От Александр Катрич
К All  
Дата 09.12.2002 06:41:24
Рубрики Прочее;

Материалы к вопросу об обвинениях...

МАТЕРIАЛЫ къ вопросу ОБЪ ОБВИНЕIЯХЪ ЕВРЕЕВЪ ВЪ РИТУАЛЬНЫХЪ ПРЕСТУПЛЕНIЯХЪ.
 
I. Документы, относящiеся къ обвинешямъ евреевъ въ ПольпгЬ и Литве.
 
II. Литература вопроса (Западная Европа, Польша и Россшя).
 
Собралъ О. КУЗЬМИНЪ.
 
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
 
Типографiя „А. Смолинскаго", Загородный пр., 74. 1913.
 
 
ПРЕДИСЛОВIЕ.
 
Настоящая работа представляетъ собою попытку частичнаго собранiя историческихъ матерiаловъ къ вопросу объ обвиненiяхъ евреевъ въ ритуальныхъ преступлешяхъ. Въ части до-кументальной она ограничивается территорiей Польши и Литвы. Обвиненiя евреевъ въ ритуальныхъ преступлешяхъ въ этихъ странахъ изучены сравнительно мало. Въ частности западно — европейская литература, за незначительными исключенiями, не знаетъ ихъ. Для примера укажу на книгу проф. Г. Л. Штрака  Кровь въ вЪрованiяхъ и суевЪрiяхъ челове-чества».
 
Что касается части библиографической, то я старался со-брать все, что писалось по этому вопросу въ Западной Европе, Польше и Россш. Достигнуть этого мне, конечно, не удалось. Степень полноты моей библиографиi да определять люди, более меня св'Ьдушiе въ области литературы о евреяхъ.
 
Считаясь съ тtмъ, что польский языкъ (особенно древнiй актовый) среди русскаго образованнаго общества распространенъ менЪе латинскаго, я къ документамъ на польск. яз. присоединилъ переводъ.
 
МнЪ удалось ознакомиться со многими весьма редкими книгами по вопросу. Я обязанъ этимъ богатымъ книжнымъ сокровищамъ ИМПЕРАТОРСКОЙ Академiи Наукъ, ИМПЕ-РАТОРСКОЙ Публичной Библiотеки, БиблютекЪ И м п Е р А т о Р с к и х ъ Университетовъ
 
С.-Петербургскаго, Московскаго, Варшавскаго и Кiевскаго. НЪкоторыя мЪста изъ рЪдкихъ книгъ я счелъ полезнымъ перепечатать.
 
ВcЪ предисловiя къ документамъ принадлежать МНЪ. Изъ примЪчанiй мои подписаны иницiалами.
 
Знаю, что въ моей работЪ найдутся пропуски и другiе недочеты. Но каковы бы ни были эти недостатки, я все-же думаю, что мое собранiе документовъ и моя библюграфiя окажутся полезными и будущему собирателю матерiаловъ, и изслЪдователю, и наконецъ, всякому, кто захочетъ самосто-ятельно разобраться въ вопросЪ.
 
Заканчивая эти строки, мысленно обращаюсь къ тЪмъ, чьей нравственной поддержкЪ многимъ обязана эта работа,— друзей и коллегъ прошу принять мою искреннюю благодарность.
 
Просьбу къ читателю я выражу словами I. Хр. Вольфа:
 
His fruere, lector, et quae errata a me sunt, humaniter interpretate.
 
 
Ив. Кузьмина.
 
С.-Петербургъ. 30-го iюня 1913 года.
 
 
 
„Историко-юридичесюе матерiалы, извлеченные изъ актовыхъ книгъ губ. Витебской и Могилевской", изд. подъ ред. Созонова, вып. X, 447—450. (Витебскъ. 1879).
 
——————————-
 
 
1692 года мая ^ дня.
 
Явившись лично передъ могилевскимъ его королевской милости урядомъ, панъ Миханлъ Кукшинъ именемъ велгможнаго пана Николая-Андрея Паца, графа на кня-жестве Княжицкомъ и Езне, ста-росты ковенскаго и виленскаго, подалъ для вписанiя въ городскiе могилевскiе акты протестащю по делу, ниже описанному, следующаго содержанiя: заявилъ и протествовалъ вельможный панъ Николай-Андрей Пацъ, графъ на кня-жеств^ Княжицкомъ и Езне, староста ковснскiй и виленскiй, о томъ, что замковый урядъ не принялъ для вписанiя въ замковыя книги процесса подданныхъ его именiя и волости Княжицкой. села Присной, въ повъте оршанскомъ, Гаврилы Давидовича Лапы и же-ны его Марины Ивашковны противъ живущихъ въ город^ невърныхъ евреевъ, равнина обеихъ еврейскихъ школъ въ Могилеве (старой и вновь выстроенной)и евреевъ-старшинъ,составляющихъ советъ съ раввиномъ, и ихъ властей, а имен-но: Марка Маiоровича, Якуба Дуктора, Екеля и Мовше ЗувзмановичеЙ, Михеля-Мошке Боровича, Нахима Изаковчча, Илле Золоторя, Iозефа, зятя Шломы, школьниковъ и хазановъ и прочихъ евреевъ, входящихъ въ синагогальный советъ, пекущихся о погибели христiанской.—о томъ. что неверные евреи, будучи издавна врагами сватого креста во время своего праздника, ; называемаго Пейсахомъ, жестоко  свирепствуя надъ  ВЗрослыми и малыми христiанами, привыкли убивать и кровь проливать, губить и  причинять смерть, что доказано у разныхъ народовъ и въ разныхъ городахъ ясно и документально процессами и документами и за чnо они были наказываемы смертью. Однако, оставаясь неизменными въ своей закоснелости и здовредномъ совете, они продолжаютъ это делать, относясь съ пренебрежешемъ къ государственнымъ законамъ и не обращая на нихъ никакого вниманiя. Это и нынt искусно, ловко и тайно произведено по совъту и уговору обвиняемыхъ ихъ школьнымъ хазаномъ евреемъ Лейбой Урiншовичемъ. Подданный протестующаго, упомянутый жалобщикъ и потерпевшiй cъ женой и детьми вслtдствiе своей бедности отпра-вился на заработки въ Могилевъ и тамъ поселился. Упомянутый хазанъ, еврей Лейба Урiяшовить, уговорилъ его отдать въ услужеше свою дочь Марину. По прошествiи двухъ недель, въ нынешнемъ 1692 году 27 марта, безъ всякой причины съ ея стороны, вышеописаннымъ, коварнымъ еврейскимъ способомъ по совъту евреевъ-старшинъ и раввинов, Ма-рина была сурово и немилосердно избита и жестоко мучена, упомяну-тымъ хазаномъ Лейбию, причемъ онъ, налегши колунами и руками на грудь, сильно душилъ и давидъ ее такъ, что изъ носа и изо рта текла кровь. Желая якобы скрыть свой поотупокъ, онъ спряталъ окро-вавленный платокъ, а ей дадъ другой. Затемъ еврей сталъ выго-нять ее, какъ будто она совершила какое-то преступлеше. Марина, однако, не могла дойти до дому родителей и разысканная родителями на утро разсказала о такомъ избiенiи имъ и разнымъ людямъ, а также призналась на исповеди духовному отцу, что она должна умереть отъ хазана Лейбы и его мучительства. И на третiй день она умерла. Предъ могилевскимъ замковымъ судомъ его королевской ми-лости, а также предъ городскимъ могилевскимъ судомъ и передъ разными людьми были показаны и освидетельствованы знаки на тъле покойной. По смерти и погребенiи обвиняемые евреи, не довольству-ясь этимъ и желая отделаться отъ своего преступлешя и, утаивъ его, быть вольными, застрашили жалоб-щика, подданнаго протестутощаго, чтобы онъ отказался отъ жалобы, ни въ чемъ неповиннаго человъка отправили въ замковый судъ, не-справедливо и незаконно посадили въ тюрьму, не допустили выдать его на поруки и, въ поругаше веры христианской и свСтлаго праздника Воскресенiя Христова, холодомъ и голодомъ морили его и надругалась надъ нимъ въ теченiи праздника. Желая добиться справедливости въ такой обшке Богу и людямъ, онъ далъ  на-стоящее свое заявлеше и протестащю съ нужными исправленiими вписать въ актовыя городскiя могилевокiя книги, каковая протестацiя принята и записана.
 
101 – 104 стр.
 
 
 
 
 
^ 4.9. Ъ.) 'Выпись изо кодненскггхъ городскихъ актовыхъ кншъ.
 
Напечатана St.Zuchowsk’  имъ в «Oglos processow criminalnych na zydach" 1700. Ср. его же „Ргоcess kriminalny" 1713. № 152.
 
Wypis z Xiag Mieyskich Kodenskich Prawa Maydeburskiego,R.teraz ibacego 1698,dnia 4 lipca.
 
……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
 
 
 
 
Выпись изъ кодненскихъ город-скихъ книгь Магдебургскаго права, 1698 года, 4 июля.
 
По делу Тимофея Лукашевича и его жены Екатерины Яхимовой, ро-дителей дитяти—сына ихъ по имени Матвея, по прозвищу Матьки, Тимо-феевича, въ третьемъ году убитаго евреями здъшняго Кодненскаго кага-ла. Начало эгого дъла таково. Въ вышеуказанномъ году, седьмого мая, въ среду Крестовыхъ дней,происхо-дила последняя процессiя изъ здъшняго Кодненскаго костела основашя Св. Анны, съ рынка на Брестскую улицу, къ Свято-Духовскому костелу. По оковчанiи про-цессiи это дитя шло за городъ, къ распятiю. Видя, чго дитя бдуждаетъ, люди вернули его. Люди эти, какъ выяснилось изъ разслъдованiя, пошли своей дорогой къ пустой мельницъ и пробыли тамъ недолго, а между тъмъ дитя снова вернулось и шло изъ города въ поле Брестской дорогой и черезъ короткое время (спустя не болеее полчаса) пропало. Не заставши дитяти дома, родители вместе съ родственниками и лицами, при-соединенными отъ н а шихъ властей, произвели тщательный розыскъ по улицамъ, въ поле и даже до Бре-ста. Не получивъ никакихъ сведенийй о евреяхъ, они воротились назадъ, видя, что погибель дитяти произошла отъ постоянной еврей-ской ненависти. Вследствiе чего панъ подстароста приказалъ аре-стовать еврейскихъ старшинъ и заковать ихъ въ цепи. Другiе главари этого убiйста убежали изъ города. Вследъ за темъ здешнiй кодненскiй еврей по имени Шлома Мисанивичъ предъ паномъ Андре-емъ-Стефаномъ Речицкимъ, экономомъ и подстаростой, открытой добровольно документально заявилъ на своихъ здешнихъ евреевъ, что убiйство того дитяти—ихъ дело. Еврей этотъ не былъ ни битъ, ни застрашиваемъ, но заявилъ это по чудесному Божьему соизволенiю. Онъ показалъ: “въ ту неделю, когда было убито или пропало дитя, я находился ночью на страже при школе, вблизи которой стоитъ домъ нашего раввина. Около пол-ночи, когда народъ спокойно спалъ, на коне приехалъ нашъ школьникъ Лейба. Подъехавши подъ окно раввина, онъ сталъ тихонько сту-чать, чтобы ему открыли, говоря:
 
«отворите мне». Жена раввина сказала: «зачемъ?> Школьникъ ответилъ: «я привезъ ту вещь. Необходимо спрятать на некоторое время». Жена раввина сказала ему по-немецки: «оставь меня въ покое. Я безъ мужа ни о чемъ не хочу знать». Услышавши этотъ разговоръ, я узналъ голосъ школь-ника и подошелъ къ нему. Узнавши меня, онъ сошелъ съ коня и отдалъ его мне подержать, а самъ, отвязавши отъ седла мешокъ съ неживымъ ребенкомъ, пошелъ черезъ дорогу къ окну еврея Фроима и разбудилъ его. Фроимъ впустилъ его въ дом, и тамъ они спрятали дитя, положивъ его въ погребъ за дверями. Школьникъ просилъ и грозилъ мнъ, чтобы я никому о томъ не объявлялъ, а затемъ, взявши коня, поехалъ домой. Спу-стя несколько дней,наши евреи старшины, обещая дать мне хорошую награду, чрезъ того же школьника просили меня, какъ уже знающаго объ этомъ деле, чтобы я, взявши то дитя, занозъ его въ поле и бросилъ поодаль оть города. Я согласился на это, такъ какъ напоследокъ они грозили отлучешемъ отъ веры и общенiя сь собою и, наконецъ, даже смертною казнью. Я, взявши то дитя, вместе съ евреемъ Борухомъ занесъ его въ поле и положилъ на травъ. Спустя ночь, т. е. 19 мая, утромъ пастухи на-шли тъло и дали знать въ городъ. Громадная толпа людей разнаго положенiя взяла это дитя и при-несла къ ратуше, где какъ свескiе люди, такъ и духовенство учинили великiй шумъ". Согласно закону мы произвели освидетельствоваше и записали следующее. мы видъли на теле мокрую ру-башку, местами окровавленую, на животе, съ правой стороны, про-изведено около двадцати колотыхъ ранъ; на голове кровоподтеки, ухо левое окровавлено, праваго ока не было, только жилка висъла изъ-подъ века. Тъло это было пред-ставлено въ Брестскiй замокъ, а потомъ чрезъ несколько дней было достойнымъ образомъ погребено въ склепе при костеле св. Анны. Затемъ ясновельможный панъ вое-вода Троцкий, пань нашъ мило-стивый, приехавши изъ Варшавы и узнавши и такомъ безбожномъ попоступке евреевъ, изъ сожаленiя къ невинной пролитой христiанской крови, приказалъ тотчасъ же разрушить до основашя еврейскую си-нагогу такъ, чтобы на месте не осталось и фундамента, а могилы ихъ сравнять сь землею. Затемъ воевода приказалъ согласно закону предать уголовному суду двухъ евреевъ—школьника ЛеЙбу и Фроима. Въ заседанiе этого суда ясновель-можный панъ воевода Троцкий, панъ и благодетель нашъ милостивый, приказалъ послать въ качестве депугатовъ четырехъ коммиссаровъ шляхтичей: пана Александра, ловчаго Оршанского; пана Яна Бу-хольца, чашника  смоленскаго;пана Казимира Душевскаго, двора Маршалка, и пана Андрея Ре-чицкаго, эконома и подстаросту кодненскаго. Когда поименованный лица открыли засаданiе въ замке вмъсте съ нами, полнымъ городскимъ Магдебургскимъ урядомъ, тотъ еврей Шлома, ставши передъ нами, не разъ и не два подтвердилъ прежнее свое показание. Въ этомъ добровольно давномъ сви-детельстве опъ, между прочимъ, показалъ: «я признаюсь въ томъ вследствiе дневного и ночного виденiя: то дитя всегда предъ моими очами являлось живымъ». Тогда судъ, видя и слыша такiя свидетельства объ убiйстве того дитяти, приказалъ, чтобы оба ев-рея Лейба и Фроимъ были отданы на пытки. Будучи на пыткахъ трижды расгягиваемы и огнемъ мучимы, они по своей закоснелости ни въ чемъ не признались. Затъмъ тотъ же судъ вместе съ нами приказалъ подвэргнуть повторной пытке техъ же евреевъ. Но и на второй пытке они ни въ чемъ не признались, а только кричали: «хоть бы вы приказали сжечь насъ на уголе и рубить на части, ничего не покажемъ^ибо ничего не знаемъ». Мы. судъ, видя столь окаменълыя
 
еврейсюя сердца,  постановили послъднимъ нашимъ  декретомъ согласно съ панами коммиссарами  н нами, полнымъ уря-домъ права Магдебургскаго, что-бы свидетель еврей Шлома съ четырьмя хриспанами присягнудъ въ томъ, что то дитя действительно убито евреями. Они немедленно присягнули. По принесенiи присяги судъ своимъ послъднимъ декретомъ приговоридъ двухъ евреевъ—Фроима и школьника къ смертной казни чрезъ обезглавленше. Приговоръ этотъ приведенъ въ испол-ненiе 28 мая. Въ удостовtренiе чего мы, кодненсмй городской урядъ, выдаемъ изъ городокихъ книгъ настоящее заявленiе, допросъ и декретъ жалобщикамъ, съ приложенiемъ печати и подписями рукъ нашихъ. Года и дня вышеописан-наго. Войтехъ Малакевичъ, гисарь. Место печати, Федоръ Рутовичъ ландвойтъ.
 
121 – 125 стр.