|
От
|
Александр Килим
|
|
К
|
Иван
|
|
Дата
|
19.12.2003 22:09:44
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
Вехи истории РПЦЗ (материал Всезарубежного пастырского совещания)
Данный материал был распространен на Всезарубежном пастырском совещании, проходившем 8-12 декабря 2003 года в г. Наяк. В статье раскрываются главные вехи, определявшие путь Русской Зарубежной Церкви в ее истории.
ПУТЬ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ. НАБЛЮДЕНИЯ И МЫСЛИ СТАРОГО СВЯЩЕННИКА
В связи с нестроениями в течение последнего времени в среде Русской Зарубежной Церкви, думаю, что будет полезным поделиться некоторыми наблюдениями и мыслями.
Еще недавно много говорилось о пути, по которому идет Русская Зарубежная Церковь. Теперь стало явным, что «прямолинейный» путь, как его называют некоторые, привел, наконец, к расколу в среде самой Зарубежной Церкви. Этот раскол органически назревал в течение многих лет. Чтобы понять происходящее, следует обратить внимание на Вехи, действительно определявшие путь Русской Зарубежной Церкви в ее истории.
Первой Вехой является Указ Патриарха Тихона № 362, от 20 ноября 1920 года, пар. 2: В случае, если епархия, вследствии передвижения фронта, изменения государственной границы и т.д., окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление, во главе с Святейшим Патриархом, почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции Церковной Власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях ( в виде ли временного высшего церковного правительства, или митрополичего округа, или еще иначе).
Этот Указ был сформулирован во время Гражданской войны, следствием которой был уход заграницу значительной части паствы, священнослужителей и Архиереев.
Второй Вехой на пути Русской Зарубежной Церкви являются Первый Архиерейский Собор в 1920 году в Константинополе в который входили личным или письменным участием 34 Архиерея, Первый Всезарубежный Собор в Сремских Карловцах, в Сербии, в 1921 году, и образование 13 сентября 1922 года Архиерейским Заграничным Собором Временного Архиерейского Синода на основе вышеприведенного Указа Святейшего Патриарха Тихона за № 362.
В этих Соборах, поведших к становлению Русской Зарубежной Церкви, участвовали церкви на Ближнем и Дальнем Востоке, в Южной и Северной Америке и вскоре отложившиеся Митрополии: Парижская, находящаяся сейчас под Константинопольским Патриархом, и Американская, известная сегодня под именем Православная Церковь в Америке.
Третьей Вехой является Постановление Собора Русских Архиерев Зарубежной Церкви в сентябре 1927 года, отвергшего Декларацию Митрополита Сергия, и определившего: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной Сов. власти Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери Церкви и не считает себя автокефальной».
Из этого Постановления видно, что архипастыри-эмигранты, отвергая то, что впоследствии приняло наименование «сергиянства», не обособляли заграничную часть церкви от Церкви на родине, сочуственно относясь к не выдержавшим террора. Приблизительно в это время сформулировалось понятие о трех частях Российской Церкви: Церкви порабощенной, т.е. Московской Патриархии, Церкви Катакомбной, т.е. тайной и преследуемой в пределах Советского Союза, и Церкви Зарубежной, являющейся свободным голосом всей Русской Церкви.
Четвертой Вехой является принятие Временного Положения (основного закона) о Русской Православной Церкви Заграницей Общим Архиерейским Собором 22, 24 сентября 1936 года. Его первый параграф гласит: Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах.
Этим Собором было упорядочено административное руководство Русской Зарубежной Церкви на время её самостоятельного существования.
Пятой Вехой следует считать ответы Блаженнейшего Митрополита Анастасия в 1945 году и Архиерейского Собора в Мюнхене в 1946 году на обращение Московского Патриарха Алексея, призвавшего к воссоединению с Московской Патриархией после Второй Мировой войны. В этот страшный период охоты советской агентуры на невозвращенцев по всей западной Европе, Митрополит Анастасий, обосновывая продолжение независимого существования Русской Зарубежной Церкви по тем же причинам, пишет: «Епископы, клирики и миряне, подчиняющиеся юрисдикции Заграничного Архиерейского Синода, никогда не разрывали канонического, молитвенного и духовного единения со своей Матерью Церковью.»Архиерейский Собор в своем Послании пишет Патриарху Московскому: «Уповаем, что на мученических костях воздвигнется новая свободная Русь, сильная своей Православной Правдой и братской любовью Тогда все её рассеянные сыны без всякого принуждения и насилия, но свободно и радостно устремятся отовсюду в ея материнские объятия. В сознании своей неразрывной духовной связи с нашей Родиной, усердно просим Господа, чтобы Он возможно скорее залечил раны, нанесенные нашему Отечеству столь тяжелой, хотя и победоносной войной, и благословил его миром и полным благоденствием». Послание подписали Митрополит Анастасий, 3 Архиепископа и 10 Епископов.
Шестой Вехой, пожалуй наиболее важной для наших дней, является официальный документ нашей Зарубежной Церкви, её Корпоративный Чартер в США, подписанный нашими выдающимися иерархами, Митрополитом Анастасием, Архиепископом Виталием (Максименко), Архиепископом Тихоном, Архиепископом Иеронимом, Епископом Серафимом и Епископом Никоном, зарегистрированный в штате Нью Йорк 30-го апреля 1952-го года. На странице 29893, пар. II. и III. гласят
«II. Главной целью и смыслом корпорации должно быть управление епархиями, миссиями, монастырями, храмами, и приходами Русской Православной Церкви, находящимися в Соединенных Штатах Америки, в Доминионе Канады, и в других странах, находящихся вне Советского Союза и Сателлитов Советского Союза, но включая епархии, миссии, монастыри и церкви, признающие Корпорацию как высшую церковную власть над ними.»
III. Корпорация, в её корпоративных функциях и действиях, и все её тростисты и руководители, не должны иметь никаких сношений с Российскими церковными властями и организациями внутри границ Советского Союза и сателлитов Советского Союза до тех пор, пока эти страны, или любая из них, будут подчинены коммунистической власти. (Перевод о. Р.)
Далее, в следующем параграфе Чартера, говорится об Указе Патриарха Тихона №362 от 20 ноября 1920 г., и о его принятии Собором Архиереев 24 ноября 1936 г.Из вышесказанного видно, что Митрополит Анастасий и все, подписавшие Чартер Архиереи, так же как в свое время Митрополит Антоний и Архиереи Основатели Русской Зарубежной Церкви, понимали что действие Указа Патриарха Тихона, т.е. Патриаршее благословение, ограничено во времени и, в свою очередь, также благословили ограниченное самостоятельное существование Русской Зарубежной Церкви до времени падения коммунистической власти.
Седьмая Веха, это Положение о Русской Зарубежной Церкви, пересмотренное и принятоеАрхиерейским Собором во главе с Митрополитом Анастасием, в 1956 году. Параграф № I гласит: Русская Православная Церковь заграницей есть неразрывная часть Поместной Православной Церкви, временно самоуправляющейся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением Св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362. Этот же парагрф дословно повторяется в Положении, пересмотренном и утвержденном Архиерейским Собором в 1964 году.
В 1956 году Ответ Митрополита Анастасия был переиздан Свято-Троицким монастырем. На те же темы писал и приснопамятный Архиепископ Виталий (Максименко) в своем труде «Мотивы Моей Жизни». Архиепископ Андрей, (о. Адриан), называл Русскую Зарубежную Церковь временно самоуправляющейся Епархией Русской Церкви. Святитель Иоанн Шанхайский писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери Церкви. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины, разъединившие их.» Это же писали и многие другие Архипастыри, пастыри и авторы статей в церковной печати. От них и мы, будучи сознательно в Церкви с 1945 года, восприняли понимание о временности независимого существования Русской Зарубежной Церкви до освобождения России от коммунистической власти. Призывы приснопамятных Митрополитов Анастасия и Филарета о воздержании от даже бытового общения с представителями Московской Патриархии относились к периоду 60-70 годов, когда Советская власть стала использовать Церковь на международной арене. И совершенно прав был Митрополит Виталий, когда он говорил что безблагодатность Церкви в России мы утверждать не смеем, но действия священнослужителей, исполняющих волю безбожников во вред Церкви, конечно, безблагодатны.
В 1991-м году коммунистическая власть пала и тоталитарное Советское государство перестало существовать. Пережитки советского мышления и, даже, государственного устройства конечно еще остались, но страна и Церковь в России считают и чувствуют себя свободными, и нет партийно-идеологических препятствий для церковного общения. Следовательно, с падением советской власти и прекращением террора в 1991 г. окончился и период Благословений Св. Патриарха Тихона и Архипастырей Основателей Русской Зарубежной Церкви.
Путь, отмеченный вышеперечисленными Вехами, стал исподволь изменяться со времени тайного (и канонически сомнительного), рукоположения епископа Варнавы около 1984 года, и введения новой идеологии, по существу русофобской, в результате которой под видом восстановления Архиерейства Катакомбной Церкви стали создаваться новые, «зарубежные» церковные образования на территории России. Старая Катакомбная Церковь, до того почитавшаяся как церковь истинных исповедников, скоро была забыта. Новая идеология, говорила о том, что Русская Зарубежная Церковь является единственно истинной Церковью, несущей восстановление Церкви в России. Это повело к чуждому противостоянию между Русской Зарубежной Церковью и Церковью-Матерью, а затем и к странному поведению ряда Архиереев внутри самой Русской Зарубежной Церкви, сначала в России, а теперь и за рубежом. Сейчас, когда они выбыли из Зарубежной Церкви, создав собственные церковные организации, у Русской Зарубежной Церкви появилась возможность и свобода возвращения на путь, благословленный Святейшим Патриархом Тихоном и Её приснопамятными Основателями Первоиерархами и Архипастырями.
Новые препятствия, выдвинутые в нашей Зарубежной Церкви, как то: отсутствие покаяния, непрославление Царственных Новомучеников, сергиянство, и участие в экуменическом движении, в наши дни уже потеряли свою силу. Еще в 1993-м году, 17 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви принесли перед Богом и народом покаяние за грех цареубийства. В послании к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи говорится: «Сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы вспоминаем скорбную годовщину Грех цареубийства, произшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божественного и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица ее чад, усопших и ныне живущих, приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!
Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их отношения к идее монархии и к личности последнего Русского Императора. Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства. Пусть нынешняя скорбная дата соединит нас в молитве с Русской Зарубежной Православной Церковью, возродить духовное общение с которой в верности духу Христову мы искренне стремимся». Призыв был, к сожалению, игнорирован.
Царственные Новомученики были прославлены, а сергиянство и экуменизм отвергнуты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Сергиянство, это не учение, это поведение. В опубликованых Деяниях Собора оно отвергнуто в Основах Социальной Концепции, пар. III.5, а экуменизм в Основных Принципах Отношения Русской Православной Церкви к Инославию. В Братском Послании Архиерейскому Собору Зарубежной Церкви 2001-го года, Святейший Патриарх Алексий II опять призвал ко взаимному прощению и восстановлению Евхаристического общения.
Как в Российской Церкви прославление Царственных Новомучеников совершилось в верующем народе задолго до их официального Прославления, так и у наших зарубежных прихожан при посещении ими России, Евхаристическое общение, т.е. молитва, исповедь и Причастие в родных им, и нам, храмах и монастырях Московской Патриархии, негласно практикуется уже много лет. И многие наши священнослужители, включая американцев принявших Православие, посетив Россию, в частных беседах говорят что те, кто заявляют что в храмах Московской Патриархии нет Божией Благодати, в лучшем случае, не знают о чем говорят. Но так как никому не хочется возбуждать злопыхание, то это не принято разглашать. Теперь же, когда наши церковные злопыхатели, не считаясь ни с чем и ни с кем, даже с Архиерейским Собором, самовольно выбыли из Церкви, есть, наконец, может быть последняя, возможность восстановить Богоугодное единодушие и нормальные отношения во всей полноте Матери-Церкви. Согрешающие личности и неподобные дела были, есть, и будут и там, и у нас. Но бывшее законным разделение не должно перейти в раскол, о котором говорят и которого уже боятся многие наши священники и прихожане, и русские и американцы. Если Зарубежная Церковь станет отколовшейся ветвью, то будет обречена на медленное, но неизбежное засыхание, от которого её не спасут никакие выборочные цитаты из Канонов. Восстановление же Евхаристического и канонического единства в Матери-Церкви, при сохранении Автономии Русской Зарубежной Церкви, есть естественная следующая Веха истории Церкви Великого Русского Исхода.
Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог. (Евр. 13, 16). О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имеете между собою (Ио. 13,35).
21 (8) ноября 2001 г. Бостон, США
Собор Архистратига Михаила
Протоиерей Роман Лукьянов
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/archiv.cgi?item=5r031216201819