|
От
|
Пётр
|
|
К
|
Аркадий
|
|
Дата
|
09.08.2000 10:01:31
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (2): Что-то Вы преувеличиваете...
>Не всегда направление в литературе создает произведение, явившееся по времени первым. «Матренин двор» мне представляется более сильным в литературном отношении, чем вещи Солоухина. Но это, конечно, дело вкуса. Насчет первенства хронологического, согласен с Вами. Кстати, неоправданно (на мой взгляд) говорить о том, что деревенская тема, направление деревенщиков возникает где-то в 50е-60е годы. У меня постоянно, когда я читаю Солоухина или, скажем, Распутина возникает чувство, что их работы, дух их работ, как бы нанизаны ту же ниточку, что и у Лескова, у Шмелева. Согласен с Вами, что говоря о деревенщиках нужно обратить внимание на силу, но какую? В чем, например, сила «Денег для Марии» первой работы (1967 г.) Распутина? В литературной отточенности?... Нужно говорить именно о духе, о связи духа этих работ с духом народа, с духом, несомым его корнями с деревней (интересно, как сам Распутин мельком, проблеском, говорит в этой самой первой своей работе «Все мы вышли из деревни, только одни раньше, другие позднее» по памяти и не дословно). Согласен, что все наши оценки дело вкуса, дело восприятия, дело чувства того самого духа, дело связи с теми самыми корнями... На мой взгляд, у Солженицына старательная подделка (какое тут слово лучше подходит: копирование, приспособление, мимикрия?) под деревенский народный дух, у Солоухина же, Распутина такой подделки нет, они сами несут этот дух, они составляют, свивают (а лучше сказать, сами ей являются) какую-то ниточку от русских корней к читающим и воспринимающим их работы. И еще один момент, цитата из той же статьи Харламова о Солоухине «Св. Патриарх знает, что говорит именно первый, кто обратил наше внимание не только к историческим корням, но и воспел мир как Божье творение, что тогда было совсем не просто, святоотеческая литература была загоне, можно было, к примеру, сколько угодно говорить или писать »Мадонна", но ни в коем случае не Богородица...". Есть в работах Солоухина, которые он пишет и публикует с конца 50х годов, какой-то настрой, близкий раннехристианским апологиям (вспомните послания св. Иустина Философа языческим властям, в которых он на их языке, обращаясь к их системе ценностей, взглядам, защищает, «выгораживает» гонимых и оклеветываемых первых христиан). Сравните, например, с тем, что (и как это, на Ваш взгляд, не сильно?) пишет в 60е годы Солоухин в "Ледяных вершинах человечества".