От Николай
К Олег К  
Дата 06.01.2003 11:36:42
Рубрики Прочее;

С Рождеством Христовым поздравляю всех участников форума!

>Единственное, что меня смущает в личности Грозного Царя, что пока еще вообще никто не брался оспаривать, это достаточно длинный список жен, который христианину как-то совсем не к лицу, чем бы все это не оправдывалось.
 
 
Развеяли этот миф — из известных мне исследователей — м.Иоанн, В.Манягин, В.П.Кузнецов
 
 
Здесь доклад В.Манягина 4.10.02 http://www.blagoslovenie.ru/client/New/79.html
 
Раздел о женах ниже.
 
 
"ЖЕНЫ ИОАННА ГРОЗНОГО
 
Путаница с женами Царя превосходит все мыслимые размеры.
 
Прежде всего, надо разобраться с терминами. Жена – это женщина, прошедшая тот или иной официально признанный обряд вступления в брак с мужчиной. Для XVI века таким обрядом было венчание. Поэтому называть женщин с которыми Иоанн не венчался женами не корректно. Для их обозначения есть много терминов, но только не «жена». Рассуждать же о таковых, не имея на руках никаких достоверных исторических данных является кощунством по отношению к Помазаннику Божиему, каковым является Царь Иоанн Васильевич. Сказано: «Не прикасайтеся к помазанным Моим» (1 Пар. 16, 22), но не сказано, что только рукой нельзя прикасаться.
 
Что касается числа жен, то современные историки и популяризаторы исторической науки называют семь-восемь «жен». Борис Годунов, в разосланном им письме запрещал поминать святого царевича Димитрия на Литургии под тем предлогом, что царевич был сыном шестой жены Царя. Джером Горсей, современник событий, в своих мемуарах называет царицу Марию Нагую последней, пятой женой, но это при наличии в его записках  мифической «жены» Натальи Булгаковой, существование которой современная наука отрицает. Если ее исключить, то Мария Нагая становится четвертой женой.
 
В женском Вознесенском монастыре, усыпальнице московских Великих княгинь и цариц были захоронения четырех жен Иоанна Грозного: Анастасии Романовой, Марии Темрюковны, Марфы Собакиной и Марии Нагой. Видимо, это и были жены Царя. К царским женам относят так же Анну Колтовскую, утверждая, что она не погребена в Вознесенском монастыре лишь потому, что была пострижена в монахини. Однако Мария Нагая также была пострижена, и это не помешало ее погребению (+1608) в царской усыпальнице, причем, в монашеском одеянии.
 
И Мария Нагая, и Анна Колтовская, как утверждают, были сосланы в Горицкий девичий Воскресенский монастырь, однако после смерти одна удостоилась погребения в Москве как царица, а другая нет. Это объясняется только тем, что Анна Колтовская не являлась женой Царя.
 
Однако Мазуринский летописец под 7078 годом рассказывает о том, что Освященный собор дал Царю разрешение на четвертый брак и упоминает затем в тексте имя царицы Анны. Упоминается в Новгородской второй летописи под 7080 годом и о поездке Царя в Новгород. Вместе с ним в Новгороде находилась и Анна (до 17 августа 7080 г.). Так вопрос с Анной решен?
 
Но вот что странно. Та же Новгородская вторая летопись сообщает о женитьбе Царя на третьей жене, Марфе Собакиной под записью от 28 октября 7080 года. А эта дата на два года позже, чем указанная в Мазуринском летописце дата разрешения на четвертый брак (7078 год)! Как можно давать разрешение на четвертый брак, если еще не было третьего?
 
Что сказать о таких «женах», как Анна Васильчикова (о которой, по словам современных историков «почти ничего не известно») и Василиса Мелентьева. (О которой «ничего не известно… некоторые историки подвергают сомнению сам факт существования таинственной Василисы Мелентьевой, считая упоминание ее в летописи чьей-то позднейшей «шуткой» – то есть специальной вставкой!)
 
А ведь есть еще такие мифические «жены», как Наталья Булгакова, Авдотья Романовна, Анна Романовна, Марья Романовна, Марфа Романовна, Мамельфа Тимофеевна и Фетьма Тимофеевна… Вот где простор для клеветнических измышлений!
 
Стоит упомянуть и о том, что даты жизни и подробности биографии погребенных в Москве в Вознесенском монастыре цариц хорошо известны, у трех из них были дети, тогда как по отношению к другим, не удостоившимся погребения в Москве «женам», этого утверждать нельзя. То, что они упоминаются в летописях или мемуарах, даже не может свидетельствовать о том, что они в действительности существовали, как это можно увидеть из истории появления «жены» Натальи Булгаковой в мемуарах Д. Горсея.
 
ВЫВОД:
 
С уверенностью можно говорить только о четырех женах Иоанна Грозного, причем четвертый, брак был совершен по решению Освященного Собора Русской православной Церкви и Царь понес за него наложенную епитимию. Четвертый брак был разрешен ввиду того, что третий брак (с Марфой Собакиной) был только номинальным, царица умерла, так и не вступив в фактический брак."
 
 
Нет под рукой ссылки на то, что только насильственное завершение Собора 1918 г. помешало всецерковному прославлению императора Павла I и Иоанна IV Грозного, но вот Л.Болотин http://www.blagoslovenie.ru/client/New/82.html
 
«...в Архангельском соборе Кремля, где простой люд заказывал панихиды и о Великих Князьях, и о Русских Царях, велась специальная запись свидетельств, кто после панихид по Царю Иоанну Васильевичу Грозному получал Божью помощь. Чаще всего такая треба заказывалась в начале или в процессе каких-то тяжб, потому что заступничество Государя, справедливость которого народ почитал еще при жизни Царя, давалось людям по вере в правых делах и по его смерти.»