Шолохов на все временаЦентр духовного совершенстваНа традиционную книгу сейчас идет белее, чем активное наступление.
Воители идеи электронного чтива, то ли не хотят, то ли не способны понять, что обозначенное на бумаге слово, не только информационно, но и материально.
И глыбой, вокруг которой можно не только обозначить, но и развернуть борьбу за традиционность, является гений Михаила Шолохова.
Михаил Александрович в своем творчестве аккумулировал понимание всего, что способно замахнуться на вечность.
«Тихий Дон» – не просто эпохальное произведение, это своеобразная гора Арарат, куда обязан причалить «Ноев ковчег» нашей культуры.
Поэтому инициатива Союза писателей России создать Центр духовного совершенства «Шолохов на все времена» открывает неимоверные возможности очнуться от литургического сна нашей действительности, и увидеть то, что столько лет поражает всех своей очевидностью.
Остановимся на том механизме, который необходим, чтобы дать идее полноценную жизнь.
1. Должен быть создан оргкомитет, в который, помимо главных руководителей Союза и вдохновителей идеи, стоит ввести писателей – художников слова, у которых свое, порой отличное от других, отношение к творчеству классика современности.
Поскольку эта работа сугубо штатная, то и выполнена она должна будет в рабочем порядке.
2. Греки утверждали, что человек, истинно любящий слово, велик.
Вот почему нужно создавать шолоховские форпосты, не только на земле, где он родился, рос, творил и встретил свой последний час, но и в других местах, где живут или жили корифеи пера. В тех же Сростках, куда тянутся почитатели таланта Василия Шукшина.
Кстати, роман «Я пришел дать вам волю», так по-настоящему не оценен.
В Курске такой форпост должен стать памятью о Евгении Ногове. В Вологде – при непосредственном участии Василия Белова. В Краснодаре – тоже самое организовать при помощи Виктора Лихоносова. Ну и так далее.
3. Движением спасения истинной художественной литературы, необходимо охватить всю страну, а может даже и ближнее зарубежье, с тем, чтобы доказать всему читающему миру, что истинные писатели – это посланцы бога. Ибо они раскрыли глаза на, казалось бы, очевидное. И не только рассказали, но и поведали так ярко, что образы героев знакомых произведений стали жить рядом с нами, а их чувства и мысли перекочевали в нас.
Что же нужно сделать, чтобы шолоховское движение набрало ход, необходимый для воплощения общей идеи?
Это нужно подумать на тему охвата мест, где жил и творил сам Михаил Александрович Шолохов и писатели, близкие к нему по духу и слову.
Например, в той же станице Букановской, где Михаил Александрович венчался с Марией Громославской, верной спутницей его творческих исканий.
Там необходимо сделать заповедную зону, реконструировать станичный быт того времени, куда возить экскурсантов не только для того, чтобы все это увидеть, но пожить в старых куренях, побывать на сиделках – главных источниках общения того времени.
Необходимо и здесь и в других местах, которые будут соответствовать этому статусу, построить избы-читальни, где будут звучать произведения казачьих писателей, игры, сопровождаемые, тем же звуковым видеорядом.
Кстати, в Кумылженском районе, в той же станице Букановской, ежегодно проводится фестиваль «Хоперские зори», посвященный М.А. Шолохову.
В соседних с Кумылженской станицах Глазуновской и Скуршиловской, родились и выросли знаменитый Федор Крюков, яркие воители пера Иван Данилов, Юрий Сергеев, Анатолий Знаменский. А в самой станице Усть-Медведицкой, оставили более чем заметный след в литературе Александр Попов (Серафимович), Роман Кумов, Виктор Политов.
Бузулук, о котором говорят, что он сын Хопра и Дона внук, дал литературе таких певцов казачьей уникальности, как Николай Сухов и Евгений Кулькин.
В той же Кумылженской станице краеведческим музеем проявлена инициатива присвоить библиотекам имена земляков-писателей.
Наш, как его называют Волго-Донской край, замечателен тем, что он стал предметом описания (осмысления) писателей не только нашего региона.
Например, события, которые легли в основу знаменитого романа Алексея Толстого «Хлеб», происходили на Дону, а прочие в Калаче. А какие картины Сталинградской битвы подарили нам Юрий Бондарев.
Особо хочется отметить творчество волжанина Ивана Егорова. Его «Буйные травы» волновали не одно поколение благодарных читателей.
4. Назрела пора создать «Библиотеку казака». И включить в нее не только писателей, уроженцев придонских и приволжских мест, но и включить классиков. Например, Николая Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки», Александра Пушкина «Капитанская дочка», Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», Льва Толстого «Казаки», Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю» и др.
Библиотека должна постоянно состоять из знаковых книг, которые любому молодому человеку дадут возможность пожить той жизнью, которая сподвигла писателей на создание этой незабываемости.
Евгений Кулькин (Волгоград)http://www.voskres.ru/literature/critics/kulykin2.htm