Русская беседа
 
27 Октября 2024, 02:18:01  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Из бесед с афонским старцем Дионисием (Игнатом)  (Прочитано 2820 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Августа 2012, 12:35:47 »

Пост – это Божественная благодать

Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)


Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Отец Дионисий отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира. Вниманию читателей предлагается беседа со старцем, посвященная посту.






– Отец Дионисий, расскажите нам о посте. Сегодня христиане уже не так соблюдают посты, как это было раньше. Каждый постится, как ему хочется…

– Да, каждый постится, как ему хочется. Но не все бывает так, как хотелось бы.

Посты установлены были святыми отцами на семи Вселенских Соборах, и, если мы их соблюдаем, нам подается великая Божественная благодать. Если же ты их не соблюдаешь, то тут начинается: «А, Петров пост! Да он не так уж и важен. Успенский пост! Да Богородица ведь знает, что мы не можем поститься. Великий пост! О-о-о, ну это уже слишком: целых семь недель». И так ты выдумываешь всяческие оправдания для себя и совершенно отходишь от постов. Но если нет поста, нет ничего! Ведь пост – это Божественная благодать.

И посмотри, ведь пост выхолостили уже давно. Еще в те времена, когда я был маленьким, в школе, Великим постом постились только на первой седмице да на Страстной, а в промежутке между ними разрешалось есть все. Но это далеко от истины[1], а если ты отошел от истины, значит, мы уже начали хромать. Прихрамываешь сначала на одну ногу, затем на обе ноги, пока не скажешь вовсе: «Да ну его, Бог его знает! Буду жить как все».

Видишь? Нужно иметь чуточку внимания. Чуточку внимания – и Бог поможет нам.

– Да, что же это за христианин, если не почитает пост? Тогда все равно, какой ты веры. Ты говоришь, что ты христианин, но если не постишься, то чем же ты отличаешься от язычника?

– Видишь, как прогрессирует зло? Католики не постились, и приводят себе в оправдание доказательства из Писания, каким они его понимают, будто бы пост не нужен вообще. И хоть на семи святых Вселенских Соборах и были католики – ведь тогда между нами не было разделений, – но мало-помалу они дошли до того, что у них уже не стало поста.

В Румынии в 1939 году я беседовал с одной католической монахиней, и она мне сказала: «Если я могу, то не ем мяса в Великую пятницу. Если могу; а если нет – тогда ем».

В Великую пятницу, когда Спаситель был вознесен на Крест, у католиков говорят, будто бы ничего плохого в том, что ты поешь мяса! Они тоже были ортодоксальными христианами, как и мы, а посмотри, что вышло?

Итак, я сказал вам это для примера. Ведь посмотри, когда человек начинает спускаться с горы, он чуть ли не бежит, ибо, когда идешь вниз, труднее остановиться. Доходит до того, что человек говорит: «А зачем мне поститься? В Писании же написано: что выходит из человека, то и оскверняет его, а что входит в человека, это его не оскверняет»[2].

Да, это так – да не так. Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Пост ты соблюдаешь, почитая страсти Спасителя: «Я пощусь, потому что Спаситель страдал за меня» и так далее. Ну а в том состоянии, в котором человечество находится теперь, чего еще ждать?[3]

– Говорят так: сейчас нельзя поститься потому, что если ты будешь поститься и не поешь мяса, то не сможешь работать в поле.

– Видишь, люди так считают, но это заблуждение. Это обман вражий, потому что естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру. Все, это конец». И с такими мыслями он действительно умрет!

Но это неправда. Это страсть, навязанная искусителем, который заведует складом всех зол и подбрасывает семя злых дел нам в душу и сердце. И если естество наше склоняется к одному из тех зол, которые он нам подбрасывает, то он впредь будет этим (злом) нам «помогать». Хочешь выпить водки – этим он тебе «помогает»! Хочешь поесть побольше отменных яств – этим он тебе тоже «помогает», пока не поселится в душе человека зло. Хочешь говорить ложь – он «помогает» тебе и этим, пока не приживется страсть, пока она не проклюнется, а если она проклюнется, тогда она уже пускает корень в душе и сердце человека. А если она пустила корень, то этот корень уже становится второй натурой, и ты уже убежден, что если не съешь или не выпьешь того, чего тебе хочется, то ты умрешь. Но это неправда! Это действие искусителя.

То есть ту страсть, которая закрепилась в сердце человека, пустила корни, ее уже труднее искоренить. Поэтому святые отцы учат, что всякий злой помысл, который есть в душе и сердце нашем, он очевиден, и мы должны быть уверены, что он от искусителя, и поспешить к духовнику и сказать ему: «Вот что говорит мне ум, батюшка. Вот, ум мой склоняется к тому-то и тому-то», – чтобы духовник дал тебе наставление, как его просветит благодать Святого Духа.

И этим ты посрамляешь врага, потому что если ты не идешь исповедаться, то страсти, занесенные им в твою душу и сердце, разрушат тебя. А когда никак не можешь найти священника, то исповедуйтесь друг другу, как говорят святые апостолы[4], чтобы хотя бы так получить помощь и исцелиться, ибо по-другому ты не можешь исцелиться[5].

– Есть ли шанс на спасение у тех монахов, которые едят мясо?

– Посмотрите: святые отцы изначально решили, чтобы монастыри строились вдали от людей, то есть в пустыне, чтобы монах, совершающий покаяние, мог сохранить свои пять чувств чистыми, близкими к Богу.

Монах ушел из мира, чтобы быть ближе к Богу, потому что человек, живя в миру, соскальзывает в злобу мира.

Святые отцы решили, что монахи не должны есть мяса, потому что оно разжигает страсти более всякой другой пищи. Монах, если он ест вдоволь, пьет вдоволь и спит вдоволь (особенно важен сон), тогда горе ему – он уже не может быть чистым. Тебя будут бороть страсти, плотские страсти, которые являются колоссальными страстями; поэтому святые отцы поставили предел, чтобы ты хранил себя: не ешь пищи, которая разжигает плотские страсти.

Еще тебе нужно, как монаху, не спать вдоволь, ибо тебе, как монаху, не нужно спать по восемь часов. Нужно подвизаться, ведь для того и существует монашеская жизнь, чтобы ты подвизался. Ведь посмотри, как пишут святые отцы: даже если пища у тебя смиренная, как положено монаху, но если ты спишь вдоволь, страсти снова будут бороть тебя со страшной силой.

Поэтому бодрствуйте и молитесь, чтобы войти в Царство Божие[6], то есть не спи столько, сколько хочет того тело, но будем смирять его молитвой и постом, чтобы не разжигались в нас страсти.

– А что делать, если в монастыре едят мясо? Оказывать послушание настоятелю или уйти в другое место, где его не едят?

– Искушения вражии не оставят тебя в покое, куда бы ты ни пошел. Если ты уходишь из монастыря, потому что там едят мясо, и идешь в другой, то враг уже приготовил тебе там другие искушения. Но поскольку ты не можешь исправить положение дел, то оказывай послушание, а со временем, может, руководители решат, чтобы здесь больше не ели мяса, ведь, слава Господу, монахам в монастыре есть что поесть кроме мяса. Если же они не могут отказаться от мяса, то ешь так, чтобы только тебя видели, что ты ешь, но не так, чтобы наесться.

Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом, но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы тебе легче было бороться с плотскими страстями. Потому и установили наказание для тех, кто ест мясо.

Но поскольку люди изменились и в некоторых монастырях случаются волнения, если монахи не поедят мяса, то ты лучше оказывай послушание, садись за стол и ешь, если это монастырь общежительный. Но ешь так, чтобы только другие видели, что ты ешь, а сам поступай, как советуют и врачи, – вставай из-за стола с некоторым желанием поесть еще.




[1] «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (69-е правило святых апостол. См. также 29-е, 56-е и 89-е правила VI Вселенского Собора, 49-е, 50-е и 52-е правила Лаодикийского Собора, 15-е правило св. Петра Александрийского, 1-е правило св. Дионисия Александрийского, 8-е и 10-е правила св. Тимофея Александрийского).

[2] См.: Мф. 15: 11.

[3] Беседа с монахами из скита Лаку 9 ноября 2002 г.

[4] «Признавайтесь друг перед другом в проступках, чтобы исцелиться»(ср.: Иак. 5: 16).

[5] Беседа 27 апреля 2002 г.

[6] См.: Мк. 14: 38.



Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Calauzaortodoxa.ro



http://www.pravoslavie.ru/put/55630.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Сентября 2012, 13:48:50 »

Спасение не тяжело, но оно — дело тонкое

Краткие поучения афонского старца Дионисия (Игната)





Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей.





***

Мир изменился. Сегодня уже нет любви, потому что нет искренности.

***

К сожалению, у нас, румын, не очень много духовного мужества, эдакой решимости, духовной амбиции. Ты скажи так: «Да, здесь тяжело (или еще как-то), но я мужчина и буду терпеть все, что бы ни было».

***

Как камень с огромной легкостью катится под гору, так и монах, если чуточку выйдет из-под покрова послушания, — все, он начинает плохо жить и слушать нашептывания врага. И посмотри, он не знает, что ум его принимает мысли, которые дипломатично покадил ладаном враг, и твердо держится за них, как за истину.

***

Из-за стола вставай с желанием поесть еще немного — так учат святые отцы, и это полезно как для тела, так и для души.

***

Таких хороших наставников, как раньше, уже нет, но любой духовник наставит тебя на лучшее. Нужно смириться, потому что когда мы смиримся, благодать Святого Духа просветит духовника, чтобы он наставил тебя.

***

Когда я пришел на Святую Гору, духовники, древние старцы, были очень строгие. Стоило тебе, как иеромонаху или иеродиакону, отлучиться со Святой Горы, пусть даже в Салоники, как отец Антипа (Динеску)[1] запрещал тебя в служении на неделю-другую, мол, ты видел женский пол и т. д. Или же тебе не разрешали играть с кошками, гладить их, брать на руки. Духовники запрещали тебя в Святом Причастии, ибо это служило поводом к телесному утешению. Так внимательны они были к этим делам. А что сказать сегодня? Дети на Святой Горе, безбородые юноши, монахи, ласкающие детей! В два счета выйдешь из себя!

***

Более всего нарушает чистоту монахов многоспание. Сон более всего способствует возбуждению страстей. Объядение тоже вредит, но более всего — насыщение сном. Ты можешь плохо поесть, но если насыщаешься сном, это все равно, как если бы ты поел мяса. Итак, бодрствование очень хорошо. Но не как делают теперь, с 4–5 часами перерыва… Лучше не делать перерыва, чтобы не пришло вражеское искушение. Здесь нужна рассудительность.

***

Монахи должны быть духовными, людьми духовными. То есть как людьми духовными? Они должны иметь духовный путь, то есть отсечь свои страсти. Ты не можешь сказать о монахе, что он духовен, если он кишит страстями. Если он не отсекает своих страстей, то откуда взяться духовности? Где страсть, там нет благодати Духа Святого и нет Истины. Будем хранить Истину. Православие есть Истина.

***

Во всем нужна рассудительность. Святые отцы хвалят рассудительность. Иными словами, рассудительность есть тайна тайн.

***

Спасение не тяжело, но оно — дело тонкое. Монашество — это борьба против того, что тебе нравится, против естества.

***

Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства.

***

Будем иметь надежду на Бога, но времена сейчас критические. Времена очень критические. Как говорят святые отцы, святые пророки, мы вступили в восьмой век. И они пишут так, что, когда мы вступим в восьмой век, много бед обрушится на человечество, много перемен произойдет в мире.

***

По писаниям святых отцов, человечество ждут две страшные опасности: ужасно большая война и царство антихриста. Сейчас один только Бог знает, что начнется раньше — эта ожидаемая война или царство антихриста. Нам не остается ничего, как только готовиться. Будем готовиться покаянием к чистой исповеди, ибо никто не может спастись иначе, как покаянием, то есть исповеданием грехов перед духовным отцом.

***

Сегодняшние правители человечества полны решимости уничтожить человека как духовно, так и физически; то есть уже не ставится проблема того, чтобы быть хорошим христианином, до этого далеко, — ты уже не можешь даже быть естественным человеком. Они хотят обезобразить естество человека. Европейские правители, по всему видно, заняли место самого сатаны, ибо они теперь своими идеями внедряют зло в человечество. А зачем? Чтобы полностью разрушить все, что есть духовного в человеке, и не только это, но и все, что есть в нем человеческого.

***

Они хотят превратить людей в каких-то скотов, чтобы они не знали, что существует жизнь вечная. Даже если они и говорят, что Бог есть, то говорят, что всё здесь и что эта жизнь должна быть прекрасной.

***

Европейский Союз — это Дом Беззакония, это уничтожение человека, а не только христианина или монаха. Если отложить это [монашество и христианство], то мы видим, что законы Евросоюза ведут к уничтожению самого человека, потому что наделяют правами сатану. Они узаконивают, будто грех против естества есть нечто хорошее.

***

Видишь, эти из Европейского сообщества держат Румынию за самую отсталую страну. Почему? Потому что она верит в Церковь, потому что у нее много священников и монахов. То есть она верит в жизнь вечную, а в их идеи не верит. Они хотят навязать свои идеи, а Церковь стоит у них на пути.

***

Будут большие перемены. Ты что, думаешь, что Европейское сообщество — по Богу? Оно изменит всех, изменит в них ум. Это изменение в погибель, а не к созиданию.

***

Что вы думаете, что этот туризм, который теперь ринулся на Святую Гору, послужит укреплению монашества? Нет. Он — для его разрушения. При таком количестве приходящих людей, особенно из любопытства, как можно исполнить свои монашеские обязанности и иметь терпение? Мы живем в восьмом веке, и должно наступить то, о чем предрекли святые отцы. Отнята у людей благодать Духа Святого, и поэтому все неспокойны и не имеют мира в душе. Мы же будем почитать то, что говорит Церковь, святые отцы, и что знаем, то будем стараться исполнять и чтить.

***

Это падение и ошибка — говорить, будто сегодня мы, монахи, можем усовершенствоваться среди всей этой суматохи мира, возле женщин. Это гордость и непочитание того, что установлено святыми отцами. Если они установили, что монастыри должны располагаться в уединении, безмолвии, — а они были святыми, и люди тогда не были так устремлены ко злу, как сегодня, — то что же можем сказать мы? Духовнее ли мы и просвещеннее ли умом по благодати Святого Духа, чем святые отцы?

***

Сегодняшние люди изменились. Теперь, стоит только обронить слово, тебе этого не забудут и будут копать тебе яму, а раньше люди, даже если поругаются между собой, тут же становились лучшими друзьями и зло не копили в душе.

***

Тем, у кого изначально нет любви, тяжелее, а она, любовь, добывается смирением, которое противится возношению ума и злобе.

***

Бог дал человеку великий дар. Он свободен выбирать: если хочет, входит в рай, если не хочет, нет. Бог не загоняет туда насильно. Если взываешь к Богу, Он помогает тебе, если не взываешь, нет. Нужно непрестанно просить, в каждое мгновение, Его помощи, Его милости, чтобы смириться. Бог постоянно зовет нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные грехами», — но насильно не загоняет нас в рай.

***

Спрашивайте мнения духовника [совета] в каждой проблеме, с верой и смирением, и благодать Духа Святого просветит его ответить на любую проблему, как бы тяжела она ни была и как бы прост и несовершен он ни был как человек.

***

Священник — это апостол Церкви, апостол народа, апостол нации. Сегодня некоторые говорят: «Что, разве облачение спасет меня?!» Конечно, облачение спасает тебя, потому что оно благословлено. Священническое облачение хранит тебя от многого.

***

Монах, если в нем нет послушания, то как бы он свят ни был, враг прельстит его.

***

Видишь, сколько поблажек? Великую мудрость дал Бог. Но для чего всё это? Для тела, а не для души.

***

Не нужно допытываться и исследовать то, что превыше естества, ибо диавол ввергнет нас тогда в неверие.

***

Если ты не обращаешь внимания на прегрешение, оскорбление, которое нанес тебе другой, тогда благодать Духа Святого просвещает и его стать лучше.

***

Кротость — самое хорошее духовное лекарство для хорошей и здоровой жизни, как душевной, так и телесной.

***

Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело — когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело — истина. Истина открывается в искушениях.

***

В храме мы должны слушать Божественные слова так, словно готовы их проглотить, словно мы жаждем, — таким сделаем свое внутреннее расположение, и тогда у нас будет терпение и мы получим духовную пользу.

***

Батюшка, помни: когда у тебя начнутся самые сильные искушения, не отступай назад, не теряй терпения, а молись со смирением Богу. Не так, будто имеешь какое-то право, — ибо это возношение и такая молитва ненавистна Богу. Мы и вправду не имеем никаких прав пред Богом, кроме одного — постоянно смиряться. Помни это, пока будешь жив, ведь искушений будет немало.

***

Имей духовное мужество и молись Богу со смиренномудрием, с сокрушением, ибо мы ничто пред Богом, что бы ни сделали. Не так, мол, «у меня есть право просить у Тебя это, ну почему со мной происходит то-то и то-то?»

***

Молитва очень важна. Если мы приступаем с рвением, полные решимости, принуждаем свое естество, тогда Благий Бог помогает нам Своей благодатью. Но нужно усилие, многое усилие с нашей стороны.

***

Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас.


Иеромонах Дионисий (Игнат)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова


5 сентября 2012 года



[1] Архимандрит Антипа (Диенеску; 1859–1942) был настоятелем румынского скита Продрому.



http://www.pravoslavie.ru/put/55892.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 13 Мая 2014, 08:42:54 »

Беспечность — самая большая опасность для души

Советы старца верующей молодежи



11 мая 2014 г. исполнилось 10 лет со дня кончины румынского афонского старца Донисия (Игната). Портал Православие.Ru разместил подборку советов, данных старцем верующей молодежи, которая желает проводить духовную жизнь в условиях современного мегаполиса.



Иеромонах Дионисий (Игнат)


— Как можно блюсти хранение ума, особенно в городе, где нас окружает всякое зло?

— Необходима борьба, необходим подвиг. Как христианин, ты прекрасно знаешь, что наносит тебе вред, не так ли? Ну, так старайся не делать этого. Ты прекрасно знаешь и то, что может помочь тебе, — добродетели. Совершай их, и спасешься ими. Поэтому считай, что ты как на войне, ты как солдат, и справа и слева старающийся отбить своего противника, не дать ему продвинуться вперед. Так и мы, христиане, будем сражаться со страстями, причиняющими нам вред, с врагом наших душ, и будем стараться совершать добродетели.

Но даже если мы и стараемся, человек всегда слаб, он не смог бы исполнить свое желание, если бы не Бог, Который помогает нам. Бог если видит, что склонность сердца твоего не фальшива, тогда Он поможет тебе непременно, это невозможно, чтобы Он тебе не помог. И если мы стараемся с помощью Божией, то, разумеется, Бог помогает. (1996)


***


— Как можно проводить святую жизнь в миру, где на каждом шагу искушения: скажем, для зрения и слуха?


— Э-э-э!.. Долготерпением, имея духовную решимость в душе своей. Скажи себе так: «Я знаю, что такое грех. Зачем мне смотреть с похотью на эту девушку, оттого что она так красива, а потом уязвляться сердцем?» Ты видишь, что говорит Священное Писание: когда ты посмотрел на женщину с вожделением, ты «уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28). Поэтому нам надо стараться иметь духовное мужество в душе. Будем говорить так: «Эта девушка красива, но она — творение Божие. Если здесь, на этом свете, несовершенный человек обладает такой красотой, то каковы же ангелы Божии?» Направь свои мысли и ум к ангелам и красотам, которые имеются у Бога на небесах, и тогда не будешь испытывать страсть. Но необходимо, как я сказал, духовное мужество, и Бог поможет. Во всякую секунду и всякую минуту говори: «Боже, помоги!» — и каждый миг Он будет помогать тебе: ведь Бог не далеко, Он всюду и вечен. (2002)


***


— Какой совет вы дадите нам, мирянам, касательно сердечной молитвы? Что нам делать, чтобы молиться?

— Старайтесь, старайтесь, это хорошее дело. Нет дела лучшего, чем это. Но вам нужна подготовка, чтобы вы смогли стяжать сердечную молитву. Это не невозможно, но требуется многое терпение. Бог помогает: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Прежде всего, выбросим из нашего сердца и головы эгоизм – представление о том, будто мы нечто. И когда мы выбросим его из себя, будем считать себя пред Богом самым грешным человеком на земле. Тогда знай, что у тебя будет большая подмога и большой прогресс. Покуда у тебя имеется эгоизм в душе и сердце, ты подвизаешься напрасно. Но старайся, ибо как бы мало ты ни потрудился, получишь пользу. Если ты достигнешь того, чтобы всё время иметь умную молитву — эту великую Божественную благодать, даже когда спишь, — то хорошо, а если случилось, что ты не смог преуспеть — ты тоже не понес ущерба. Тебе будет воздаяние от Бога.

Видишь ведь, что нам говорят святые отцы: если ты всего раз осенил себя святым крестом со страхом Божиим и смиренномудрием, то он записан на небесах. А почему он записан так, этот один святой крест? Враг диавол вечно записывает все наши неисправности, всё зло, которое мы совершаем. Так и Бог, и наш святой ангел-хранитель записывает всё, что мы делаем, даже самое малое доброе дело, чтобы тогда, когда мы будем проходить через воздушные мытарства, ангелу-хранителю было что показать, чтобы нам избавиться от врагов на воздушных мытарствах.


— Батюшка, у нас нет большого желания молиться. Мы всё время откладываем: потом, попозже, завтра, сначала сделаю то-то, послезавтра, начну со следующей недели…

— Это действие искусителя. Никогда не говори: «Сделаю это завтра», — потому что та секунда, которую мы проживаем, — она наша. А другая секунда, другая минута, которая попозже, — она не наша, мы не знаем, доживем ли до нее, ведь человек — как трава. Святой пророк говорит: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный» (Пс. 102:15). Мы не можем сказать: «Да ладно, сделаю это потом». Поставим перед собой это слово: «Если Богу угодно, да поможет Он мне попасть завтра в церковь, исповедаться и быть внимательным к тому, что скажет мне духовник. Ведь у него имеется благодать Святого Духа, и что он сказал мне, то я должен стараться выполнить, чтобы смочь стяжать Царство Небесное».

Без исповедания грехов мы не можем войти в Царство Небесное. Видите, как велика благость Божия? Он благоволил через благословение архиерея сделать так, чтобы священник мог быть и духовником, и что говорит духовник, то говорит Бог. Ты видишь? Ведь не поставил же Бог духовниками ангелов, но человека — такого же, как все люди, чтобы ты мог пойти и рассказать ему всё, искренне. Потому что если ты пойдешь без искренности, то не получишь разрешения грехов: нужно быть искренним. Милость Божия да будет с вами!


— А если священник грешнее, чем тот, кто исповедуется ему?

— Как бы грешен он ни был, но действует не он, священник, а действует благодать Святого Духа. Даже если он будет недостойным, ты спасешься и попадешь в рай, а он отправится в ад. Это случается сотни, тысячи раз, потому что и священники тоже облечены плотью. И если пастырь не внимает себе, то сворачивает на левый путь, тогда как мы должны идти путем истины, правым путем.


— Как вы видите, мы в большинстве своем из городов. Вы говорите о безмолвии, а как мы можем в безмолвии приближаться к Богу, когда у нас столько проблем? Большинство из нас живет в столице: телефоны, каждодневные заботы... Очень трудно говорить о безмолвии в условиях города.


— Если мы не можем стяжать безмолвия, то будем делать, что можем. Будем стараться, не будем беспечны, ведь беспечность — самая большая опасность для души каждого из нас. Ты говоришь: «Да ладно, это ничего. Сейчас пост, но давай покушаем скоромного» или «Да, не надо мне делать это постыдное дело, но ведь Бог знает...». Так вот. Это называется беспечностью, которая в некотором роде является безнадежностью. Ты согрешил – и что? Ведь ты сам не жалеешь свою душу. А значит, в этом таится опасность.

Однако, сколько можем — будем стараться. И в Бухаресте есть люди, близкие Богу и ищущие спасения. Там тяжелее, но такие люди есть. И даже если их станет меньше, то и ради немногих Бог хранит всё человечество... Помните, что спрашивал Авраам о Содоме и Гоморре (см. Быт. 18:30–33)? «Господи, а если там будет тридцать праведников, Ты накажешь город?» — «Нет». — «А если будет двадцать?» — и так далее, пока не дошел до десяти. Так что и в миру есть люди, близкие к Богу. Да. (1996).



Иеромонах Дионисий (Игнат)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова



12 мая 2014 года



http://www.pravoslavie.ru/put/70615.htm

Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!