От Антон Б.
К Александр Килим  
Дата 27.01.2003 23:39:01
Рубрики Прочее;

О вере и разуме (+)

> Знаете, у меня складывается впечатление, что Вы бросаетесь словами, не задумываясь об их смысле и не собираясь давать отчет о них.
 
 
Готов дать отчёт в каждом слове. Если увижу, что был не прав — признаю без проблем.
 
 
>>  Клеветать только не надо, ладно ? :)) Никакой я не «обожатель» отца диакона, есть многое в его работах и деятельности, с чем я не согласен.
 
> Хоть и со «смайликами» Вы обвиняете меня в клевете. ВПЕРВЫЕ (повторяю — ВПЕРВЫЕ) Вы, дорогой Антон, заявляете о том, что в чем-то с о.диаконом не согласны (правда, не уточняете в чем именно, да это и не важно). Вы думаете, я умею читать мысли? Странно, однако...
 
 
А если Вы не умеете читать мысли, то с какой стати стали делать общие выводы о человеке, о котором практически ничего не знаете (обо мне) ? Впрочем, в данном случае моё «обвинение» в клевете действительно было шутливым — т.к. само название меня «обожателем» Кураева хоть и неверно, но всерьёз вряд ли стоит воспринимать. :)
 
 
>>>>Я же хотел напомнить Вам, что кроме вопросов веры, в которых, безусловно, нужно «держать и не дрожать», существует масса других вопросов, в которых иногда полезно взглянуть критически на своё мнение.
 
>>> Вообще-то, дорогой Антон, вопросы Веры (именно Православной Веры, а не какой-либо другой, например в диакона Кураева или в рок-музыку) для меня — главное. «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится Вам» (Мф.6:33). Так сказал Господь наш. А Вы предлагаете пересмотеть Его заповедь?
 
>>   Где ? Где я предлагал пересмотреть Его заповедь ? Вы, Александр, слово «простите» не ленитесь набирать, а лишний раз подумать, прежде чем писать довольно-таки клеветнический вопрос, Вам лень.
 
> Опять Вы, дорогой Антон, обвиняете меня в клевете, на этот раз уже без «смайликов». Давайте разберемся. Может действительно я Вас не так понял, тогда готов принести Вам свои извинения (только аргументы насчет Ваших мыслей, которые я увы читать не умею, не принимаются).  
 
 
  Давайте разберёмся. Логика Ваша понятна, однако, думаю, что Вы не правы. Есть догматика, в которой никакая критика недопустима, догматические истины целиком принимаются на веру. Далее идёт область канонического права, богословия, Церковной дисциплины — тут и у Отцов не всегда было единодушие (не считая вопросов, по которым явно выражен consensus patrum) — и обычно уже начинает применяться принцип икономии. В качестве примера можно рассмотреть спор, возникший между римской и малоазийскими древними Церквями (II век от Р.Х.) всвязи с празднованием Пасхи. Как известно, св. Ириней Лионский убедил римского папу Виктора не нарушать мира Церкви из-за неважных разногласий, и Церкви праздновали Пасху в различное время — вплоть до Первого Вселенского Собора. Т.е. св. Ириней ясно показал, что даже это — не вопрос веры, т.е. в нём возможны различные мнения, подходы. И нельзя определять, православен ли человек, смотря по тому, как он отвечает на этот вопрос. Что уж говорить про менее важные вопросы !
 
 
  Вот, к примеру, вопрос, занимающий меня последнее время : теория торсионных полей. Изучение материалов заставляет думать, что это — лженаука, теория полна ошибок, экспериментально ничего не подтверждается. Это моё мнение. Если сейчас мне начнут поступать материалы, говорящие об обратном — сначала, конечно, я отнесусь к ним скептически, однако со временем, вполне допускаю, что пересмотрю своё отношение. Потому что это — не вопрос Православной Веры, а вполне обычный научный вопрос. Теперь представим, что я спутал ориентиры и упёрся в своём мнении, поверив в него раз и навсегда. Тогда, конечно, меня никакими аргументами не прошибёшь — буду держаться до конца. И называться это будет, к сожалению, не стойкостью в вере, а банальным упрямством и глупостью.
 
 
  Аналогично с большинством иных вопросов — неумеренное проявление стойкости веры в собственное мнение ничего хорошего не даёт. А лучше всего, конечно, вообще не иметь мнений — по вопросам Христианской Веры иметь твёрдую веру и знание, а по всем остальным вопросам — ничего не иметь. К этому призывают святоотеческие книги, но поскольку это трудно, для начала надо научиться хотя бы не цепляться за своё мнение.
 
 
  Такие дела. Действительно, прежде всего нужно искать Царствия Божия, которое внутрь нас есть, а все остальные вопросы, мнения и т.п. — ерунда и чепуха, лучше бы совсем не обращать на них внимания. Ну и уж если обращаем, как мы тут на форуме, то лучше б не цепляться во всяком вопросе за собственную правоту, как за последнюю соломинку.
 
 
> Так что, дорогой Антон, Ваши шутливые и серьезные обвинения меня в клевете — АБСОЛЮТНО БЕЗПОЧВЕННЫ.
 
 
Очень интересно — как же ещё разценить Ваш вопрос : «А Вы предлагаете пересмотеть Его заповедь?» Дело, конечно, яйца выеденного не стоит, однако думайте, прежде чем писать какие-то подобные риторические фантазии.
 
 
> Я же так дурно воспитан, что каждый раз прошу прощения. Такой уж я человек. Переделывать меня «под себя» в мои 53 года, полагаю занятие безполезное.
 
 
  Действительно .. воспитание. Мне всегда казалось, что прощения нужно просить не каждый раз, а только тогда, когда чувствуешь (или хотя бы умом понимаешь собственную неправоту) реальное раскаяние и сожаление — иначе оно превращается в обычную формальность. Ну да ладно ...
 
 
 
> Так что либо терпите, либо не терпите. Третьего не дано.
 
 
  Ну что ж (вздыхает) ... Терпение — одно из добродетелей ... (вздыхает) ... будем воспитывать (вздыхает два раза)
 
 
> Простите
 
Прощаю (опять вздыхает) :)
 
 
Антон