об указанном примечании. И ссылки на оригинал нету, что немного обидно и странно общая структура-то у нее та же, и видно, что она из той сделана (как минимум, переведена на новую орфографию). Видно, что адаптирована к современным нуждам, что, кстати, и нормально, потому что 850 страниц оригинала не так-то легко осилить обычному теплохладному мирянину :), такому как я. Это если кому интересно из братии, чтобы имели в виду на всякий случай. Спаси всех Господи, прошу молитв о р.Б. Владимире