От Iconomaster
К Владимир Несамарский
Дата 14.04.2003 13:42:08
Рубрики 11-19 век;

Re: Важнейшая цитата...

Здравствуйте братие!

>О. Андрей пишет: "Хоть православие и видится нам полнее остальных духовных традиций, однако же надо, наверно, признать право на существование и за несовершенными духовными состояниями".
> В первых девяти словах этой фразы мы встречаемся с тремя ошибками: во-первых, Православие - это не традиция, а единственная духовная истина; отождествление истины с традицией породило такое течение, как старообрядчество. Во-вторых, ереси и секты - это не традиция, а догматическое извращение. В лучшем случае у о. Андрея неряшливая терминология, в худшем - умышленный прием скрыть под словами, ничего не значащими, свою позицию до поры до времени.

К сожалению вряд ли это неряшливая терминология. Вспомните недавнее обсуждение темы о том, могут ли быть извращенцы священниками. Там тоже было упомянуто много таких "терминов". В связи с этим, мне вспомнилось как еще во времена незабвенного Леонида Ильича, президент США на каком то выступлении сказал что то вроде "Россия объявлена вне закона, ракеты уже в полете". Конечно недословно передаю, давно это было. Наверное тогда пальцы уже были на красных кнопках, но потом Рейган начал выкручиваться, дескать он хотел сказать не совсем то и имел ввиду совсем другое. Может и здесь то же самое. Сказал о. Андрей что то не подумавши, а потом на одну необдуманную реплику уходит сраница объяснений о том, что же он действительно имел ввиду. Снова появляются "термины" нуждающиеся в комментариях ...

>Третья ошибка: Православие и ереси отличаются друг от друга не как полнота от неполноты, не как большая степень совершенства от меньшей, а как истина от лжи, как свет от тьмы, как жизнь от смерти. У о. Андрея в данном случае вдруг обнаруживается неоплатонический, подход к феномену зла как скудости добра.

Возможно к некоторым ересям будет применен еще и принцип "остаточной благодати", заключающийся в том что при уходе в ересь конфессия якобы сохраняет часть благодати имеющейся в тех аспектах, в которых данная конфессия не отступила от истины. Правда в трудах о. Андрея такого пока не замечал.

По поводу "эволюции" Церкви. Я обычный сельский священник и вряд ли могу назвать себя знающим, просто хочу высказать свое предположение.
Вот отрывок из "Диалогов" протоиерея Валентина Свенцицкого.
*******
Духовник. Истинная Церковь как была, так и пребудет навеки "не от мира сего". Дух Христов никогда не смешается в ней с мирским духом Велиара, и потому всегда она и будет свободна от мирских стихий. В ней неизменно сохранится все, что даровано Церкви благодатию Святаго Духа: и Апостольская преемственность иерархии, и соборность церковного строя, и чистота догматов веры, и неизменность ее святых канонов, и верность ее преданию. Там, где будут все эти признаки, будет и единая Истинная Церковь. И напротив, где прервется Апостольская преемственность иерархии, или будут отменяться святые каноны, или войдет она в единение с Велиаром, или откажется от Свободы Христовой и водительства Духом Святым и отдастся в рабство мирских стихий - там уже не будет Истинная Церковь.
************
Церковь пребывает неизменной в своем внутреннем устроении как Тело Христово.

Следующий отрывок из той же книги.
************
.... Ты опять забываешь, что Церковь - не пустая форма, совершенно безразличная сама по себе, в которой, как в сосуде, содержится сила Духа Святаго. Церковь - живое Тело Христово, возглавляемое Им и напоенное Духом Святым, значит, и люди, как члены этого Тела, являются действующими в ней. Отсюда некоторое определенное соотношение между сверхъестественным началом и естественным земным процессом. Участие человека в деле развития Церкви и земное естественное ее Бытие сделало неизбежным постепенность ее развития в зависимости от нравственного и духовного состояния людей, степени их веры, подготовленности сознания и целого ряда внешних условий. Отсюда понятна и разная форма таинств в разные века. Церковь живет - и потому изменяется. Но это не есть изменение тех или иных человеческих измышлений - это живое изменение зерна, положенного в землю и постепенно выросшего в совершенное растение. Вы Божия нива, Божие строение,- говорит апостол Павел (1 Кор. 3, 9). И пока ты не проникнешься до конца настоящим пониманием учения о Церкви как сверхъестественном Теле Христовом, живущем в естественной земной среде, тебе все будет казаться "странным", "неразумным", "человеческим", потому что ты будешь видеть во всем только человеческое.
*************
Можно сказать что Церковь изменяется в некоторых внешних аспектах в зависимости "нравственного и духовного состояния людей ....", как написано выше, но вряд ли это можно назвать эволюцией.

священник Владимир