Белинский и мыПобедитель VII Международного литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!» В.Г.Белинский
Лев Толстой говорил, что в критики идут литераторы, которые сами не могут писать, но любят поучать и объяснять, как надо писать. Были, конечно, и такие. Лев Николаевич знал, что говорил. Но только к Белинскому это замечание совсем не относится. Он бы и сам мог писать и не хуже многих своих современников, но выбрал тернистый, неблагодарный путь критика.
Писателей хватало, писали замечательно. Но многие произведения, при всей их кристальной ясности и удобочитаемости, не всегда объективно и полно воспринимались читателем. Необходим был литературный «толмач», который бы с такой глубиной и четкостью проанализировал художественный текст, что и для «заторможенного» читателя многое бы прояснилось. А в отдельных случаях и сам автор бы удивился и про себя подумал: «Эх, черт, критик-то какой толковый. Нашел у меня даже то, что мне и в голову не приходило!»
Попасть на «разбор» такому критику считалось большим везением. Вот таким первостатейным критиком и был наш гениальный земляк.
Литература, в понимании Белинского, – это не просто «красивое письмо». Литература на Руси (в этом он единогласен с Пушкиным) – это очень важное дело. Потому что где же еще, как ни в литературе, выразить все то, что в душе русской накопилось, что не дает покоя, будоражит, определяет смысл жизни, дает силы, укрепляет веру, сплачивает нацию, выставляет нравственные ориентиры. И кому, как ни писателю, высказать от имени всего народа, в художественной (а значит самой действенной) форме «истину царям». В стране, где вездесущие «мундиры голубые» пристально следили за «настроение умов» и «добронравием», без литературы и равноценной ей критики совестливому и думающему человеку можно было задохнуться, а то и в уме повредиться.
Белинский был человеком и специалистом многогранным. Он стремился во всем дойти до сути.
Его интересовали особенности нашей государственности, он хотел понять истоки наших побед и поражений, постичь «плюсы и флюсы» национального характера. Он изучал педагогику, философию, религиозные течения, историю.
Интересен взгляд Белинского на Петра Великого, на его роль в судьбе России. По мнению Виссариона Григорьевича это величайшее явление не только нашей истории, но и истории всего человечества. «Он воззвал нас к жизни, вдунул душу живую в колоссальное, но поверженное в смертную дремоту тело России», – писал Белинский о «большевике на троне».
– Перед одной из битв – восхищенно говорит Белинский – Петр поставил позади своего войска казаков со строгим приказанием убивать без милосердия всякого, кто побежит вспять, даже и его самого, если он это сделает. Так же точно поступил Петр и в войне с невежеством, выстроив против него весь народ свой, он обрезал ему всякий путь к отступлению и бегству. Будь полезен государству, учись или умирай: вот что было написано на знамени его борьбы с варварством.
По мнению Белинского, Петру некогда было медлить и выжидать. Надо было догонять Европу, которая во многом обошла нас. Не потому, что была населена первосортным людом (как она высокомерно считала), а потому лишь, что сколотила гигантский капитал беспощадным грабежом колоний и, что еще более важно, была избавлена, благодаря русским, от «трехсотлетнего ига».
Белинский сравнивает Петра с прозорливым кормчим, который предвидел скорую бурю и велел всему экипажу не щадить ни трудов, ни здоровья, ни жизни, чтобы приготовиться и напору волн, порывам ветра. И, когда настала буря, корабль-Россия выдержал ее неистовую силу. Петр действовал круто и решительно, потому что понимал: полумеры никуда не годятся. Коренные перевороты в том, что складывалось веками и уже закоснело и прокисло, не могут производиться вполовину. Надо делать или больше чем можно сделать или ничего не делать, – считал Петр.
В кабинетах нынешних реформаторов-модернизаторов висят портреты Петра Великого. Интересно, они хоть иногда оглядываются на царя-плотника, глядят ему в глаза, на его «ужасный и прекрасный», по слову Пушкина, лик? Вряд ли. Не выдержать этот гневом кипящий взгляд. А каких усилий стоит царю удержаться, чтобы не пустить в ход палку.
Но однажды он шагнет, как Командор, и поучит уму-разуму дряблых и лукавых властителей. Объяснит по-народному просто и доходчиво, что это такое – державная власть в России и ответ за нее перед Богом.
Сейчас часто спорят о Петре Великом, о его роли в нашей и мировой истории. Многие трусливо склоняются к тому, что, мол, очень уж крутой и беспощадный был самодержец. Почитайте Белинского, словоблудные господа. Может быть, задумаетесь и хоть что-то в ваших скособоченных мозгах прояснится.
Сейчас, образно говоря, над страной – морок Вальпургиевой ночи, шабаш нечисти. Низ и Верх поменялись местами.
Телеящик настырно предлагает нам, молодым, «сбегать за «Клинским»», «жить в кайф», «не давать себе засохнуть», «оттягиваться по полной» и т.д., и т.п. А когда открываешь Белинского – настраиваешься на размышление о главном о вечном. «Мелкие бесы» отступают, в голове проясняется, чувствуешь прилив сил и желание сделать в этой жизни что-то путное, стоящее, по-настоящему необходимое тебе и людям.
Вот за это – низкий поклон Белинскому.
Дарья Кудряшова, уч. 10 кл., МОУ СОШ № 5 г. Каменки Пензенской области http://voskres.ru/school/kudryashova.htm