От Игорь_Ш
К Александр В.  
Дата 18.08.2000 14:32:23
Рубрики Прочее;

Re: Православие и культура

Ух, Вы и вопрос подняли ! Поскольку в музыке я не очень, по второму образованию почти что искусствовед, позвольте предложить Вашему вниманию мое письмо некоей художнице-авангардистки. Надеюсь Вам будет интересно
 
Итак:
 
Человек, наделенный Богом способностью к творчеству, всегда что то создавал и в своих творениях проявлял свою сопряженность не только к окружающему миру, но и миру невидимому — сакральному.
 
Еще во времена язычества, творчество, выражаемое в живописи, скульптуре и литературе (как бумажной, так и устной) отражало представление человека о мире невидимом и его проявлениях в мире видимом. Т.е. так человек той эпохи ВИДЕЛ мир видимый в проявление мира невидимого.
 
Результатом этого явились прекрасные с точки зрения эстетики  и мастерства исполнения скульптуры языческих богов. Но можем ли мы наслаждаясь совершенством форм, забывать о цели создания  этих творений? Не является ли это одним из «прелестей мира»? Вспоминая эпоху Возрождения, мы не должны забывать, что это было возрождением языческой культуры, что было гордо названо «победой человеческого разума» над «мракобесием». В результате мы видим торжество язычества в Италии. Микельанджело создавал гробницу папе Юлию II, с инкрустацией сюжетами из языческих мифов, что как то не очень то соответствует христианству, хоть и католическому. И это коснулось практически всех школ «старых мастеров» как итальянских, так и фламандских. Стоит сказать несколько слов о начале этого «возрождения».
 
Как известно, практически все изобразительное искусство древности времен христианства было связано с иконописью. Утверждение Догмата о почитании Св. Икон послужило толчком к созданию икон, связанных с теми или иными событиями Священной Истории. Величайшей школой иконописи является Византийская школа. Как бы это не показалась странным, но современный авангард технологическую идеологию своей живописи взял именно из этой школы.
 
Византийскую школу иконописи отличает  практический отказ от соблюдений правил перспективы, иконы того времени отличает определенная схематичность формы, некоторая упрощенность изображения светотени и т.п. Т.е. византийские иконописцы отринули несущественное, а обратили все усилия к предмету изображения,  самому событию и переживаниям, связанных с этим событием. Т.е. опять же мы видим ОТНОШЕНИЕ художника-иконописца к миру внешнему через мир внутренний , который был сугубо христианским.
 
Очень приятно, что русская школа иконописи, переняв школу византийскую, до сих пор сохранила эти традиции.
 
Революцию в иконописи осуществил Джотто, введя впервые в иконопись большое внимание к форме как таковой, перспективе, игре света. Но за все нужно платить — плата за это — потеря того, что было в византийской иконе. Развитие идей Джотто произошло в творчестве, так называемой школы «старых мастеров».  Опять мы видим ОТНОШЕНИЕ художника к миру внешнему через мир внутренний, который строго говоря ,христианским назвать уже сложновато, форма, перспектива и т.п. заслонила Христа, Новозаветные События, События, связанные с деятельностью Святых Христианской Церкви. Налицо омирщление восприятия.
 
Теперь сделаем прыжок в рассмотрении истории живописи и перейдем в век 19, во вторую его половину во Францию в деревню Барбизон. где возникла одноименная школа, поставившая своей целью уйти от формы к жизни, оставив на всеоружии прошлые достижения. В картинах Тройона, Де ла Пенья. Коро и других мы видим обращение к жизни как таковой, но, увы, опять без осмысления и представления Великих Событий. Но как  любая революция, является источником другой революции или по словам Макиавелли «любые изменения ведут к еще большим изменениям, причем любые изменения ведут к худшему». После барбизонцев мы видим появление Эдуарда Мане с его «Завтраком на траве», т.е. импрессионистов и далее, далее и далее. Потом наконец то появляется так называемый авангард. Одновременно мы не забываем наш тезис о том, что творение художника есть его отношение к миру внешнему через мир внутренний.
 
Применим этот тезис к творчеству авангардистов.
 
Хоть Сальвадор Дали и задал свои «заповеди» о необходимости сохранение техники школы старых мастеров, но восприятие мира авангардистов наводят на грустные размышления.
 
Возьмите Кандинского, Шагала. Филонова, Пикассо. Они ушли от приемов школы старых мастеров, отринув формы, законы перспективы и т.п. Но к чему пришли? В чем выражение концентрированности в восприятия мира? Если это отражение их мира внутреннего во внешнем, то не думали ли Вы что представляет собой их мир внутренний? Кто влияет на их мир внутренний?
 
«По плодам узнаете их».. В гордом восклицание : «я так это вижу» не сквозит ли искушение всех времен «Бросься со скалы и ангелы подхватят и понесут Тебя». т.е. удивить окружающих поставить себя вне , сделать себя трансцендентным к окружающему миру.
 
Итак, результат творчества является реализацией отношения внутреннего мира художника к миру внешнему, и это есть  плод его. Давайте же узнавать о творении по «плодам».
 
 
 
С уважением,
 
Игорь Шукан