От полковник Рюмин
К All
Дата 01.12.2000 19:33:02
Рубрики Прочее;

Чужая душа потемки (Навеяно одной из реплик чтеца Георгия)

Запомнил реплику чтеца Георгия о том, что генерал Скоблин и инженер Якушев, известные првокаторы ГПУ, «в душе были монархистами». Она мне запомнилась, я все хотел поделиться в связи с ней интересной информацией, но реплика утонула в архивах Форума, и я ее не нашел. Тем не менее помещаю ответ.
 
_______
 
Может ли кто определенно сказать, кем в душе своей были Е. Азеф или Р. Малиновский — сотрудниками охранки или революционерами? А может быть, в них соединялось и то, и другое? Провокаторство пагубно для обеих сторон: для тех, против кого оно направлено, и тех, кто его направляет.
 
 
Это обстоятельство и было учтено при «великой чистке». Прекращение деятельности “Треста” не могло остаться без тяжелых последствий и для его создателей. В “трестовскую легенду” для придания ей большей политической значимости были, по-видимому, включены не только бывшие царские генералы и чиновники, но “задействованы” и некоторые деятели Красной Армии и ГПУ. Провал “Треста” мог породить тяжелые подозрения и в отношении многих из них. Работали ли они на ГПУ или постепенно втягивались в связи с эмигрантскими политическими кругами, а возможно, и завербовывались ими?
 
 
Но вот одна из ключевых фигур “Треста” — барон фон Штауниц, он же Касаткин, он же Опперпут, он же Селяников. Знаменитый разоблачитель Федорова-Якушева. В многосерийном фильме моей юности, снятом по повести Льва Никулина, его роль играл народный артист СССР Донатас Банионис, ныне прозябающий в независимой Литве. После сделанного им в рижской газете разоблачения всей трестовской аферы Штауниц-Опперпут, а также бежавшая с ним из СССР М. Захарченко-Шульц и другие в 1927 году выехали в Россию через финскую границу по заданию созданного тогда же  “Союза национальных террористов” для проведения диверсий в СССР. Они планировали организацию взрывов зданий в Москве. Другая группа должна была совершить диверсионные акты в Ленинграде. Им удалось произвести взрывы зданий ГПУ на Малой Лубянке в Москве и здания партактива в Ленинграде, где было немало пострадавших. После этого Опперпут, Захарченко и другие члены их группы бежали в Смоленскую губернию, где, по опубликованным сообщениям, были выслежены и убиты (Захарченко покончила с собой.) Погибли и некоторые другие участники диверсионных групп.
 
 
Итак, по официальным советским сообщениям, он погиб летом 1927 года в столкновении с сотрудниками ГПУ после совершенных им в Москве терактов. Но последней серии телефильма Артузов-Джигарханян вскользь говорит, что Стауниц-Банионис захвачен. А во время перестройки допущенный в архивы профессор М.Иоффе узнал, что в 1943 году гестапо арестовало в Киеве подпольную советскую группу во главе с неким офицером НКВД. У него были документы на разные фамилии: Коваленко, Мантейфель и другие. На самом деле это был... Опперпут. Немцы его расстреляли.
 
 
Вот так Опперпут! Никакой не двойной предатель, а «герой невидимого фронта», получается…