|
От
|
полковник Рюмин
|
|
К
|
полковник Рюмин
|
|
Дата
|
11.12.2000 20:08:01
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re: Внешние и внутренние III. Вставка: взгляды покойного о.Александра Меня идейная основа субцеркви
>... Не все свои взгляды они проповедуют гласно и открыто, на некоторые лишь намекают, а подробно преподают, видимо, только уже проверенным слушателям. Эта черта в наибольшей мере была свойственна их негласному общему наставнику, по сути дела, создавшему и оформившему все движение, протоиерею Александру Меню... Вот один из примеров птичьего языка для «своих», которым покойный мастерски умел пользоваться. ____ Из послесловия к сборнику «Александр Мень. Христианство и культура. М.»Искусство", 1992 г.", написанного неким Л.И.Василенко. ... За пределами сборника остались поиски о. Александром путей контакта с духовными традициями Востока, - а он встречался с представителями мусульманского мира, его знали зороастрийцы, индологи, буддисты. Он внимательно изучал труды, посвященные культуре Ближнего и Дальнего Востока, а также, например, сочинения монаха-трапписта Т. Мертона, отдавшего контактам с буддийским миром немалую часть своей жизни. Его готовность к такому расширенному диалогу, выходящему далеко за рамки западной культуры, можно увидеть, внимательно ознакомившись с указанным шеститомником... Впрочем, тут нужно отметить одно обстоятельство. Как уже упоминалось, А.В.Мень высоко ценил философию Бергсона, согласно которой жизненный порыв к Высшей реальности порождает широкий спектр духовных традиций и культур. Но у Бергсона это спектр расходящийся, тогда как Александр Мень тяготел к синтезу и предпочтение отдавал одной линии - той, где есть ответ самого Бога на духовный порыв человека. Христос был для него тем абсолютным центром, вокруг которого интегрируются светоносные начала, заложенные в разных духовных традициях мира. Отсюда и подход к внехристианским культурам по образцу Святых Отцов, совершивших в первые века христианства рецепцию эллинизма. Отцы Церкви переосмыслили античность, наполнили ее новым смыслом и создали на ее основе высочайшего уровня христианскую культуру. Так же относился о. Александр к культуре современной, побуждая всех, кто к нему прислушивался, искать возможности нового религиозно-культурного возрождения и синтеза. Что же препятствует культурному творчеству, свободе и духовному возрастанию личности? Прежде всего это родовое сознание (прелестно!- П.Р.). Александр Мень проанализировал процесс освобождения личности от диктата родового сознания в книге «Магизм и Единобожие», фрагмент из которой помещен в сборнике. В современной жизни этот вид сознания возрождают в весьма агрессивных формах массовые неоязыческие социальные движения (см. статью «Разум и исступление масс»). Личность, ее творческие силы и духовную свободу, они готовы принести в жертву идолам рода. С магизмом связано и обрядоверие как извращенная форма религиозной жизни, ведущая к ее вырождению и распаду (понятное дело - П.Р.). Затем следует назвать изоляционизм социальный, идеологический, национальный, культурный, религиозный, пытающийся защищать собственные ценности путем дискредитации ценностей, объявляемых «чуждыми». Далее нужно сказать о консерватизме, защищающем прошлое из страха перед новым, хотя именно открытость к новому свидетельствует о жизнеспособности традиции. Проблемы и трудности, порождаемые современным национализмом, изоляционизмом и консерватизмом, обсуждаются в последнем интервью о. Александра, данном испанской журналистке П. Бонет, в интервью «Проблемы Церкви изнутри» и в других материалах пятого раздела сборника. Там же ставится вопрос об имперских амбициях, поднимающих знамя богоборческого демонизма в борьбе против всякой духовности (статья «Религия, »культ личности" и секулярное государство"). (Итак, национализм, изоляционизм, консерватизм и имперские амбиции мешают культурному творчеству, свободе и духовному возрастанию личности. Спасибо рецензенту! Отличная выжимка взглядов убиенного протоиерея на культуру! П.Р.) На каких же путях искать полнокровного духовного и творческого развития личности? Отец Александр видел эту возможность прежде всего в сравнительно небольших сообществах близких друг другу людей, где свободно утверждает себя соборное сознание Церкви. Гигантские социальные организмы представлялись ему в этом плане бесперспективными. Будущее Церкви и духовной культуры он видел в создании «сети», или «диаспоры», таких сообществ. (Что-то слышится родное... Субцерковь в проекте. А еще почему-то приходят на ум слова Петеньки Верховенского о том, что «пятерками» надо ключевые участки охватить. На языке специалистов это называется «молекулярной агрессией» П.Р.) Однажды он назвал это «будущей экуменической моделью мира», имея в виду вселенское сотрудничество христиан в духе ранней Церкви, еще остававшейся единой. "Будущая экумена" обретет наконец свободу от еще не изжитых в церквах форм духовного авторитаризма, патернализма и государственной религиозности (смотри ты, не изжили еще -П.Р.), которые служили и служат угашению духа и коренятся в падшей природе человека, а не в евангельской Вести. Таковы основы той концепции христианской культуры, которую развивал о. Александр Мень. (Основы концепции изложены с предельной ясностью, еще раз спасибо рецензенту П.Р.) Строго говоря, он не был теоретиком или философом культуры, не занимался тщательной проработкой понятийного аппарата и логического каркаса своей концепции, а излагал интуитивное понимание жизни, используя для этого разные источники и переосмысляя их в свете библейского Откровения. Само Слово Божие было для него, конечно, важнее всех концепций в мире, и служению Ему он отдал жизнь. "Отдать себя до конца значит совершить евангельский подвиг. Только этим спасается мир", сказал он за неделю до своей гибели, описывая служение матери Марии (Е.Ю. Кузьминой-Караваевой), православной монахини, погибшей в фашистском концлагере. Эти слова вполне можно отнести к его собственной жизни и деятельности. Без любви к Церкви, к России, к своим духовным чадам невозможно было бы взять на себя такой подвиг, увенчанный мученичеством. Митрополит Антоний Сурожский, который трудится в Англии, так завершил поминальное слово об отце Александре Мене: "Мы не смеем говорить о своей оставлеиности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих (Очень характерное выражение «для своих»...- п.Р.) знаемых и незнаемых Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовет он каждого, кто его любил, кто в нем видел образ истинного христианина, на Путь Крестный и к славе Воскресения!" Л. И. Василенко