Несмотря на визиты грузинских делегаций в Москву, в теме российско-грузинских отношений в последнее время не последнее место занимают неутешительные прогнозы.
В Тбилиси готовятся к войне, заявляя, что смогут воевать не только против Абхазии и Южной Осетии, но и российской армии. Москва предостерегает Грузию от военной катастрофы. Если уйти от эмоциональных и не всегда адекватных выступлений политиков и информационных провокаций Тбилиси, и реально взглянуть на военное соотношение сил в регионе, в чью пользу оно выглядит? Как будут развиваться события при самом худшем сценарии? Что должны делать Россия и ее армия? На эти и другие вопросы в беседе с нашим корреспондентом ответил военный эксперт, редактор еженедельника «Военно-промышленный курьер» Игорь Коротченко
Эксклюзивное интервью с военным экспертом, главным редактором еженедельника «Военно-промышленный курьер» Игорем Коротченко
- Игорь Юрьевич, реальная угроза локального конфликта в Закавказье не уменьшается. Какие ошибки допускала Москва в отношениях с Тбилиси?
- При Шеварднадзе Грузия все-таки старалась не раздражать Россию. Когда в результате государственного переворота в Тбилиси к власти пришел Саакашвили, мы могли не признавать его с полным основанием, но признали, что было роковой политической ошибкой. Второй ошибкой Москвы стала «сдача» наших союзников в Аджарии. Известен политик, который летал в Тбилиси и Батуми, который вывез Аслана Абашидзе в Москву. Считаю, что он должен нести моральную и политическую ответственность за неправильные рекомендации. Рано или поздно этот вопрос встанет остро: нынешний секретарь Совбеза России, который вывез аджарского руководителя в Москву, фактически открыл ворота Аджарии для грузинской армии. Я знаю, что российские военные были категорически против этого, но их мнение перевесили иные доводы.
В отношении Грузии мы должны занимать принципиальную позицию. Конечно, военный сценарий нам не нужен. Мы знаем, что симпатии Запада окажутся на стороне Грузии, которая будет изображена как жертва, даже, невзирая на то, что сам Саакашвили может начать боевые действия против России и ее военных.
- Неужели официальный Тбилиси может решиться на военную акцию?
- Саакашвили - классический авантюрист. Его окружение такое же. По накалу пропагандистской риторики Саакашвили вполне можно сравнить с Удуговым и даже Геббельсом. По складу личности, темпераменту, умению завести толпу это люди одного порядка, одного психического типа личности. Думаю, что Гитлер и Геббельс так же воздействовали на толпу и были способны мобилизовать нацию на решение авантюрных задач. Это пассионарный тип личности со знаком минус хорошо известен истории. Если сравнить риторику и позы Саакашвили с Гитлером по кадрам кинохроники, то станет ясно, что различает их только комплекция, а повадки одни и те же. Саакашвили может пойти на вооруженную провокацию, поэтому мы должны усиливать режимы в Абхазии и Южной Осетии. Надо не оглядываться на мировое общественное мнение, а руководствоваться собственными национальными интересами. Необходимая военно-техническая помощь Вооруженным Силам Абхазии и Южной Осетии может быть применена по сценарию нашей неафишируемой поддержки Северного Альянса в Афганистане. По этому же варианту мы помогали и республиканцам в Испании. Но кроме этого, Южной Осетии и Абхазии необходима помощь в обучении и подготовке их силовых структур. Ведь американцы сильно натаскали грузинские Вооруженные Силы, на что были истрачены сотни миллионов долларов. Часть ВС Грузии очень хорошо подготовлена к ведению современной войны. Были приняты определенные меры и по военно-техническому сотрудничеству. Грузия получила большое количество советского вооружения из стран Восточной Европы. Пусть это техника стара, но вполне отвечает критериям ведения боев на этом ТВД (театре военных действий).
Мы однозначно должны создавать контрсиловой потенциал. Случись конфликт, армии Абхазии и Южной Осетии в первую очередь должны взять на себя функции по сдерживанию, а затем разгрому грузинского вторжения. При этом Россия должна выступить в качестве арбитра, а при необходимости оказать силовое давление на Грузию, сдержать ее от повторения геноцида, который она в свое время устроила в Южной Осетии и Абхазии. Мы должны готовиться к этому и чисто психологически.
К сожалению, сегодня мы следуем в фарватере событий. Первым выступает Саакашвили, а мы как бы уже отыгрываем варианты после его ходов. Необходимы меры упредительного характера. Прежде всего, нужно поднять в ООН и других международных организациях тезис о том, что Грузия – несостоявшееся и недееспособное государство. Об этом надо повторять на международных форумах, вести консультации с нашими союзниками и партнерами. Действительно, Грузия случайно возникла после распада СССР и не смогла утвердиться в нынешних границах. Необходимо вести речь по дезинтеграции Грузии по югославскому варианту. Необходимо пропагандистское обеспечение всех наших действий. Но до сих пор мы не ставили такой вопрос.
- Власти Абхазии заявили о начале переговоров с Россией о признании. В Южной Осетии настаивают на признании геноцида Грузии в отношении осетин…
- На территории Грузии фактически существует три самостоятельных государства. Надо легитимизировать процесс международного признания Южной Осетии и Абхазии. Одновременно назрели меры по ослаблению режима Саакашвили и лишению его экономической подпитки из России. Недопустимо, когда «Газпром» собирается продавать газ Лукашенко по мировым ценам, а Грузия получает его по льготным ценам! В преддверии зимы Москва должна предпринять экономические методы воздействия на режим Саакашвили, действуя так же, как США против Милошевича.
Именно Россия должна противостоять процессу оболванивания грузинского общества. Назрело открытие специальной радиостанции, которая бы вещала на Грузию на грузинском языке с территории России, Абхазии или Южной Осетии. Она доносила бы до грузинского общества правду о происходящем в Грузии и мире. Так американцы делали это с радио Хосе Марти. А в рамках свободы и плюрализма мнений режим Саакашвили не пошел бы на глушение этой радиостанции. На ней могли бы выступать оппозиционные лидеры, чьи партии подвергаются преследованию. Граждане Грузии должны знать альтернативную точку зрения, потому что режим Саакашвили скатывается к элементам кавказского фашизма, когда уже не существует возможности для легальной политической борьбы. В то же время Москва должна демонстрировать отсутствие антигрузинской истерии и поддерживать грузинский народ, с которым нас связывают традиционные исторические узы. При этом все те меры, которые сегодня предпринимает президент Владимир Путин, связанные с попыткой разгрома этнических преступных группировок, прежде всего, грузинского криминала, действующего на территории России, справедливы и законны.
Правда, в определенных российских СМИ ведется пропаганда официального Тбилиси. Российские спецслужбы должны внимательно посмотреть, кто и что стоит за этим. Вполне возможно, что Саакашвили и близкие к нему бизнесмены и политики, а также грузинские криминальные авторитеты могли профинансировать проведение специальных информационных кампаний давления на российскую власть.
- В Москве заявили, что в случае военной акции Грузии, не бросят своих граждан в Южной Осетии и Абхазии. Что конкретно могут предпринять российские силовики?
- Северо-Кавказский Военный округ (СКВО) в рамках мероприятий по оперативно-боевой подготовке, которые проводятся, отрабатывает варианты реагирования. Если прольется кровь российских граждан при полномасштабной грузинской агрессии, не исключены крайние меры реагирования, которые заключаются в обесценивании силового потенциала Грузии путем нанесения ракетно-бомбовых ударов по аэродромам и авиационным базам. Тогда Грузия не сможет использовать фактор воздушного нападения и превосходства в воздухе при ведении боевых действий против Абхазии и Южной Осетии. Другими словами, уничтожение аэродромной сети Грузии понадобится только для того, чтобы воспрепятствовать безнаказанному расстрелу с воздуха жителей Южной Осетии и Абхазии. Во-вторых, эффективно нанесение ударов по базам грузинских формирований, которые будут непосредственно вовлечены в карательные операции против абхазов и осетин. Здесь могут пригодиться и высокоточные средства поражения, включая оперативно-тактические ракетные комплексы, авиация и другие виды вооружения. В любом случае для России неприемлем сценарий, когда будут убивать ее граждан, а мы будем спокойно смотреть на это.
Отмечу, что Саакашвили и Окруашвили относятся к роду политиков, которые понимают лишь разговор с позиции силы. Увещевания и попытки решать вопрос в политическом ключе уже ни к чему не приведут. Военное реагирование на военное вторжение Грузии необходимо и не имеет альтернативы. В то же время территориальную целостность той части Грузии, как одного из трех государств на пространстве бывшей Грузинской ССР, нарушать не следует. При этом любые операции российской армии будут проводиться, исходя из обеспечения неприкосновенности границ Южной Осетии и Абхазии.
- Говоря о военных сценариях нельзя не учитывать тот факт, что реальные возможности Вооруженных Сил не всегда соответствуют тому, что говорят прогнозируют политики.
- СКВО – один из самых лучших военных округов в составе Вооруженных Сил РФ. Это воюющий округ, где традиционно существуют мощные группировки с сильной авиационной и военно-технической компонентой. Если Грузия попытается совершить военную провокацию, то получит достойный ответ, потому что военные, людские и технические параметры однозначно свидетельствуют в пользу России. Главное – проявить политическую волю. Все будет зависеть от конкретных решений первых лиц государства. Если воля будет проявлена, если меры экономического удушения режима Саакашвили будут реализованы до конца, возможно, до военных действий дело и не дойдет. Но если мы пойдем на какой-то переговорный процесс, дрогнем и позволим набрать силу всем просаакашвилевским заявлениям, которые сегодня звучат в СМИ, это осложнит принятие верных решений государственным руководством Российской Федерации.