|
От
|
Павел
|
|
К
|
Евгений
|
|
Дата
|
04.08.2000 00:56:45
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (3): Gnome и страстность
>>Не делаются ли все личные грехи новокрещенного как бы не бывшими? Потому, что уничтожаются последствия их тление произволения. >>Ведь что такое «тление произволения»? Это навык ко греху; т.е. +привычка+ выбирать дурное. > > Вы неправильно определяете тление произволения. В концепции преп. Максима это не навык или привычка ко греху. Навык или привычка ко греху это противоестественные страсти, которые зиждутся на естественных страстях. Тление произволения это « движение, которое позволяет себе легко идти навстречу всем страстям и содружеству [с ними] ». Поясню в чем разница (основываясь на концепции преп. Максима). Два «тления» воникли во Адаме вследствие преступления заповеди: > > а)одно это тление естества, естественные страсти или страстность, которые отныне предоставляют «пространство» для развития греховных страстей; Поясните пожалуйста, откуда берётся это пространство для страстноти. И ещё, полме преп. Максима прошло достаточно много времени и все эти понятия дано сформулированы ясно и понятно на понятном всем языке. См. Лосского, Епифановича, которых я думаю. Вы не будете обвинять в принадлежности к католицизму . Лосский ясно формулирует понятие первородного греха, который Осипов отождествляет с безукоризненными страстями. А Вы какими пользуетесь источниками? Сами переводите на русский язык Максима Исповедника? > б) другое это тление произволения, которое создает в человеке «точку неустойчивости». > > Роль этих «тлений» в греховном состоянии человека различна: > а) «именно в этой страстности природы скрывается господство удовольствия и страдания»; в этой страстности, по причине греха, демонические силы установили свое местоприбывание и «содержат свои энергии невидимо сокрытыми», > б) демонические силы осуществляют давление на gnome, «подталкивая gnome согласно страстности природы, через повреждение страстей против природы, посредством естественных страстей 83». > > Или еще: > «gnome образует собой точку неустойчивости, в то время как до греха оно проявлялось как устойчивое расположение по отношению к Благу, как постоянное согласие воли с логосом природы и с Богом; но во время преступления заповеди, оно обратилось ко злу, и, хотя с тех пор и не сохраняет устойчивым образом это направление, но, по крайней мере, склоняется к удовольствию, к « расположению против природы», и противится Богу большую часть времени. Оно стало неустойчивым в любых ситуациях, склоняясь то к чувствам, то к чему-нибудь другому, колеблясь между добром и злом, тем более, что всеведение в человеке само по себе пострадало от последствий грехопадения» (Larchet). > >>Привычка же, как известно, это «вторая натура» (т.е. квази-естество). > > Правильно. Между прочим, эта поговорка употреблялась Отцами, и под привычкой они разумели страсти, а не gnome. > >>Думаю, Вы достаточно наблюдательны, чтобы согласиться: крещение, как правило, не освобождает новопросвещенного как по мановению от дурных привычек (особенно когда они как это нередко бывает черпают свою силу в унаследованных сколонностях природы) > > Конечно, крещение освобождает не от дурных привычек,а от «тления произволения», сообщая человеку устойчивость к благу (и это не моя выдумка, а такова концепция преп. Максима). Потому что «тление произволение» не привычки, а «точка неустойчивости». > >>но образует в нем благодатный, из Церкви питаемый, внутренний центр сопротивления им. > > Это, наверно, правильно, но как-то расплывчато и неопределенно. Преп. Максим говорит определенно: придает придает произволению человека устойчивое расположение к благу. >