От священник Константин
К священник Константин
Дата 08.12.2003 22:58:18
Рубрики Современность; 1941;

Новая икона Царя мученика, Преподобного и Священномученика


http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/ikons/serafim_tzar_big.html#beg

Икона написана летом 2003 года к 100-летию всецерковного прославления преподобного Серафима Саровского. Она изображает поворотный момент в истории его канонизации. Государь-страстотерпец, как известно, ознакомившись с Летописью, выразил Святейшему Синоду Свое мнение о несомненной святости Преподобного и желательности причисления его к лику святых, после чего Св. Синод создал комиссию и принял постановление о прославлении по вере Царя и народа вопреки ранее существовавшим сомнениям отдельных Его членов.
Летопись священномученика Серафима, как пишет иеромонах Дамаскин (Орловский), наиболее достоверно, в сравнении с произведениями других авторов, отражает все события со дней основания монастырей в Сарове и Дивееве до конца XIX века, содержит жизнеописание преподобного Серафима и близких ему людей.
Одному из своих духовных чад священномученик Серафим свидетельствовал: "По окончании Летописи я сидел в своей комнатке в одном из Дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим и я увидел его как живого... всё было просто и реально. Но каково же было моё удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: - Спасибо тебе за Летопись".
Так труд настоятеля провинциального бедного монастыря получил благословение старца Серафима.
На иконе святой страстотерпец Царь Николай изображен в центре в полный рост и на первом плане, что выражает первейшее Его значение в этом событии и во всей нашей сегодняшней жизни. С Ним объединены и к Нему обращены святая страстотерпица Императрица Александра и святые страстотерпицы Царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Святой страстотерпец отрок-Наследник Алексий в семейной группе ближе всех к Государю и Государыне. Лик Его обращен прямо к нам, в будущее.
В левой части иконы священномученик митрополит Серафим с поклоном, в быстром и лёгком движении вручает Царю свой обстоятельный и значительный труд. Преподобный Серафим зримо присутствует и благословляет.
Событие совершается в царских палатах. За ними - вся Россия: главный ее кафедральный Успенский собор Московскогго Кремля, где по традиции совершалось Таинство Мvропомазания на Царство, монастырская твердыня, которая неусыпно предстоит Богу в молитвах за Россию и весь православный мiр (конкретно: Дивеево); Святая Канавка, которая оградит от антихриста; а также поля, крутояры, леса и перелески.
Икона написана для церкви святого пророка Божия Илии Обыденной в Москве по замыслу почивших протоиерея Александра Егорова и матушки игумении Московского Новодевичьего монастыря Серафимы (Чёрной-Чичаговой, внучки священномученика Серафима), которая до монашеского пострига трудилась в Обыденском храме.
Замысел этот воплощен молодым иконописцем - Ириной Кокуриной по благословению настоятеля свято-Ильинского Обыденского храма прот. Алексия Лапина и её духовного отца - протоиерея Валентина Асмуса.
Словесно замысел донес до нас отец Константин Кобелев, долгое время диаконом служивший с отцом Александром. Батюшки тщательно рассмотрели карандашный экскиз иконы, котрый сразу всем понравился и потому не претерпел сущесвенных изменений. Подсказали, где и как изобразить преподоьного Серафима, как сделать фон, чтобы вся Россия присутствовала на иконе. Ирина - иконописец Палехской школы, это ее первая композиционно самостоятельная работа. Икона небольшого размера написана на кипарисовой доске с ковчегом 22х29 см. Все изображение прописано так тонко, что выдерживает увеличение в 3 и 5 раз при компьтерном просмотре.
Почему икона написана для Обыденской церкви св. пророка Илии? В этом храме давно установилось глубокое почитание преподобного Серафима. По понедельникам вечером здесь совершается акафист Преподобному с молением и священномученику митрополиту Серафиму. В прежние годы (почти 48 лет) акафист пел и читал батюшка Александр Егоров.
Отец Александр и матушка Серафима глубоко чтили память Царя Николая, до прославление Которого им не удалось дожить. Митрополит Серафим представлен в храме двумя написанными им иконами: преподобный Серафим на камне и Спаситель в белом хитоне . Есть в храме и одно из первых иконописных изображений митрополита-священномученика, пожертвованое его внучкой.
Из сказанного может быть ясно, почему почившие в Бозе протоиерей и игумения избрали такое содержание иконы. И всё же позволим себе сказать в заключение ещё о значении события, изображенного на иконе.
Преподобный Серафим сказал: "Царя, который меня прославит, Того и я прославлю". Император и Императирица подвергались поношению в столицах от образованного, богатого и чиновного слоя общества. В Сарове они явились православному народу во славе и простоте, в Дивево получили пророчество от блаженной Прасковьи Ивановны и - письменно - от Преподобного Серафима. Эти пророчества готовили Царскую Чету к революционным испытаниям и мученической кончине.
Торжества прославления преподобного Серафима для Царственных Страстотерпцев явились Преображением [аналогия с двунадесятым Праздником - прим издателя]. Получив новое знание, они укрепили Свою веру. И народ при них ощущал: "Хорошо нам здесь быти". Было единение Богом установленной власти и Его святой Церкви; оно позволило организовать и провести грандиозные празднества, в которых участвовало от 200 до 500 тысяч человек (по разным оценкам). Впоследствии единение всего народа с Царем явилось и при начале войны 1914 года. Это было подобно Входу Господню в Иерусалим.
Торжества 2003 года были не просто воспоминанием о событиях 100-летней давности. Они явились повторением в Духе и Силе тех давних торжеств. Правда, не было Царя, но, во главе сонма верховных иерархов явился Патриарх, были многие десятки тысяч православных одухотворенных людей, которые удостоились различных чудесных даров от Бога. Правительственный аппарат поддержал Церковь. Этому союзу Господь снова дал хорошо подготовить и провести праздник. Молитвенное обращение к новопрославленным Царственным страстотерпцам возносились в Сарове и Дивееве, мироточили Царские иконы. Царь и пострадавшее с Ним Семейство вновь были прославлены у преподобного Серафима.
Всем было вновь явлено, что единение Церкви, народа, власти дает дивные духовные плоды, созидает храмы, жилища и сердца человеческие.
Итак, новая икона изображет момент, открывающий прославление любимых народом преподобного Серафима Саровского и Царя-мученика Николая с Семейством, как Благовещение - "спасения нашего главизна" - открывает эру Нового Завета.



Сергей Николаевич Чернышев,
профессор, доктор минералогических наук,
автор проекта восстановления
Святой Богородичной Канавки в Дивеево

6 декабря 2003 года


АВТОР иконы: Кокурина Ирина Александровна.
Палехская школа.
тел. дежурного в храме Илии обыденного: 203-19-51

Источник: http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/news/0801_100_12.html#beg