Признаюсь, поначалу состоявшееся в прошлый четверг назначение коммуниста главой Госкомитета по делам национальностей и религий показалось верхом абсурда: как так - потомственные богоборцы и забота о религии? Но, с другой стороны, кто, как не атеисты должны быть равноудалены от заполонивших Украину патриархов, пророков, гуру и просто мессий.
Конец подобным рассуждениям был положен по-пролетарски решительно и конкретно. Уже на следующий день после назначения нового госчиновника, его партбосс заявил, что КПУ намерена расследовать "околокриминальную финансовую деятельность Киевского патриархата".
При всей твердости заявления, достойной Симона Петра и оно оставляло возможность чтения между строк, а именно: "Деньги партии здесь. И мы их вернем".
Первым о том, что лидер "Киевского патриархата" причастен к исчезновению денег компартии УССР, заявил нардеп от КПУ Леонид Грач. В конце прошлого года он подал соответствующий депутатский запрос в Генпрокуратуру. Та переслала документ в СБУ, которая, в свою очередь, обратилась за дополнительной информацией… к коммунистам.
Не дожидаясь результатов круговорота бумаг в силовых ведомствах, мы решили выяснить суть вопроса у главы пресс-службы Украинской Православной Церкви Василия Анисимова, который вот уже пятнадцать лет отслеживает финансовые операции Михаила Денисенко, более известного, как "Патриарх всея Украины-Руси Филарет".
Василий Анисимов: - Суть вопроса в том, что в 1991 году стараниями Леонида Кравчука и Витольда Фокина Филарет получил со счетов запрещенной компартии от 25 до 31 миллионов рублей на восстановление Успенского собора. За что тот даже публично поблагодарил Леонида Макаровича.
А через полгода, когда Филарет был с позором смещен с митрополичьей кафедры, то, не желая оставаться рядовым монахом, он прихватил миллионы, предназначенные на Собор, плюс церковную кассу в 4 миллиарда купоно-карбованцев и основал свою собственную "церковь".
Д.С.: - Неужели все яйца были положены в столь хлипкую корзину, каковой являлась "Украинская православная церковь Киевского патриархата"? Ведь еще тогдашний генпрокурор Виктор Шишкин, а, затем и Михаил Потебенько снимали ее с регистрации, как незаконно созданную.
В.А.: - Конечно же, нет. В нарушение христианской этики, осуждающей грех ростовщичества (т.е. банковской деятельности, особенно в ее постперестроечном варианте) Филарет стал соучредителем банка "Ажио". Причем, как физическое лицо Михаил Денисенко. Оно и понятно - откуда у "монаха-молитвенника Филарета" такие деньжищи?!
Но это были еще цветочки. Ягодки проявились в 2005-м, когда, уверовав с собственную безнаказанность за "майданные заслуги", Филарет попытался разместить в банках США и Гонконга 350 млн. долл.
Эту информацию обнародовал Архиепископ Вашингтонский Антоний. Дело в том, что адвокату, который занимался размещением сотен миллионов долларов, Филарет не выплатил гонорар в… 9 миллионов. Не вникая особо в конфессиональные тонкости "обманутый вкладчик" выставил иски к Украинской православной церкви Константинопольского Патриархата в США. Теперь те теряют десятки тысяч на судах, где пытаются доказать, что Филаретовская "церковь" не только не имеет к ним никакого отношения, но даже не признана таковой.
Д.С.: - То есть Филарет попался на собственной жадности? Прямо, как Шура Балаганов в трамвае… Но, скажите, а почему вопрос о деньгах партии всплыл только спустя пятнадцать лет после их исчезновения.
В.А.: - Ну, во-первых, вопрос о деньгах компартии возродился на волне скандала с этими 350 миллионами. Коммунисты задались вопросами, нет ли там и их денег. Тем более они не могли поднимать эти вопросы, пока находились под запретом.
Во вторых, интерес к финансовым махинациям Филарета не остывал никогда. В том же 92-м, когда комиссия, созданная Харьковским Церковным собором, пришла в резиденцию Киевского митрополита на Пушкинскую принимать у Филарета дела, его главный финансист - бухгалтер Владимирского собора, в "лучших христианских традициях" покончил жизнь самоубийством, бросившись в лестничный пролет.
В 1995 году деньгами партии озаботился "патриарх" УПЦ-КП Владимир Романюк (тот самый, который за свою любознательность оказался закатанным в асфальт перед Софиевским Собором. - Д.С.). Он обратился в столичное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Украины с просьбой помочь отыскать припрятанную Филаретом церковную казну. Одновременно, Романюк просил дать ему охрану, мотивируя тем, что Филарет пытается его отравить. А через месяц он "при невыясненных обстоятельствах" погиб на скамейке ботсада.
Кучма пообещал тогда рассказать всю правду о гибели Романюка, но через год уголовное дело было приостановлено и таковым является до сих пор. Замолчали и деятели, говорившие о насильственной смерти Романюка, некоторые - навсегда (в своей квартире вместе с матерью был зарезан руководитель филаретовского братства Андрея Первозванного Андрей Котельницкий).
Итак, сегодня, похоже, впервые сложилась ситуация, когда "искатели денег партии" могут действовать относительно безопасно. Ведь те, кто заинтересован в их нахождении, сейчас имеют доступ к документам, которых так недостает нашим доблестным спецслужбам в "деле о пропавших миллионах".