|
От
|
Владимир Урусов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
03.07.2000 00:57:10
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Отрывок из книги "Посмертные вещания преп.Нила Мироточивого Афонского"
Часть 1-ой главы из книги "Посмертные вещания преподобнаго Нила Мироточиваго Афонскаго". Глава 1. Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть, изъяснение грехопадения прародителей. Чувства человека имеют двух мысленных охотников, которые, один перед другим, стараются завладеть чувствами души и безпрестанно гоняются за душою. Один охотник есть вера, а другой неверие; говорим: надежда и отчаяние. Эти благие охотники _{1) Разумеются вера и надежда, по отношению к которым полною противопо- ложностию являются "охотники злые" - неверие и отчаяние. Эти злые охотники вдохновляются диаволом, который ходит как лев рыкающий, ищущий кого поглотить (1 Петр.5, 8) }_ с чрезвычайной ревностью гоняются за душою, стремясь сочетаться с нею браком; когда восторжествует вера над неверием и сочетается с ду- шею, тогда воспоминает душа Бога и рождает надежду. Так победила вера душу благоразумного разбойника, родила ему надежду спасения, и он воскликнув: «Помяни мя Господи», и поминается церковию до скончания века сего. Напротив, другой разбойник был побежден неверием, родил в себе отчаяние, похулил Христа, но похулен остался сам до скончания века сего. Так бывает и со всяким челове ком, обуреваемым страстью неверия; тогда-же он пребывает и в отчаянии, потому что за неверие оставляется Богом, в нем рождается отчаяние и упорная хула на Бога, которая, как боль в язве телесной, не может прекратиться, пока существует и не исцелеет самая язва, то-есть, пока сия язва душевная не исцелится покаянием. Почему-же человек впадает в бездну отчаяния, неверия и в блато нечистоты? Из-за «псилафизма» _{2) На последнем выражении необходимо остановиться. Слова «псилафизм» мы не нашли в словарях, по корню-же и смыслу оно означает похоть наслаждения чувственными благами, в противоположность исканию духовных благ; очевидно, псилафизм означает похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, или «любовь мира, которая есть вражда Богу» (Иак.4,4); все это Святой Нил вы- ражает одним словом псилафизм, то-есть, чувственность. Чувственная похоть является источником всякаго греха, как учит св. апостол Иаков:"Кииждо-же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть зачевши раждает грех, грех же содеян раждает смерть". (Иак.1. 14, 15). От существительного-псилафизмосъ Святой Нил производит еще и глагол, означая им плотские помыслы, плотское мудрование, одним словом, выражает то, что мы можем выразить словами: похотствование, сладострастное мечтание, увлечение страстями грубочувственными (блуд, гнев) и более тонкими, сребролюбием, славолюбием и самолю- бием. }_ т.е. из за мысленнаго прельщения чувственностями и небрежения о небесных благах. (Иначе говоря иза за того, что в молитвах церковных часто именуется:"лукавым и плотским мудрованием"). Каким-же образом псилафизм превращается в отчание? Вера, уловляя человека, привлекает его и удерживает надеждою благ небесных, неверие же, чтобы уловить человека, прельщает его похотением благ земных, чувственных и, так как удов- летворение их связано с нарушением заповеди Божией, то, прельстив человека и возбудив в нем похотение запрещенного, неверие возбуждает затем в нем сомнение в истинности слов Божиих, наводит на вопросы: так или нет? истинно-ли, или нет? Вожделенна похоть для человека, но удовлетворить его она не может. ........ В.