(Окончание)Недавно нас посетил Андрей Евгеньевич Бусыгин, заместитель министра культуры Российской Федерации. Его визит свидетельствует о пристальном внимании российских властей к Рязани. И мы очень рады, что принято решение о строительстве нового здания для Рязанского музея. Сегодня Рязанский музей (РИАМЗ) находится в храмах и церковных строениях, не приспособленных для музейных целей. Мы надеемся, что в скором времени, когда будет построено новое здание музея, в котором будет всё необходимое для музейного дела, все его работники получат возможность трудиться и хранить народное достояние в достойных условиях.
Года три назад ко мне подошла одна женщина из работников архива и спрашивает – да когда же мы, архивисты, уйдём отсюда, когда всё передадут Церкви? Недавно, говорит, кто-то из посетителей пришёл ко мне в архив за справкой. Я встала, пошла к стеллажу, и в это время на место, где я сидела, обвалилась огромная глыба штукатурки. Да, там действительно всё рушилось и валилось. Храм в честь Богоявления Господня находился в тяжелейшем состоянии, просто в катастрофическом. За последние два года проведена серьёзная работа по укреплению фундамента, и сегодня опасности разрушения храма уже нет. Но работы, конечно, предстоит выполнить ещё очень много. Сегодня благодаря руководству Министерства культуры РФ и лично Андрею Евгеньевичу Бусыгину, его взвешенной и продуманной арбитражной роли всё основательно стронулось с места. Он встречается с работниками музея, снимает недоумения. Это – лично его мудрость и конструктивный подход. В результате снято напряжение во взаимоотношениях музея и епархии. Многие люди подходят ко мне сегодня и выражают радость от того, что это святое место наконец стало оживать, потому что в возвращённых Церкви храмах возрождается богослужебная жизнь.
И надо ещё раз сказать: мы не закрываем от народа храмы. Они открыты для всех.
– Как это радостно слышать!– Да, ведь, по сути, раньше Кремль был «мёртвым городом». Без богослужения, без благодатного общения с Богом. Теперь служба идёт постоянно, в соборных храмах и в монастыре – ежедневно, и всё ожило. Когда три-четыре года назад сюда привезли десницу святителя Спиридона Тримифунтского, в течение трёх дней в соборный храм пришли более семидесяти пяти тысяч человек. И бывшая директор музея, весьма озлобленная женщина, сказала – вот, какую-то костяшку привезли и все идут, фанатики, ей поклоняются.
– Нехорошо сказала. Как будто бы двадцатые годы из неё синим пламенем дохнули.– Верно. Но вот что интересно: на все последовавшие за этим прибытия святых мощей и чудотворных икон также приходило огромное количество людей. Те, кто обеспечивает порядок – милиция, – признавались: мы много занимаемся подобными мероприятиями, но здесь не надо никого гонять. Чистота и порядок. Люди стоят в очереди по много часов, целые сутки – и порядок… Все молились, пели, читали. Царил именно молитвенный спокойный настрой.
Не на футбол ведь пришли. Так что слава Богу – место оживает, и история всё расставит на свои места. Люди всё поймут. Ещё раз повторюсь – у нас нет цели закрыть Кремль и никого сюда не впускать. Оно – святое и принадлежит всем людям. После окончательной передачи всего комплекса: храмы, епархиальный музей «Древлехранилище» и святыни – он будет открыт для всеобщего доступа – для верующих, для тех, кто находится ещё на пути к храму, для посетителей, для учёных, для историков и искусствоведов. От использования предметов церковной утвари и исторических вещей, находящихся в нашем ведении, с целью написать что-либо и популяризовать мы ведь в конечном итоге будем только приобретать.
Исключительно конструктивную позицию занял сегодня губернатор Рязанской области Олег Иванович Ковалёв. Он настойчиво проводил идею строительства музейного корпуса в центре города. Его твёрдая позиция позволила принять по музею самое позитивное решение. Ведь ещё год назад никто не мог и помыслить, что музей будет иметь в своём распоряжении двадцать пять тысяч квадратных метров площадей. Сегодня музей занимает около шести тысяч квадратных метров.
Особо хочется поблагодарить представителя Московской патриархии по возвращению церковной недвижимости Александра Владимировича Бугаевского. Он имеет огромный опыт работы в этой сугубо непростой области и в течение всех шести последних лет оказывает нам самое активное содействие. Ему принадлежит огромная заслуга в преодолении многих сложностей и казавшихся поначалу неодолимых препятствий – и, стало быть, в ускорении всего процесса возвращения Кремля Рязанской епархии. Совсем недавно Александр
Владимирович самым плодотворным образом участвовал в очередных переговорах с заместителем министра культуры, с городскими властями и – как опытный искусствовед-эксперт – с руководством музея. Результат – самый положительный: договор о передаче музейной экспозиции предметов церковного предназначения находится сейчас в стадии окончательного подписания.
– Каков ориентировочный срок строительства нового здания для музея?– До 2015 года. Пока же мы будем соседствовать. А что делать? Главное, процесс идёт.
– Состоялся перелом.– Да, он произошёл. И это будет хорошо как для музея, так и для нас. Хотя процесс этот и затяжной, но появляются люди, которые оказывают материальную помощь по реставрации и восстановлению храмов. Так что ситуация вызревает в нужном ключе. Нет уже шашек наголо, идёт нормальная работа.
– Да, очень не хочется рецидивов, так сложилась положительная ситуация. Есть глубокое понимание проблемы и местных властей в лице областного губернатора, и Министерства культуры. И большинства музейных работников во главе с новым директором и хранителем музея.
– И всё равно, чтобы благополучно прийти к финишу, надо много поработать.
– В Москве мастерские Грабаря тоже поначалу не хотели уходить из Марфо-Мариинской обители, где пребывали много лет. Но сейчас обитель полностью возвращена Церкви, отреставрирована и успешно функционирует. Таков ход времени. Может, кто-то и здесь уйдёт недовольный, но – что делать? Главное понять – всё, что происходит, – справедливо и должно совершаться в мирной обстановке.– Это очень важно. Помню, я как-то приехал из загранкомандировки в Псков. И местный владыка Евсевий мне говорит – нам передали Святогорский монастырь. Не хотите ли съездить и посмотреть?
Я с радостью согласился. Приехали, идём по монастырю. Какая красота, говорю я владыке. Я же когда-то был наместником Псково-Печорского монастыря и уже бывал здесь. Место – изумительное, на живописном берегу…
И вдруг я слышу звук отбойного молотка.
И – спрашиваю своего собеседника:
– А что, владыко, уже начали работы?
Он отвечает:
– Да нет, ещё ничего не начали делать, только-только документы на днях передали.
– Да вот же шум отбойного молотка!
– Не может быть!
– Прислушайтесь!
В общем, зашли мы наконец в трапезную, а там несколько рабочих орудуют отбойным молотком – отбивают кафель со стен.
Владыка спрашивает их:
– Что вы тут делаете?
Рабочие отвечают:
– Нам начальник приказал сбить весь кафель.
– Но всё ведь уже передано монастырю. Зачем вы всё портите?
В общем, работяги там всё разбомбили, ни одной живой плитки не оставили. Уходите – так уходите с миром! Нет – разрушили все световые приборы, молотками разбили выключатели, все водяные краны. Всё, что можно было испохабить, испохабили. А ведь как хорошо – с миром всё отдать и оставить после себя хорошую память!.. Печально. Хочется, чтобы такие эпизоды больше нигде не повторялись. Поэтому будем надеяться на лучшее. С нашей стороны к музейным работникам – самое доброе и уважительное отношение. Мы на деле искренне благодарны им и их предшественникам, которые в трудные года лихолетий смогли сохранить эти иконы и утварь.
Кстати, вот что ещё интересно – в плане духовного осмысления прошлого. В Рязани разрушили много колоколен. Храмы же оставляли, чтобы использовать их по разным назначениям. Это ведь большие помещения, пригодные для складов и иных целей. И – обратите внимание! Во что превращали храмы – дома Божии? В загоны для скота, в зернохранилища, в клубы культуры. Во что ещё? В какие-то МТС, гаражи и прочее. А теперь посмотрите, к чему мы пришли к концу двадцатого столетия при распаде Советского Союза? Мяса – нет, хлеба – нет, всё закупали за границей на Западе. МТС и техника на селе практически не работали, было всё уничтожено. Равно как и культура.
– Какая страшная духовная взаимосвязь!..– Да… Но какое же это безумие – бороться с Богом! Я объездил много стран, однако нигде не видел, чтобы с такой ожесточённостью и яростью разрушались святыни и храмы. Верю и молюсь, чтобы ничего подобного никогда у нас больше не повторялось.
Беседу записал протоиерей Михаил ХОДАНОВ http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/content/article/66-qperepravaq-3-2011-god/662-kakoe-zhe-eto-bezumie-borotsya-s-bogom-beseda-zhurnala-lperepravar-s-vysokopreosvyaschennym-pavlom-arhiepiskopom-ryazanskim-i-kasimovskim