День Победы над Японией
Anna:
А куда японский парламент смотрит? Давно бы приняли закон,по которому эти спорные воды признали бы своими. Как Курилы. Или кишка тонка?
Александр Васильевич:
Япония сожалеет о принятии в России закона о Дне окончания Второй мировой войны
27 июля 2010, ИТАР-ТАСС
Японское правительство сожалеет о принятии Россией закона о Дне окончания Второй мировой войны как памятной дате. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом сегодня заявил на пресс-конференции в Токио министр иностранных дел Японии Кацуя Окада.
"Не думаю, что этот закон соответствует нынешним отношениям между Японией и Россией",- сказал глава МИД. Он добавил, что правительство сожалеет о принятии данного закона и что внешнеполитическое ведомство Японии уже сообщило об этом российскому посольству в Токио.
По словам министра, в законе фактически говорится о "дне победы над Японией". "Жаль,- заметил он,- поскольку это затрагивает чувства бывших жителей северных территорий", как в Японии называют Южные Курилы.
При этом глава японского внешнеполитического ведомства выразил пожелание, чтобы "реакция (на принятие закона - прим. ред.) не оказала негативного воздействия на дальнейшие японо-российские отношения".
Ранее заместитель главы японского МИД Коити Такэмаса заявил, что закон о Дне окончания Второй мировой войны не повредит двусторонним отношениям. По его словам, Москва "в определенной степени учла интересы Токио", поскольку в названии новой памятной даты нет упоминания о победе над Японией.
Закон, подписанный президентом РФ Дмитрием Медведевым, устанавливает новую памятную дату в России: 2 сентября - День окончания Второй мировой войны. 2 сентября 1945 г на борту американского линкора "Миссури" был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии, поставивший точку во Второй мировой войне.
http://www.imperiya.by/news.html?id=52129
Александр Васильевич:
Капитуляция Японии
Окончание Второй мировой войны ассоциируется с разгромом гитлеровской Германии. Между тем, закончилась эта война шестьдесят шесть лет назад, 2 сентября 1945 года, когда на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. Для СССР это означало завершение одной из самых блестящих военных кампаний в истории...
К борту линкора японская делегация была доставлена на американском эсминце «Лэнсдаун». В нее входили министр иностранных дел Мамору Сигэмицу, представлявший правительство, и генерал Умэдзу – императорскую ставку.
Американский генерал Макартур жестом пригласил японскую делегацию к столу. Сняв черный цилиндр и начав подписывать акт, Сигэмицу обнаружил, что ручка неисправна; секретарь быстро подсунул ему другую.
От имени союзных держав акт подписал вначале Макартур. Он достал из кармана десяток авторучек и подписал документ с английским текстом одной ручкой, а японский текст – другой.
Подписать Акт от имени СССР было поручено генерал-лейтенанту Кузьме Деревянко. Генерал окончил в свое время восточный факультет Военной академии имени Фрунзе, владел английским, китайским и японским языками.
Сын генерала Деревянко рассказал впоследствии о забавном случае перед подписанием Акта: «Известный советский фотожурналист Виктор Тёмин подарил мне фотоснимок, на котором изображен момент подписания акта генералом Деревянко. При этом он рассказал любопытную историю о происхождении этого снимка. Около 500 корреспондентов со всех концов мира прибыли на линкор «Миссури». Каждому из них было указано место для съемки. Советских журналистов поставили примерно в 70 метрах от стола, где предстояло подписание акта.
- Такое расстояние не устраивало, - рассказывал Тёмин. - Съемка могла провалиться. Удалось уговорить американского солдата из охраны, и он пропустил меня. Лучшие места занимали кинооператоры и фотокорреспонденты американских агентств.
Темин подошел к ним и начал было готовиться к съемке. Но тут появились два американских офицера и в категорической форме попросили его удалиться.
- Это место закуплено американским агентством за десять тысяч долларов, - сказали они. - Просим, сэр, покинуть его, или солдаты выбросят вас за борт.
К счастью, в это время на борт линкора поднялась советская делегация. Тёмин подбежал к генералу Деревянко и негромко сообщил:
- Мне не дают места для съемки.
- Пристраивайся к нам, - не оборачиваясь сказал генерал. Навстречу им вышел Дуглас Макартур. Представив членов советской делегации, Деревянко, показывая на Тёмина, сообщил:
- Мой специальный фотокорреспондент. - И, обратившись к Тёмину, спросил:
- Где вам удобнее расположиться?
- Вот здесь, - ответил Тёмин и показал на то место, с которого его только что прогнали.
…Вся церемония заняла 20 минут. Макартур обратился к союзникам: «Будем молиться, чтобы теперь восстановился мир и чтобы Бог сохранил его навсегда. На этом процедура заканчивается". После подписания документа, Сигэмицу со свитой покинул «Миссури», унося с собой Акт, чтобы передать его императору Хирохито.
А победители приступили к банкету. Макартур направился в салон командира линкора, пригласив пройти туда же всех делегатов. Когда генерал Деревянко провозгласил тост за советский народ, все выпили стоя...
Вряд ли тогда кто-нибудь мог подумать, что придет время, когда правомерность вступления СССР в войну на Дальнем Востоке будет поставлена под сомнение.
Все чаще в отечественной печати появляются материалы, в которых СССР обвиняют в «вероломном» нападении на Японию, в котором не было-де никакой необходимости. При этом, правда, забывают сказать, что Сталин выполнял обещания, данные Рузвельту и Черчиллю в Тегеране и в Ялте. Вот если бы Красная Армия в августе не атаковала японцев в августе 1945 года, тогда можно было бы смело обвинять СССР в нарушении союзнических обязательств.
Несостоятельны и утверждения о «ненужности» советского участия в войне на Дальнем Востоке. Летом 1945 года американцы откровенно говорили о том, насколько оно необходимо для окончания войны. Сенатор Коннэли, например, узнав о начале наступления Красной Армии, воскликнул: «Благодарение Богу! Война уже почти окончена». Генерал Ченнолт, командовавший тогда военно-воздушными силами США в Китае, заявил корреспонденту «Нью-Йорк таймс» 15 августа: «Вступление Советского Союза в войну стало решающим фактором, ускорившим её окончание. Быстрый удар, нанесенный Красной Армией, привёл к тому, что Япония была поставлена на колени».
Максим Кустов
http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=55&newsid=14627
Александр Васильевич:
День, когда окончилась война
Второго сентября 1945-го был подписан Акт о капитуляции Японии
Памятная дата России, День окончания Второй мировой войны, была установлена в июле прошлого года. В законе говорится, что это сделано «в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность своей Родине и союзническому долгу перед государствами-членами антигитлеровской коалиции».
На Дальнем Востоке прошли «Дни мира на Тихом океане». На Корабельной набережной Владивостока состоялся митинг, посвященный 66-летию окончания Второй мировой войны. Он завершился возложением венков и цветов к Вечному огню и минутой молчания, оркестр Тихоокеанского флота исполнил гимн Российской Федерации. Затем состоялась торжественная церемония закладки капсулы с землей из города-героя Бреста в Стену памяти владивостокцев, погибших в годы Великой Отечественной. Капсула была привезена из Белоруссии владивостокской делегацией, которая 22 июня отвезла гильзу с землей с острова Русский и капсулу, наполненную морской водой, в город Брест, где началась Великая Отечественная. Праздник продолжился в Адмиральском сквере Владивостока, где состоялся концерт духового оркестра, в школах проходят «Уроки мужества» и встречи с ветеранами Великой Отечественной, 4 сентября в городском парке «Солнышко» детей ждет программа «С победою домой!». Из Хабаровска стартовал детский автопробег в честь 66-й годовщины окончания Второй мировой войны, его участники финишируют в Находке.
За пять дней до памятной даты жителям Сахалина и Курил уже раздали более 15 тысяч ленточек «Дальневосточная Победа». Это - символ окончания Второй мировой войны. На ленточке отражены цвета ленты на медали «За победу над Японией».
На вопрос, нужно ли было советскому правительству так торопиться и переходить границу Японии именно 9 августа 1945-го, уже после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле Михаил Черепанов отвечает категорическим «да». И приводит такие факты. Еще в 1936-м, по требованию Генерального штаба Японии и указу императора в Маньчжурии были созданы и приданы Квантунской армии мощные базы, получившие позже наименования «Отряд 731» и «Отряд 100», напоминает он. Эти подразделения должны были обеспечить достаточное для ведения широкомасштабной войны массовое производство бактериологического и химического оружия.
«К 1945-му Япония была готова к развязыванию биологической войны, - напоминает М. Черепанов. - Уже существовали огромные запасы бактерий, способных вызвать массовые эпидемии, а также техсредства доставки их к целям. Эффективность смертоносных бацилл была многократно проверена на тысячах живых людей - китайцах, русских, монголах. Поражающая способность начиненных бациллами авиабомб и бактерий, распылявшихся с самолетов, изучена в ходе боевых операций в Монголии и Китае. Были размножены географические карты советских дальневосточных районов с указанием населенных пунктов, водоемов и других объектов для бактериологического нападения. Биооружие планировалось применить, в первую очередь, в районах Хабаровска, Благовещенска, Уссурийска, Читы. Были у самураев и немалые запасы химоружия».
По условиям Потсдамской декларации суверенитет Японии был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Советскому Союзу.
Президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая говорит: «Вновь учрежденный 2 сентября праздник для Дальнего Востока, для всей России стал колоссальным событием, которое имеет и огромное международно-политическое значение. Ведь это знак, это послание миру о том, что мы помним итоги Второй мировой войны, что эти итоги - наше достояние, от которого мы не откажемся».
По материалам СМИ
http://www.stoletie.ru/na_pervuiu_polosu/den_kogda_okonchilas_vojna_2011-09-02.htm
Александр Васильевич:
Артем Ивановский
Блистательная победа
Действия советских войск в августе-сентябре 1945-го сломили боевой дух самураев
Второго сентября 1945 года представители Советского Союза и США приняли безоговорочную капитуляцию Японии и тем самым поставили окончательную точку во Второй мировой войне.
В истории военного искусства Маньчжурская стратегическая наступательная операция советских войск (9 августа - 2 сентября 1945 года) считается уникальной. Заметим, что в ходе войны на Тихом океане армия США сражалась с отдельными частями японских войск - сравнительно небольшими по численности, изолированными гарнизонами островов и архипелагов. Нашим же войскам пришлось действовать на фронте протяженностью 3 000 километров против крупнейшей группировки сухопутных сил Японии — Квантунской армии, в составе которой находилось около миллиона солдат и офицеров. Отдельную проблему представляла собой значительная отдаленность театра военных действий, усугублявшаяся ограниченностью транспортных коммуникаций. В предельно сжатые сроки по единственной железнодорожной линии — Транссибирской магистрали для усиления наших войск на Дальнем Востоке из Восточной Пруссии и Чехословакии были переброшены 39 дивизий. При этом частям, назначенным в состав сил Забайкальского фронта, после прибытия по железной дороге пришлось совершать тысячекилометровый марш к району сосредоточения. Солдатам и офицерам, только что завершившим войну против Германии, предстояло вступить в новую битву с сильным, хорошо вооруженным и упорным врагом.
Квантунская армия опиралась на сеть мощных долговременных, тщательно подготовленных в инженерном отношении укрепленных районов. Для советского командования главная проблема состояла в том, что в полосе 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов противник так умело применил свои укрепрайоны к местности, что исключил всякую возможность их обхода. Поэтому нашим войскам пришлось идти на лобовой штурм. Насколько тяжелыми оказались эти бои, вспоминал генерал армии М.А. Гареев, воевавший в составе 5-й армии 1-го Дальневосточного фронта: «Японцы оказали исключительно упорное сопротивление и в течение первых нескольких дней рубежи их обороны прорваны не были».
Однако советские военачальники предвидели серьезные трудности при прорыве японских укрепрайонов. Именно поэтому планом Маньчжурской наступательной операции были предусмотрены действия войск Забайкальского фронта, которые по сей день остаются непревзойденными. 6-я гвардейская танковая армия генерал-полковника А.Г. Кравченко совершила переход через горный массив Большого Хингана, который японское командование считало непреодолимым естественным рубежом. Этот подвиг вполне сопоставим с Альпийским походом Суворова и переходом Скобелева через Балканы. В результате наши танкисты совершили глубокий прорыв в тыл Квантунской армии и тем самым решили исход всей операции.
Маршал Советского Союза А.М. Василевский, в то время главнокомандующий войсками на Дальнем Востоке, в своих мемуарах подчеркнул: «Форсирование Хинганского хребта 6-й гвардейской танковой армией явилось подвигом, не имевшим себе равных в современной войне».
Еще одной блестящей страницей Маньчжурской наступательной операции стал бросок конно-механизированной группы генерал-полковника И.А. Плиева через пустыню Гоби. Советские и монгольские войска преодолели полторы тысячи километров в условиях удушающей жары, песчаных бурь, полного безводья и как снег на голову обрушились на Суйюаньскую армейскую группу японцев. Ошеломленный противник был полностью разгромлен. В результате нашего стремительного наступления японские войска были рассечены на изолированные друг от друга части, окружены и затем уничтожены. 17 августа 1945-го командующий Квантунской армией генерал Отодзо Ямада отдал приказ начать переговоры о капитуляции с советским Главнокомандованием на Дальнем Востоке. Таким образом, нашим войскам потребовалось всего лишь восемь дней для разгрома миллионной группировки противника! Итоги Маньчжурской операции выглядели впечатляюще: японцы потеряли убитыми 80 тыс. и взятыми в плен более 600 тыс. человек. Была восстановлена территориальная целостность нашей страны, возвращены захваченные Японией во время русско-японской войны 1904-1905 гг. южная часть острова Сахалин и Курильские острова.
Однако в период новейшей российской истории новую жизнь получил избитый исторический тезис о том, что непосредственной причиной капитуляции Японии стали атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Насколько живуч данный миф, можно судить по следующему факту. Некоторое время назад в российских СМИ фигурировал документ за подписью одного из ныне действующих заместителей председателя правительства РФ, где в качестве причины нежелательности принятия закона об установлении 2 сентября Днем победы России на Дальнем Востоке указывалось, что «победа над Японией была достигнута с использованием одним из участников коалиции оружия массового уничтожения». Сторонники этой точки зрения имеют в своем распоряжении готовые исторические аргументы. Так, они утверждают, что 9 августа 1945 года, в день, когда наши войска начали Маньчжурскую наступательную операцию, была сброшена вторая атомная бомба, и уже 14 августа правительство Японии обнародовало декларацию о безоговорочной капитуляции. Насколько же подобные выкладки соответствуют реальным историческим фактам?
На завершающем этапе Второй мировой войны военный потенциал Японии не только не был уничтожен, но и мог быть увеличен за счет проведения тотальной мобилизации. Японский генералитет предложил политическому руководству новую стратегию: затянуть боевые действия, навязать западным державам войну на истощение и в итоге вынудить их пойти на заключение компромиссного мира. Американское командование ясно осознавало эту угрозу. В специальном меморандуме Объединенного комитета начальников штабов от 23 декабря 1944 года подчеркивалось: «Вступление России в войну необходимо для оказания максимальной поддержки нашим операциям на Тихом океане». Серьезную пищу для размышлений американскому командованию предоставили сражения за Иводзиму и Окинаву. Армия США в этих боях понесла самые тяжелые за всю войну потери. На овладение маленьким островом Иводзима при абсолютном господстве в воздухе и огневой поддержке флота американским войскам потребовалось два месяца.
Бывший госсекретарь США Эдвард Стеттиниус вспоминал: «Накануне Крымской конференции Объединенный комитет начальников штабов доложил президенту Рузвельту, что Япония капитулирует не ранее 1947 года, а ее разгром может стоить Америке миллиона солдат».
Именно поэтому на встрече в Ялте Рузвельт и Черчилль потребовали вступления СССР в войну. Когда в июле 1945 года в ходе Потсдамской конференции США и Великобритания направили имперскому правительству требование о безоговорочной капитуляции, из Токио незамедлительно последовал ответ: Япония будет продолжать войну. Таким образом, окончательно сломить Японию собственными силами западные державы не смогли. 24 июля 1945 года президент США Гарри Трумэн санкционировал применение атомных бомб, но требование американской стороны о вступлении СССР в войну осталось неизменным. Сам по себе этот факт является опровержением мифа о решающем значении атомных бомбардировок для капитуляции Японии.
Уместно задать вопрос: а была ли вообще военная необходимость в нанесении атомных ударов по Хиросиме и Нагасаки? Ни тот, ни другой японский город не имели какого-либо стратегического значения. А США тогда располагали только двумя бомбами. Если цель применения атомных бомб заключалась в психологическом воздействии, устрашении противника, то и с этой точки зрения фактор военной необходимости был сомнителен. К тому времени США обладали обширным опытом ведения воздушной войны не только против Японии, но и против Германии. Как известно, разработанный командующим британскими ВВС маршалом Артуром Гаррисом план воздушной войны (в соответствии с которым действовала и авиация США) был основан на идее сломить немцев психологически массированными бомбардировками, парализовать их волю к продолжению войны. Уничтожение Дрездена в феврале 1945 года можно с полным основанием считать проголом Хиросимы и Нагасаки. Точную оценку этой гаррисовской стратегии устрашения дал министр вооружений Третьего рейха Альберт Шпеер, который в своих воспоминаниях подчеркнул: «Вместо того, чтобы парализовать важнейшие отрасли военной промышленности, британские и американские ВВС занимались массированными налетами на Берлин и другие города». Все это привело к тому, что именно в 1944 году, когда западные союзники безраздельно господствовали в воздухе, немецкий ВПК достиг рекордных за всю войну показателей выпуска оружия и боевой техники.
В данном контексте показательно мнение главнокомандующего армией США на Тихом океане генерала Дугласа Макартура: «Победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы».
Это аксиома: пока продолжает работать военная машина, будет продолжаться и война. Так что вопрос о подлинных целях атомных ударов по Хиросиме и Нагасаки остается открытым.
Итак, 9 августа 1945 года, в день начала наступления советских войск, США сбросили вторую атомную бомбу. В тот же день премьер-министр Японии Судзуки заявил: «Вступление России в войну ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение боевых действий». Это заявление можно считать исчерпывающим во всех смыслах.
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/blistatelnaja_pobeda_2011-09-02.htm
Навигация