Re: "Обрушение крыши аквапарка началось с одной из колонн"
11:37 Обрушение крыши аквапарка началось с одной из колонн
Трагедии в московском «Трансвааль-парке» предшествовало разрушение одной из колонн, поддерживающих крышу сооружения. За секунду до катастрофы видеокамера наружного наблюдения зарегистрировала появление облака пыли у основания колонны. Опора могла переломиться из-за деформации лежащего под ней фундамента или воздействия точечного заряда, отмечает газета.
В начале расследование чаще всего высказывалась версия, что катастрофа была вызвана дефектами крыши – ошибки при расчетах, ошибки при строительстве, неправильная эксплуатация крыши. Однако пока ни одна из этих версий не нашла подтверждения.
Расследованием причин катастрофы занимаются сотрудники Госстроя, следователи Моспрокуратуры и независимые эксперты немецкой строительной фирмы, которых привлек господин Кочак. Официальные результаты расследования, как говорят чиновники, появятся не раньше чем через неделю. Пока последовало лишь заявление главы Госстроя Николая Кошмана. «Субъективно причиной разрушения крыши аквапарка могли быть нарушения жесткости и надежности конструкций железобетона, который при малейших нарушениях ведет себя как домино – плиты складываются одна за другой», – объяснил чиновник. По его словам, еще в субботу распоряжением Госстроя были приостановлены лицензии компаний, участвовавших в строительстве аквапарка – проектных организаций ООО «Сергей Киселев и партнеры» и ЗАО К, а также строительной фирмы Kocak Insaat, в связи с возбуждением уголовного дела по факту катастрофы в Ясеневе. Эти распоряжения будут действовать до момента окончания выяснения причин происшествия. Однако никаких конкретных претензий у Госстроя к этим фирмам пока нет.
Как сообщили газете источники в Моспрокуратуре, эксперты сегодня изучают даже не конструкцию крыши, а фундамент здания и почву под ним. В частности, уже удалось установить, что аквапарк построили в довольно неблагоприятном с точки зрения геологии месте – раньше здесь было несколько мощных подземных ключей и оврагов, и их пришлось засыпать толстым слоем земли. Таким образом, добротный во всех отношениях строительный объект мог быть установлен на хлипкое основание – насыпной, насыщенный водой грунт, который постепенно проваливался и расплывался под нагрузкой. Исмаил Кочак возражает, что проблемный грунт при строительстве был полностью срезан. Строители выкопали восьмиметровый котлован и залили яму бетоном. Однако, по словам представителей следствия, подземные деформации имели место. «Откопав фундамент, мы обнаружили на нем огромные трещины практически по всему периметру, – объяснили в прокуратуре. – Причем хорошо видно, что трещины эти появились не вчера, а несколько месяцев назад».
«Подземную» версию косвенно подтверждает и видеозапись камер наружного наблюдения, установленных по периметру здания аквапарка. На видеозаписи, которую сейчас разбили по кадрам и изучают эксперты, хорошо видно, как развивались события. Проблемы начались с одной из колонн, на которые опирается наружная часть купола, – возле опоры, примерно в метре от поверхности земли появилось темное облако. Следующий кадр – колонна надламывается в этом месте и валится наружу. Пролет, откуда только что выпала опора, тут же увеличивается вдвое – с 6 м до 12. Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны. Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка. Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол «раскрылся» вниз подобно двустворчатым дверям.
Вместе с тем, пока неясно, из-за чего появилось пылевое облако у основания колонны. «Теоретически колонна могла надломиться из-за сдвижки фундамента, – говорят участники расследования. – А облако из цементной крошки и пыли появилось после того, как колонна переломилась. Однако выброс пыли мог произойти и в результате взрыва заложенного возле колонны небольшого так называемого точечного заряда».
В строительно-конструктроском бюро Нодара Канчели, где рассчитывалась крыша «Трансвааль-парка», отрицают возможность просчетов. «Над «Трансваалем» была установлена как бы часть сферы – треугольный сегмент с углом 90°, который поддерживался зданием в центральной части и колоннами по дуге круга, – объясняют конструкторы. Независимую экспертизу расчетов провести не удалось: их не с чем было сравнивать. Однако мы все равно проверяли себя сами. Например, еще на этапе проектирования мы теоретически заложили прогиб оболочки в 9 см, а когда после монтажа сняли технологические подпорки из-под крыши, она прогнулась точно на такую величину. Это косвенно свидетельствовало о правильности конструкторских расчетов, качестве стройматериалов и добросовестности строителей. Если бы оказалось не соблюденным хотя бы одно из этих трех условий, крыша провисла бы на большую величину». Уже после трагедии конструкторы проверили свои расчеты: двое сотрудников на двух компьютерах независимо друг от друга пересчитали весь проект и получили результаты, идентичные тем, которые были выданы перед строительством.
Не было серьезных замечаний у проектировщиков и к строителям – турецкой фирме Kocak Insaat. «Мы осуществляли авторский надзор во время всего периода строительства крыши, – говорят конструкторы. – Небольшие проблемы появились только раз, когда из-за поломки насоса возник восьмичасовой перерыв в доставке бетона. Дело в том, что ответственные монолитно-бетонные конструкции заливаются непрерывно, иначе в места стыка может попасть грязь, и они потеряют прочность. Мы очень переживали из-за этого инцидента, взяли участок крыши, на котором произошел технологический сбой, под особый контроль, но ни одной трещинки на нем не появилось».
Конструкторы опровергают и предположения о том, что причиной обрушения стал неправильный расчет воздействия снеговой нагрузки. «Расчет прочности на снег – это азы проектирования», – утверждают специалисты.
На вопрос, почему развалился «Трансвааль-парк», не могут пока ответить и строители. Руководитель и владелец турецкой строительной корпорации Kocak Insaat Исмаил Кочак объяснил газете, что ни к строительным материалам, ни к технологии монтажа у него претензий не было. «Говорить о том, что турки в целях экономии разбавили бетонный раствор песком, и вовсе глупо, – объяснил господин Кочак. – Ведь на стройке постоянно работают эксперты НИИ железобетона. Марка и прочность бетона определяется элементарно: из конструкции вырезается кубик размером 1х1 см, его кладут под пресс, постепенно увеличивая нагрузку. Так же делали и на строительстве аквапарка. По проекту в конструкциях крыши должен был использоваться бетон марки В-35. Его прочность должна быть не ниже 350 кг/кв. см. Образцы из наших конструкций выдерживали нагрузку не ниже чем 408 кг/см. То есть был заложен бетон, прочность которого на 20% превышала расчетную».
Говорить о вредном воздействии влаги, вызвавшей коррозию и разрушение арматуры в конструкциях, по мнению господина Кочака, тоже неправильно. «Крыша была надежно защищена и от дождя, и от поднимающегося из бассейнов пара, – объяснил строитель. – Снаружи железобетонные конструкции были покрыты титаново-цинковыми пластинами, а изнутри – силиконовой краской. Это одна из самых эффективных на сегодня систем защиты зданий от вредного воздействия влаги».
Не выдерживает никакой критики, по мнению специалиста, и версия о том, что аквапарк разрушился из-за плохой вентиляции – хлор, восходящий вместе с паром от бассейна, якобы разъел прутья арматуры. «Внутри комплекса была установлена самая совершенная система вентиляции американской фирмы Honeywell, – продолжает господин Кочак. – Эта система имеет сотни датчиков по всему зданию, которые следят за уровнем влажности. Если где-то он возрастает, компьютеры автоматически сообщают об аварии диспетчеру, наблюдающему за системой круглые сутки. И сразу включаются дополнительные насосы».