|
От
|
Владимир Урусов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
21.07.2000 11:41:43
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
О некоторых из ересей 20-века
отрывок из книги "Современное обновленчество - протестантизм «восточного обряда»" Предисловие Знай, что мы должны служить не времени, а Богу. Св. Афанасий Великий. В начале ХХ века в среде духовно ищущей интеллигенции зародилось новое религиозно-философское учение, которое вскоре получило название «неохристианства», или церковного модернизма. Его основателями стали писатели, религи- озные публицисты и философы Д.Мережковский, Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов и другие участники знаменитых религиозно-философских собраний, проходивших тогда в России. Будучи последователями Вл.Соловьева, учившего о наступлении «новой религии св. духа», они полностью отвергали «историческое христианство» и всю святоотеческую традицию Церкви. В своих многочисленных статьях, книгах, высту- плениях Д.Мережковский, Н.Бердяев, Вяч. Иванов и другие проповедники «нового религиозного сознания» предвещали наступление некой новой духовной эпохи, от которой они ждали новых "откровений духа". Традиционное христианство и Церковь, по их мнению, не выполнили своей миссии в истории, и теперь им на смену должно прийти «харизматическое христианство», обновленное через "новое излияние духа в мире". Христианский модернизм прежде всего выступал против самых главных основ христианской веры учения о спасении и Церкви. Выступая против Православной традиции, проповедники и адепты модернизма в России выдвинули целую программурелигиознойреформации. Вслед за Вл.Соловь- евым создатели «нового религиозного сознания» пытались превратить христианство из религии спасения в некую новую «харизматическую религию» философского, со- циального и культурного творчества ХХ века. В христианстве они преже всего искали, как писал Н.Бердяев, "...раскрытие религиозного смысла человеческого творчества". Это, по его словам, был «выход за рамки традиционного официального Православия». Основатели модернизма пытались соединить религиозно-мистическое учение католического монаха Иоахима Флорского, жившего в ХIII веке в Италии, с совре- менным тогда ницшеанством для построения учения о так называемом «третьем завете». Отвергая Православие, Церковь и благодать Святого Духа, живущего в ней, неохристиане третьего завета ожидали нового излияния Святого Духа вне ее, в мире, культуре, творчестве и общественной жизни. Согласно учению одного из зачинателей религиозного модернизма в России Д.Мережковского, "...Первый завет религия Бога в мире. Второй завет Сына религия Бога в человеке Богочеловека. Третий завет религия Бога в челове- честве Богочеловечество. Отец воплощается в Космосе. Сын в Логосе. Дух в последнем соединении Логоса с Космосом, в едином соборном вселенском существе - Богочеловечестве... Для того, чтобы вступить в третий момент, мир должен окончательно выйти из второго момента;для того, чтобы вступить в религию Духа, мир должен окончательно выйти из религии Сына из христианства." Учение Д.Ме- режковского о третьем завете фактически стало религиозно-философским оправданием анархизма и приближавшейся тогда революции в России. "Только будущий ан- тихрист,- писал он,- человек последнего бунта, последнего отчаяния есть первый из людей, который услышит благовестие новой религиозной надежды". Написанные позднее книги Н.Бердяева «Смысл творчества»,"Опыт оправдания человека" и В.Розанова «Темный лик христианства»,"Люди лунного света" и другие стали манифестом русского христианского модернизма, они призывали к реформации христианства и всей религиозно-духовной жизни России. "Ныне омертвела свято- отеческая аскетика,- писал он в своей книге «Смысл творчества» Н.Бердяев, она стала трупным ядом для нового человека, для новых времен". В начале века в нашей стране возникает еще одно направление модернизма. Оно появляется в богословских трудах знаменитого о.Павла Флоренского «Столп и утверждение истины», о.Сергия Булгакова "Свет Невечерний", «Агнец Божий» и в других, написанных позже, уже в эмиграции, в стенах Свято-Сергиевского института в Париже. Богословский модернизм выразился прежде всего в создании нового учения о Софии Премудрости Божией, так называемой «софиологии», или «софианстве». Православная традиция и отцы Церкви относят имя Премудрости Божией, по существу принадлежащей Святой Троице в совокупности, ко Второму Лицу Святой Троицы Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, как исполнителю совета Святой Троицы. В своих богословских сочинениях о.Сергий Булгаков, вопреки святоотеческой традиции православного богословия, стал продолжателем модернистских взглядов и идей Вл.Соловьева о Софии и всеединстве. Учение о Софии занимало главное место во всей религиозной философии Вл.Соловьева. Создавая свое учение, он пытался синтезировать христианство с гностицизмом, каббалой и другими мистичес- кими и масонскими учениями. Софию Вл.Соловьев понимал то как «ангела-хранителя мира», то как «вечную женственность», то как «душу мира». Софианское учение было связано с духовной прелестью «мистических встреч» Вл. Соловьева с «Софией» в течение всей его жизни. Несомненно, именно Вл.Соловьев положил начало увлечению софианством в русской религиозной философии ХХ века. Отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков пытались в своих работах модернизировать святоотеческую традицию Православного богословия, ввести в нее софи- ологическое учение гностического характера. Развивая "новое учение о Софии как о душе мира и вечной женственности", о.Сергий Булгаков писал: "Тайна мира в женственности, зарождение мира есть действие всей Святой Троицы, в каждой из Ее Ипостасей, простирающейся на восприемлющее Существо, Вечную женственность, которая чрез это становится началом мира". В своих работах о.Сергий Булгаков называл Софию «четвертой ипостасью» и «материнским лоном бытия». Богословский модренизм учения о Софии о.Сергия Булгакова вызывал резкую критику со стороны православных богословов. Архиепископ Серафим Соболев посвятил этой теме ряд книг:"Новое учение о Софии", "Защита Софианской ереси прот. С.Булгаковым" и др. Против софиологии в защиту Православного учения писали о. Г.Флоровский, Вл.Лосский, митрополит Сергий Страгородский и другие. Учение о. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией было осуждено православными богословами и признано _еретическим,"Чуждым Святой Православной Христовой Церкви"_ и «_прямо повторяющим лжеучения, уже соборно осужденные Церковью_» ранее, как было сказано в Определении Московской Патриархии от 11/24 августа 1935 г. и в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. Еще в 1905 году в Петербурге появляется «Союз церковного возрождения» группа либерально настроенного духовенства; некоторые из них принимали активное участие в «религиозно-философских собраниях» (епископ Антонин (Грановский), архимандрит Михаил (Семенов) и др.). Церковный модернизм этой группы петербургского духовенства тесно сочетался с идеями «христианского социализма», проповедниками которого были архимандрит Серапион (Машкин), свя- щенник Г.Петров и др. Так в начале века рождалось церковно-реформаторское движение, выступавшее за пересмотр вероучительных, канонических и богослужебных основ Православной Церкви. Таким образом, посеянные модернизмом в начале века семена вскоре дали свои злые плоды. После революции 1917 года призывы и учения неохристианства нашли свой отклик в возникновении обновленчества, которое уже на практике пыталось провести реформацию Православия и разрушить каноническую жизнь Церкви. Православной Церкви пришлось вести долгую и тяжелую борьбу с обновленчеством в 20-е и 30-е годы, которая сопровождалась жесточайшими гонениями на Православие со стороны богоборческой власти и физическим уничто- жением духовенства и верующих. Обновленческий раскол был окончательно изжит лишь после Великой Отечественной войны. После десятилетия спокойствия, хотя и весьма относительного, началось новое наступление на Церковь. И опять на фоне жестоких внешних хрущевских гонений развернулась усиленная деятельность по разложению и уничтожению Церкви уже изнутри. Одним из главных проводников этой политики стал печальной памяти митрополит Никодим (Ротов) и его ставленники. Сам Никодим был крайне поспешно проведен по всем иерархическим ступеням и введен в высшее церковное руководство. С его помощью Русскую Церковь в спешном порядке принудили вступить в близкие и анти- канонические отношения с еретическими сообществами католиками и протестантами, войти в экуменические организации, в первую очередь, во Всемирный Совет Церквей. Под руководством митрополита Никодима было выработано новое либерально-экуменическое модернистское богословие. Готовилось его постановление в Па- триархи. Но наступление беззаконного вероотступничества остановил Сам Господь: Хрущев и его богоборческое окружение были в 1964 году отстранены от власти, а митрополит Никодим умер на приеме у римского папы в 1978 году. Сегодня хорошо видно, кто в руководстве Русской Православной Церкви поддерживает модернизм и обновленчество: это ближайшие помощники и ставленники покойного митрополита Никодима. В наши дни модернизм вновь возрождается в Русской Церкви под влиянием западных идей «аджорнаменто», принятых в Риме на II Ватиканском соборе в 1962-1965 гг., как стремление приспособить Церковь к современному обезбоженному и секулярному миру. Сегодня модернизм выступает прежде всего против Священного Предания, против канонической жизни Церкви и святоотеческого понимания духовной жизни в Православии. Это проявляется в желании «осовременить» учение Церкви и ее богослужение. Модернисты предлагают перевести Литургию и другие богослужения на современный русский язык. Современный литургический модернизм, несомненно, выступает против святоотеческой традиции Православия. Он лишает Церковь прине- сенного святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием духовного, благодатного языка богослужений и молитв, на котором русский язык на протяжении тысячи лет обращался к Богу и который является неотъемлемой частью церковного Предания. Модернисты-реформаторы утверждают, что необходимо сокращение постов и богослужений, отказ от таинства Покаяния перед Евхаристией, а также переход от Право- славного юлианского календаря на «новый», латинский, григорианский календарь, что является отступлением от Православного Предания и нарушением канонов Церкви. Стремясь ради так называемого христианского единства с еретиками ввести новый григоианский календарь, модернизм разрушает тысячелетнюю икону времени Церкви юлианский календарь. Сегодня появился и экклезиологический модернизм, который отвергает святоотеческое богословие и прежде всего Православное учение о Церкви. Он пытается заменить его современными религиозно-философскими учениями, пронизанными духом протестантского реформаторства, современного латинского модернизма и идеями «парижской школы» либерального богословия. Модернизм отвергает авторитет святоотеческой традиции как "средневековой и устарелой в наши дни". Экклезиологический модернизм фактически выступает против Православного догмата о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, утвержденного на Вселенских Соборах благодатью Святого Духа. Согласно модер- нистскому учению, существует не одна-единственная Церковь Божия, но различные христианские «церкви», границы между которыми «не доходят до неба». Адепты модернизма создали «новое учение» о Церкви. Подобно протестантам, они часто пишут об "исторических грехах Церкви", утверждая, что истинная задача Церкви заключается не в спасении и благодатной жизни во Христе, а прежде всего в социальном служении. Святоотеческая традиция всегда была основана на той истине Православия, что христианства нет вне Церкви, как вне ее нет спасения и нет благодати. "Как мо- жет быть со Христом тот,- кто не пребывает с Невестой Христовой, не находится в Церкви Его". Совершая ревизию всего Православного учения о Церкви, модернизм говорит о некоем внецерковном христианстве, в котором, с его точки зрения, также возмож- но спасение, ибо "Дух дышит, где хочет", и люди «доброй воли» "анонимные христиане" за творение добрых дел на пользу общества и прогресса тоже, по их мнению, обретают спасение. Модернизм часто выступает и против Православного учения о воинствующей Церкви, исповедует непротивленчество и терпимость ко всем "христианским учениям", в том числе и еретическим. Церковь, по словам Святого Апостола Павла, есть "_столп и утверждение Истины_", поэтому на протяжении всей своей истории она всегда тщательно охра- няла истину Православной веры и не допускала ее смешения с ложью, отметая вся- кую ересь. Борьбу с различными лжеучениями, ересями, расколами, духвоную брань с князем мира сего Святая Церковь ведет, начиная с апостольских времен, и будет вести до кончины мира. Святые Отцы в 842 году установили особый праздник воинствующей Церкви - день Торжества Православия над всеми ересями, который с этого времени всегда праздновали в первое воскресение Великого поста. В этот день торжества воин- ствующей Церкви провозглашались анафематствования различным еретическим лже- учениям и прежде всего тем, которые отвергали святоотеческое Предание, храни- мое Православной Церковью:"_Отвергающим Соборы Святых Отец и их предания, Бо- жественному откровению согласныя и Православно-Кафолическою Церковью благо- честно хранимыя, анафема_". В богословии модернизм возрождается сегодня в популяризации и апологии идей Вл.Соловьева о «догматическом развитии». В среде богословствующей интеллиген- ции наши дни весьма популярным стало учение о так называемом апокатастасисе, согласно которому ад состояние временное, неизбежно должно закончиться все- общим восстановлением и спасением всей твари, всех существ, наделенных сво- бодной волей. Эта идущая еще от Оригена ересь осуждена Церковью. Напомним, что Ориген учил о том, что все небесные, земные и преисподние придут ко Христу и поклонятся Ему, включая и инфернальные силы зла. Несмотря на то, что это уче- ние было осуждено и является еретическим, о.Сергий Булгаков вытался в своей работе «Невеста Агнца» ввести его вновь в православное богословие вместе с учением о Софии Премудрости Божией. Учение об апокатастасисе, возрожденное о.Сергием Булгаковым, поднятое на щит Н.Бердяевым и другими философами «серебряного века», прямо направлено против православного святоотеческого учения о спасении и Церкви, оно ставит челове- ческую любовь и сострадание выше Премудрости и Любви Божией. Еще одним из современным модернистских учений является иудеохристианство, которое в последнее время так широко распространилось среди интеллигенции, недавно пришедшей к вере и недостаточно воцерковленной. Об иудеохристианстве стал впервые говорить и писать тот же Вл.Соловьев, затем это учение развивал в своих парижских статьях о.Сергий Булгаков, позднее о.Александр Мень и другие адепты современного неохристианства. Это лукавое течение пытается соединить иудаизм и христианство, ибо, по мнению приверженцев этого учения, христиане и иудеи имеют одну и ту же библейскую веру в Отца Небесного. Однако святые Отцы Церкви - от св. Игнатия Богоносца и до св.Иоанна Златоуста всячески предосте- регали от подобных лжеучений, стремящихся сблизить иудейство и христианство, указывая на то, что иудаизм не только не исповедует Господа Иисуса Христа как Спасителя и Сына Божия, но крайне враждебен из-за этого самому христианству и Церкви. Святой Игнатий Богоносец в своем послании к Филадельфийцам писал:"Но если кто будет проповедовать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного - иудейство..." В истории Церкви попытки сближения иудаизма с христианством всегда кончались появлением новых иудеохристианских ересей, которые стремились к иудеоизации самого христианства. Это приводило не раз к появлению иудействующих христиан (евиониты и др.) и созданию ими сект и расколов, направленных против Православия и Церкви. В наше время возрождающийся модернизм идет в наступление против Православия и Церкви, аппелируя к созданию «современного» христианства, которое поможет сегодня, по мнению его эпигонов, «прийти человеку ко Христу». На самом деле модернизм представляет большую опасность, так как фактически ведет вновь к об- новленчеству и ревизии всего Православного вероучения. * На почве современных модернистских идей, проникших в русское религиозное сознание и богословие в результате экуменических контактов с различными запад- ными вероисповеданиями, появилось современное неообновленчество, которое нашло благожелательный отклик в среде интеллигенции, недавно пришедшей к вере. Под- верженная зуду реформаторства, часть интеллигенции стала на путь проведения «реформ» и во внутрицерковной жизни, стремясь приспособить Церковь к служению духу мира сего ценой разрушения канонического строя и отказа от Священного и церковного Предания, перевода богослужения на современный русский язык и про- поведи некоего "просто христианства" "вне конфессиональных перегородок". Происходит замена святоотеческого богословия работами модернистски ориентиро- ванных апологетов обновленчества, таких, как прот. А.Мень, прот.Н.Афанасьев, прот.А.Шмеман, Н.А.Бердяев и др., а также инославных богословов. Отрицание и разрушение укоренившихся традиций Русской Православной Церкви, отказ от церковнославянского языка в богослужении, стремление противопоставить жизнь своей общины жизни всей Русской Церкви все это активно пропагандирует «Сретенское братство» во главе с современным обновленцем о.Г.Кочетковым. Изо- лировав себя от жизни всей Церкви, кочетковская община фактически стала на путь сектантства: в братстве царит дух высокомерной исключительности и ложной харизматичности, духовной прелести и экзальтированности, всегда характерных для сект. «Сретенское братство» активно занимается прозелитизмом среди право- славных христиан, создавая свои катехизаторские и «высшие христианские» школы в Москве и других городах, стремятся стать широким движением внутри Церкви, фактически вызвать в ней раскол и произвести ревизию Православия, превращая его в модернистское неохристианство, или _протестантизм восточного обряда_. Подобные тенденции вызвали большую тревогу среди православных клириков и мирян, которые обратились в 1994 году с открытым письмом к Святейшему Патриар- ху Московскому и всея Руси Алексию II. Это письмо стало выражением соборного сознания Церкви (см.: «Сети »обновленного православия" ". М.1995. С.243.). Другим центром «неообновленчества» является московский приход священника А. Борисова в Столешниковом переулке. Рупором идей неообновленчества и реформации Православной Церкви является «Христианский церковно-общественный канал» (радио «София»), возглавляемый про- тоиреем Иоанном Свиридовым. Один из старейших насельников Псково-Печерского монастыря, архимандрит Иоанн Крестьянкин, обращаясь к пастве, говорит о четырех главных опасностях, которые сегодня стоят перед Православной Церковью. Одна из них - это стремление пе- рейти на так называемый "новый церковный календарь", то есть отказаться от церковного юлианского календаря в пользу григорианского, папского. Другой опасностью для Церкви является замена или «перевод» богослужебного церковно- славянского языка на современный русский язык. Третьей опасностью стало сближение с римо-католичеством. Еще одной угрозой для Церкви является подго- товка созыва т.н. «восьмого вселенского собора» с целью реформирования Право- славия. Отступления от истинного Православия свидетельствуют о том, что наше время является временем борьбы Церкви Христовой за чистоту своего вероучения и спа- сение душ многих людей от соблазнов и искушений, за возвращение русского наро- да в лоно Святого Православия. В статьях, содержащихся в данном сборнике, раскрывается и другие стороны современного модернизма и неообновленчества, проникающие в ограду Православной Церкви, в том числе и под влиянием «аджорнаменто» современного католицизма. «Никогда то, что относится к Церкви, не разрешается путем компромиссов» Святитель Марк Ефесский