От Полковник Рюмин
К Владимир К.
Дата 04.05.2003 00:17:39
Рубрики Прочее; 1941;

Re: не повезло

>>действительно, Ильф и Петров евреями родились. Зато их произведения "12 стульев" и "Золотой телёнок" были лично читаны и одобрены великим литературоведом всех времен и народов Иосифом Виссарионычем.
>Уважаемый RBP! Вообще-то пейсатель с псевдонимом Петров родился не евреем. Он брат другого известного советского писателя Катаева. К сожалению, в характеристике "творчества" Петрова это ничего не меняет, но все-таки нужна точность. Укажите, пожалуйста, источник, в котором говорится, что Сталиным "читаны и одобрены" названные Вами книги. Что-то я этого пока нигде не встречал...

ХВ!

Владимир, насколько я знаю, первый плод совместного творчества Ильи Арнольдыча Файнзильберга и Евгения Петровича Катаева - роман "Двенадцать стульев" был опубликован в 1928 в каком-то журнале с продолжениями, а "Золотого теленка" опубликовали в 1931 году. Причем первый роман критики отругали, а о втором хвалебно отозвался с острова Капри А.М.Горький. Публикация обоих произведений была осуществлена в следующий раз в 1956 году во время "оттепели". Так что великий литературовед тут был совершенно не причем, тем более, что Илья Арнольдыч умер от тяжелой болезни аккурат в 1937 году, а Евгений Петрович писал после этого киносценарий веселенькой комедии о том, как Антон Иваныч сердится.

На двух романах было воспитано целое поколение советской интеллигенции, вот например, известный интеллигент Ю.В.Андропов, по свидетельству Ф.Д.Бобкова, знал их наизусть. Да.

Что касается содержания двух романов, столь повлиявших на поколения детей и внуков ХХ съезда, то приходится согласиться с классическим определением академика Ю.Р.Шафаревича, которое тот сделал еще в своей работе "Русофобия".

"Мне кажется, пора бы пересмотреть и традиционную точку зрения на романы Ильфа и Петрова. Это отнюдь не забавное высмеивание пошлости эпохи нэпа. В мягкой, но четкой форме в них развивается концепция, составляющая, на мой взгляд, их основное содержание. Действие их как бы протекает среди обломков старой русской жизни, в романах фигурируют дворяне, священники, интеллигенты — все они изображены как какие-то нелепые, нечистоплотные животные, вызывающие брезгливость и отвращение. Им даже не приписывается каких-то черт, за которые можно было бы осудить человека. На них вместо этого ставится штамп, имеющий целью именно уменьшить, если не уничтожить, чувство общности с ними как с людьми, оттолкнуть от них чисто физиологически: одного изображают голым, с толстым отвисшим животом, покрытым рыжими волосами; про другого рассказывается, что его секут за то, что он не гасит свет в уборной… Такие существа не вызывают сострадания, истребление их — нечто вроде веселой охоты, где дышится полной грудью, лицо горит и ничто не омрачает удовольствия."

Нечего здесь убавить и прибавить.

С уважением,
А.Рюмин