От Александр Килим
К All  
Дата 23.12.2002 12:49:34
Рубрики Прочее;

Об Иосафате Кунцевиче (цитаты и ссылки)

У Костомарова:
 
 
«К сожалению, этого облегчения на деле не последовало. Свел все на нет трагический акт убийства униатского Полоцкого епископа Иосафата Кунцевича. Это была натура фанатическая. Иосафат оказался епископом в том же Полоцке, в который теперь был поставлен Мелетий Смотрицкий. Много Полоцких приходов заявили себя православными, признающими Мелетия. Иосафат взорвался и начал с кучкой своих неистовых приверженцев насильственные обходы с погромами православных дворов. Сам униатский митрополит Иосиф Рутский и королевский канцлер Лев Сапега, тоже родом русский, обратились с увещанием к фанатику. Сапега писал Иосафату, что его фанатизм искажает унию и делает ее политически опасной. Иосафат, при посещении Витебска осенью 1623 г., изгнав православных из всех церквей, разгромил даже те шалаши за городом, в которых православные начали совершать богослужения. На дикое насилие толпа ответила физическим сопротивлением. На лично предводившего погромом Иосафата толпа бросилась с палками и камнями, убила его и кинула труп в Двину».
 
 
Ссылка:
 
 
http://www.krotov.org/library/k/kartash/kart206.html
 
 
Прошу иметь ввиду, что это библиотека известного жидовствующего борца с Русским Православием Якова Кротова. Не знаю, может уважаемый Иогрь Ш. имел ввиду другой материал, но у Костомарова я нашел только этот.
 
 
Более интересный, на мой взгляд, материал в сборнике С.Носова «Папство и его борьба с Православием» (к сожалению, не удалось скопировать сюда, пришлось набирать вручную).
 
 
Итак, цитата:
 
 
«Униатский вопрос. Немало шуму делается вокруг этого вопроса. Скажем сразу: естественно должны мы осуждать те преследования, которым униаты, подобно множеству других исповеданий, подвергались со стороны советской власти. Тем не менее, это отнюдь ещё не значит, что православные русские должны были бы испытать комплекс виновности, который настойчиво внедряется в их души и сердца разными средствами общественного мнения. Когда подобные давления исходят от разных эмигрантских газет, окончательно утерявших национальное чувство, это весьма печальное явление, но к которому мы привыкли; зато ещё более печально и совершенно неприемлемо, когда пастырь поддается этому соблазну, ставя во главу своего мышления пресловутые «права человека» и борьбу с «культом личности».
 
 
В связи с униатским  вопросом надо помнить те условия и обстановку, при которых проводилась Уния в 1595-96 годах и в последующие годы; ясно понимать, какими чувствами были движимы те 6 архиереев-вероотступников, во главе с Михаилом Рогозой, проводившие свое чисто клерикальное движение в полном отрыве от народа, вне всякой соборности; следует также не забывать те вопиющие беззакония и преследования, которым подвергались несчастные исповедники из простого люда, объединявшиеся в знаменитые православные братства; наконец, следует не терять из виду, что «греческая вера» на территории польско-литовского государства, не будучи признанной законом, находилась по сути дела вне закона, что позволяло панам безнаказанно распоряжаться  имуществом православных, передавать их храмы и соборы униатам или даже давать их в аренду… евреям!
 
 
Иными словами, должно быть ясно, что если униаты действительно страдают, то надо признаться, что страдают они именно тем, что 4 века назад провинились: там лжесобор в 1596 году, здесь «Инициативная группа» в 1946 году; там преследование католическими властями и панами православных, здесь преследование советской властью униатов, не последовавших за решениями Львовского Собора. Ведь не православные же преследовали униатов, а безбожная  советская власть, что не должно однако мешать православным радоваться возврату большинства некогда совращенных в ересь своих братьев. Сегодня настойчиво почему-то требуют от православных какого-то покаяния в связи с ликвидацией Унии в России. Но спрашиваем мы, когда, какой из римских пап изъявил свое сожаление по поводу ущемлений прав православных, по поводу всех тех преступлений, совершенных против них Унией? Никогда и никто, а меньше чем кто-либо теперешний Иоанн Павел II, не пропускающий ни одного случая, чтобы не восхвалить изверга Иосафата Кунцевича, Ватиканом именуемого святым священномучеником.
 
 
До непонятности возмутительны повторные припоминания этой темнейшей личности. Фактически одно упоминание его фамилии должно считаться настоящим “casus belli”. Незадолго до своей «мученической» кончины, последовавшей 12 ноября 1623 года в Витебске, Кунцевич сделал распоряжение выкапывать тела умерших православных и бросать их собакам. По своей полоцкой епархии, в Могилеве, в Орше наводил он террор на православных, закрывал и сжигал их церкви. Весьма красноречивы жалобы, посланные в народные суды и сеймы. Но самое убедительное для характеристики Кунцевича можно считать письмо, написанное 12 марта 1622 года, за полтора года до его кончины, литовским канцлером, то есть видным католиком, Львом Сапегой, представителем самого короля польского:
 
 
«Необдуманными Василиями притесняете (Вы) русский народ и толкаете его на бунт (…). Вам известны нарекания простого народа, что ему лучше быть в турецкой неволе, нежели терпеть такие страшные преследования за веру и благочестие (…). Вы пишете, что Вам свободно топить православных и рубить им головы (…), что надо отдать (их) церкви на поругание (…). (Вы) запираете церкви, чтобы люди без благочестия и христианских обрядов умирали, как нехристи (…). Вместо радости, Ваша льстивая Уния принесла нам только горе, непокой и нестроения, так что предпочитаем быть без неё. Вот плоды Вашей Унии (…)».
 
 
Напоминаем, что это не измышления  или клевета фанатично настроенного православного, а выдержки из исторического письма главы католического государства, канцлера Великого Княжества Литовского, написанного от имени самого короля польского неспокойному униатскому епископу.
 
 
С большой проницательностью в том же письме Лев Сапега пишет:  «Лучше было бы не отдавать нас всенародному гневу и ненависти, а самому себя беречь от всенародного суда».
 
 
Когда 12 ноября 1623 года Кунцевич с шайкой приспешников прибыл в Витебск и разгромил шалаши, в которых скрывались православные для богослужений, один из его диаконов накинулся на православного священника. Выведенный из терпения народ бросился тогда на Кунцевича и камнями и палками избил его до смерти. Искалеченное тело было положено в мешок и выброшено в реку Двину.
 
 
Таков был бесславный конец земной жизни якобы «апостола единения», как смеет бессовестно называть его теперешний папа Иоанн Павел II, Но до него уже, 29 июня 1867 года Пий IX прославил Иосафата Кунцевича со святыми. Пий XI, по случаю трехсотлетия кончины в 1923 году, издал энциклику “Ecclesiam Dei” (т.е. «Церковь Божия»), в которой Кунцевич именуется «священномучеником», «апостолом», «праведником», и где говорится, что такие примеры «святой жизни» должны способствовать единению всех христиан. 25 ноября 1963 года, при Павле VI, останки его были перевезены в Рим в папскую базилику Св.Петра, где они «почивают» под престолом св. Василия Великого, рядом с мощами свв.Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Без малейших угрызений совести, презирая историческую правду в угоду своих мелких интересов борьбы с Православием Иоанн Павел II не боится говорить о «благородной личности» Иосафата, чья пролитая кровь навеки скрепила великое дело Унии. В своем послании к украинской пастве “Magnum Baptismi Donum” (т.е. «Великий дар Крещения»), опубликованном 19 апреля 1988 года, ни словом не исправляются теперь уже вкоренившиеся представления об Унии и о Кунцевиче. А зато от православных католическая общественность все продолжает требовать некий покаянный акт и извинения за понесенный ужерб и недружелюбие, нехристианское отношение».
 
 
http://ctaj.elcat.kg/tolstyi/e/e019.html
 
 
От себя добавлю, что с такими же требованиями «покаяния»  РПЦ перед католиками высказал один из суздальских раскольников — «протоерей»-затейник Михаил Ардов. По-моему за всеми этими малопочтенными личностями стоит один и тот же куловод.
 
 
Во Христе Иисусе,
 
р.Б. Александр Васильевич Килим