Александр ШУСТОВТашкент - Пекин На фоне отмечаемого в последние месяцы охлаждения отношений с Россией Узбекистан заметно активизировал контакты не только с Соединёнными Штатами и Евросоюзом, но и с Китаем. Тенденция оживления узбекско-китайских отношений наглядно проявилась в ходе состоявшегося 12 сентября визита в Ташкент вице-премьера Госсовета КНР Хуэй Ляньюя.
Длительное время в экономическом сотрудничестве Узбекистана с Китаем ничего заметного не происходило. Сказывалось и отсутствие между двумя странами транспортных коммуникаций, и понятная настороженность Ташкента по отношению к великому восточному соседу. Однако за последние год-полтора развитию экономических отношений Ташкента с Пекином было придано ускорение.
В апреле 2011 г., во время государственного визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Китай, было подписано 26 документов и заключено контрактов на 3,5 млрд. долларов. В начале июня с/г, в ходе очередного визита узбекского лидера в Пекин, стороны подписали Совместную декларацию об установлении стратегического партнерства и ряд новых соглашений о развитии сотрудничества. Тогда же было заявлено о планах Пекина и Ташкента разработать стратегию развития двухсторонних отношений на перспективу - на 20 лет.Итогом поездки вице-премьера КНР Хуэй Ляньюя в Ташкент стало подписание ещё одного пакета документов, предусматривающих реализацию более 30 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 5,3 млрд. долларов. Приоритетное направление сотрудничества – нефтегазовый комплекс.
В августе 2012 г. заработала линия поставок узбекского газа по трансконтинентальному газопроводу Туркмения – Узбекистан – Казахстан - Китай. Пекин обязался покупать у Узбекистана 10 млрд. кубометров газа ежегодно. Пропускная способность первых двух веток - 30 млрд. кубометров в год. Помимо Узбекистана газ в КНР по новому газопроводу качают Туркмения и Казахстан. Уже началось строительство третьей ветки мощностью 25 млрд. кубов, которая должна быть сдана в январе 2014 г. Строительство ведется очень быстро, финансируется за счет кредитов Государственного банка развития Китая и прямых инвестиций Китайской национальной нефтегазовой корпорации.Расширение присутствия Китая заметно и в других отраслях узбекской экономики. Ташкент и Пекин сотрудничают в области развития альтернативных источников энергии и создания в Узбекистане промышленного парка высоких технологий. На китайские кредиты ведутся работы по расширению мощностей Дехканабадского завода калийных удобрений и Кунградского содового завода. При поддержке китайских предприятий проведена модернизация Ахангаранской ГЭС и ГЭС Андижан-2, реализован проект по электрификации железной дороги «Тукимачи - Ахангаран». С июля с/г осуществляются регулярные пассажирские рейсы между Ташкентом и административным центром Синьцзяна Урумчи. Только что открылось грузовое авиасообщение по маршруту Навои - Тяньцзин, и планируется курсирование воздушных судов до Шанхая и Гуанчжоу.
Как о перспективе говорят ещё об одном крупном проекте – строительстве железной дороги Китай – Киргизия - Узбекистан, которая через Туркмению и Иран должна дойти до Персидского залива. Совокупный портфель китайских кредитов по линии Государственного банка развития Китая и Экспортно-импортного банка КНР в Узбекистане достиг 4,5 млрд. долл. Пока по этому показателю опережает Россия китайцев: за последние пять лет объем российских инвестиций в экономику КНР составил 5,7 млрд. долл., в Узбекистане действуют 800 предприятий с участием российского капитала, на территории России – 400 компаний, созданных с участием узбекистанских предприятий. Россия сегодня занимает довольно сильные позиции в нефтегазовом секторе Узбекистана. Крупнейшими инвесторами являются «Лукойл» и «Газпром», ведущие разведку и добычу сырья. До недавнего времени прочны были позиции России и в сфере телекоммуникаций, где присутствовали МТС и «Вымпелком», но после того, как деятельность МТС летом этого года была приостановлена, а ее имущество передано государству, положение российских компаний здесь осложнилось. В отношении китайских компаний подобного никогда не наблюдалось.
Наводит на размышления динамика товарооборота Узбекистана с Китаем, с одной стороны, и с Россией – с другой. В I полугодии 2012 года объем торговли между Узбекистаном и КНР вырос на 44,5% и достиг 1,5 млрд. долл., а между Россией и Узбекистаном - сократился на 6,7%, до 1,681 млрд. долл. По итогам 2011 года Россия оставалась самым крупным торговым партнером Узбекистана, на ее долю приходилась четверть внешнеторгового оборота республики. Китай, по данным за 2011 г., являлся третьим торговым партнером Ташкента, но если отмеченная динамика сохранится, соотношение в течение ближайших 2-3 лет станет совершенно иным. В сотрудничестве с Узбекистаном Китай выделяется как один из лидеров в области инвестиций, закупки хлопка, поставщиков коммуникационного оборудования и мелиоративной техники. В Узбекистане действуют сейчас 400 китайских предприятий, работающих в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций, машиностроения, строительства, финансов, сельского хозяйства.
* * *
Перед визитом В. Путина в Киргизию, где ожидается подписание соглашений о строительстве Верхненарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1, в Ташкенте склонны видеть в активизации своего экономического сотрудничества с Пекином альтернативу сотрудничеству с Москвой. Свежо в памяти и заявление И.Каримова о том, что строительство крупных гидротехнических объектов в верховьях рек может привести к войнам. Разворачиваясь в военно-политическом плане в сторону США, Узбекистан пытается непротиворечиво соединить это с укреплением своей экономики за счёт связей с КНР, дистанцируясь в то же время от интеграционных проектов в постсоветском мире…
http://www.fondsk.ru/news/2012/09/18/tashkent-pekin.html