Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 02:54:35  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: "Гражданский брак"  (Прочитано 5657 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 29 Февраля 2008, 16:15:34 »

«ГРАЖДАНСКИЙ БРАК»

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Сразу же оговорюсь, что речь идет не о браке, зарегистрированном в загсе (который признается Церковью как брак, хотя и невенчанный), а о сожительстве без регистрации и венчания, именуемом почему-то "гражданским браком». Поэтому я беру это выражение в кавычки и далее для удобства буду называть это явление так. Такое словосочетание получило очень широкое распространение. Новомодные психологи рекомендуют пожить в таком "браке», кинозвезды и другие публичные люди не стесняются рассказывать на страницах журналов о своих свободных, "без штампа» отношениях. Почему людей привлекает жизнь в таком "браке»? Ответ очень прост. Все атрибуты настоящего брака есть, а ответственности никакой. "Гражданский брак» иногда называют пробным, то есть молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и жена "понарошку», а потом зарегистрироваться. Хотя иногда о регистрации речь вообще не идет. Муж и жена — самые близкие друг другу люди, даже ближе, чем дети родителям. Спрашивается, а можно ли быть пробным отцом или матерью? То есть родить ребенка, а если не понравится, отдать в детский дом? Мало кто будет спорить, что это безнравственно.

Если любишь, то на 100%. Нельзя любить наполовину, особенно супруга или супругу. Это не любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в основе "гражданского брака». Известен пример, что в подобном союзе живут как бы с открытой дверью, так что всегда можно сбежать. Но если в доме всегда открыта дверь, то жить в нем холодно, неуютно и опасно.

Однажды на исповедь пришла ко мне девушка и сказала, что живет с парнем без штампа. И начала говорить про свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: "Да вы же просто не уверены, любите ли его». Она подумала и ответила: "Да, вы правы, я до конца не знаю, смогу ли с ним прожить жизнь». Но если вы не уверены в своих чувствах, просто дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не требуйте всего и сразу. То есть самого главного в этом "браке» нет — настоящей любви и доверия друг к другу.

В Интернете есть сайт "Пережить.ru». Он оказывает помощь тем, кто расстался с близким человеком. Автор этого сайта пишет про людей, которые уже несколько лет живут в "гражданском браке»: "В шестнадцать — двадцать лет они начали жить так называемым гражданским браком, и это длится три-четыре, а чаще — пять лет. Потом вдруг приходит понимание, что нужно что-то менять, что это путь в никуда. Начинается подготовка к свадьбе, порой уже покупают кольца. И тут они расстаются навсегда.

Некоторые даже успевают пожениться, но брак практически сразу распадается. И такой финал закономерен. Мы недооцениваем воспитательной роли “гражданского брака”, а ведь его неспроста так пропагандируют психологи столь не любимого мною “глянца”. Такая форма совместной жизни — вовсе не подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это школа безответственных наслаждений.

Поэтому люди в “гражданском браке” и живут довольно мирно, потому что бесы их не искушают — зачем сворачивать людей с гибельного пути? И когда после нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться и вдруг осознают, насколько резко придется изменить свою жизнь, возложить на себя какие-то обязательства, — это приводит к тяжелым последствиям. Школа безответственных наслаждений не может подготовить к поступлению в академию ответственности и любви».

Любовь — это не вздохи на скамейке, как сказал поэт, а взаимная ответственность. Ее-то как раз (особенно у мужчин) в "гражданском браке» нет. В одном (кстати, совершенно светском) журнале прочел: "Для женщины “гражданский брак” — иллюзия семьи, а для мужчины — иллюзия свободы». Женщины, находясь в подобном сожительстве, чаще всего хотят узаконить отношения. И понятно почему. Каждая женщина — потенциальная мать и не хочет, чтобы ребенок рос без отца и материальной поддержки. Опять же на алименты, наследство, квартиру рассчитывать трудно. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою "гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И лишь некоторые — женой. Мужики понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого "мужа» тоже дело весьма трудное.

Людям хочется иметь семью, домашний очаг, любить друг друга, но культ распущенности, наслаждений и безответственности засосал многих. Люди пытаются найти счастье в "гражданском браке» и не находят. Это лишь способ уйти от реальности, забыться и забыть то, что настоящее счастье возможно лишь когда супруги полностью верят друг другу, любят и отвечают друг за друга перед Богом и всеми людьми.

Упомяну про духовную сторону этого вопроса. Люди, которые пребывают в сожительстве, ставят себя вне нормальной церковной жизни, и они это чувствуют. На исповеди очень редко кто не осознаёт, что это большой грех (как правило, все в этом каются). Существует мнение: если лиц, находящихся в "гражданском браке», не допускать до причастия, то это их оттолкнет от Церкви и они вообще никогда не придут к Богу. Думаю, что это сущая ерунда. Задача священника не привлекать любой ценой в храм, а указывать путь ко спасению, иногда направляя и вразумляя. Я, например, придерживаюсь строгого правила не допускать живущих в "гражданском браке» до причастия. И не припомню (хотя, может быть, и было такое), чтобы люди потом покидали Церковь. После я их неоднократно видел в храме, а некоторые даже заключали законный брак, но об этом потом. Все зависит от того, как поговорить с людьми.

Обычно я вежливо говорю, почему причащаться пока рано. Сначала нужно разобраться в своих отношениях и либо зарегистрировать брак, либо не жить вместе. (Это не значит, что люди должны полностью порвать все отношения. Они лишь не должны жить плотской жизнью, ведь не все к этому сводится. Может быть, они одумаются и поженятся.)

Но до этого приступать к причастию нельзя. Это все равно что приходит причащаться человек, который два дня назад впал в блуд и говорит, что и завтра сделает то же самое. Запрещение причастия — это не отлучение от Церкви, анафема; это — епитимья. Ясно, что человек немощен, ему нелегко бывает сразу изменить жизнь, он может ходить в храм, молиться, исповедаться, но приступать к чаше в состоянии перманентного греха нельзя, это поругание Таинства. Нельзя говорить человеку, что черное — белое, а его грех — норма. Если Церковь ему не скажет правду, то кто? Сознание того, что "гражданский брак» ставит его вне евхаристического общения, вне чаши, может сильно повлиять на его жизнь. Ко мне пришла как-то раз женщина. Она хотела причаститься, но сказала, что много лет живет в "гражданском браке». Я принял ее исповедь, побеседовал, но сказал, что с причастием придется повременить. Она все поняла, уговорила своего мужчину зарегистрироваться и была потом очень благодарна. Случай этот, слава Богу, не единственный.

http://www.pravoslavie.ru/put/080229130624
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 15 Марта 2008, 14:01:41 »

Архиепископ Викентий: Люди потеряли понятие об ответственности перед таинством брака
Екатеринбургский владыка резко осудил "гражданские браки"…



Архиепископ Екатеринбургский Викентий, отвечая на вопросы зрителей в прямом эфире телеканала "Союз", затронув тему современного отношения к браку и разводу, в частности, сказал: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Это было и в Ветхом Завете, и в Новозаветной Церкви Христос говорит, что по жестокосердию вашему Господь дает право развестись, но так не должно быть. Господь твердо говорит: тот, кто "оставляет свою жену или своего мужа, – прелюбодействует, и тот, кто женится на разведенной, – прелюбодействует". Это слова Священного Писания, слова Божии, которых мы должны придерживаться", сообщает Regions.ru.

Вместе с тем, владыка признал, что сегодня эта заповедь массово нарушается. "Сейчас разводов очень много: человек потерял понятие об ответственности пред таинством Венчания. Он венчался, жил некоторое время, потом развелся, женился, будучи еще венчанным первым браком, живет в новом браке еще несколько лет. Проходит некоторое время, снова развелись, опять повенчались – целая каша. У человека нет никакого страха перед таинством Божиим, а это очень серьезно и важно", – сказал архиепископ Викентий.

"Конечно, когда человек совершает такой грех – венчаным живет уже со второй женой или со вторым мужем, или с третьим даже – то тут хочешь – не хочешь, а нужно что-то упорядочивать в жизни человека, чтобы был меньший грех, – снять первый брак и дать благословение жить законно во втором браке. У нас можно венчаться вторым браком, а третье венчание – только по благословению. Вот такая в наше время очень сложная ситуация, которую мы должны исправить, чтобы не было разводов и семейных катастроф", – заметил владыка, подчеркнувший, что "мы должны все же воспитывать своих детей и себя самих, чтоб у нас был один-единственный брак, один и навсегда".

Особо владыка Викентий обратил внимание на то, что "сейчас уже стало традицией, правилом жизни, что сначала живут вместе (и родители на это благословляют, даже покупают квартиру или дом – пускай живут как муж и жена), не будучи ни венчаными, ни расписанными. Живут так, чтобы попробовать, посмотреть. А что смотреть? На грех? К сожалению, в таких случаях бывает: рождается ребенок, а потом "гражданские" супруги разочаровываются в совместной жизни, и начинаются раздоры (…) Поскольку у нас это становится традицией, то понятие о браке, о Венчании – слабенькое. Хотя люди и венчаются, но не живут жизнью, которой требует венчаный брак".

Поэтому, подытожил архиерей, "ситуация очень тяжелая, катастрофичная". "Нам нужно всем вместе этот вопрос решить, упорядочить. Очень многое зависит от родителей: если родители будут правильно воспитывать детей, чтобы они сохраняли девственную чистоту до брака, не допускали блуд и разврат, а в целомудрии вступали в брак, – тогда брак будет честным, благодатным и благословенным. И Господь поможет, чтобы брак был неразрушим никогда. А если он еще и скреплен благодатью Божией в таинстве Венчания, то будет сильным и крепким, и дети будут рождаться здоровыми и крепкими", – сказал владыка Викентий. "Нужно вернуться к тому, как было в нашей стране – не допускать добрачных и внебрачных союзов, сохранять целомудрие. Я думаю, тогда мы это дело исправим. Это в наших силах, поэтому нужно всем жителям нашего Отечества, чадам нашей Церкви жить по христианским принципам", – добавил он.

В подтверждение озабоченности Екатеринбургского владыки широким распространением "гражданских браков", Regions.ru приводит слова зампреда комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Маркова, который предложил пересмотреть каноны и заповеди Церкви: "Жизнь изменилась, и теперь нужно понимать, что добрачный секс – это не аморально, – заявил он. – Перед тем, как создать семью, нужно осознать друг друга. Развод тоже не аморален, ведь в современном обществе почти каждый человек проживает несколько семейных жизней". В связи с этим заявлением корреспондент агентства задал вопрос священнослужителям, можно ли изменить сегодняшний взгляд на брак, и если да, то как.

"Изменить отношение к браку в нашем крайне развращенном обществе чрезвычайно сложно"- сказал настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов. "Лавинообразная пропаганда "свободных отношений" захватила почти все СМИ. И пропаганда эта весьма разнообразна и по-своему убедительна. И переубедить общество будет очень трудно. Это задача многих лет последовательной работы. И это одна из важнейших задач Церкви. Она должна проводить разъяснительную работу на всех своих уровнях. Слава Богу, что выступил владыка Викентий. И государство, безусловно, должно Церкви в этом помогать", – сказал отец Борис.

"Но какова позиция самого государства? Ну, нельзя же так – взять и отпустить все вожжи! Уж если вы считаете "свободу во всем" неприкосновенной, то дайте возможность и противостоять этому разгулу, например, проводить грамотную разъяснительную работу на тех же самых телеканалах", – заключил он.

"Все-таки при государственной регистрации брака какая-то ответственность еще присутствует, а такое сожительство – это безобразие. И если мы с этим безобразием согласимся, то сдадим последние позиции", – сказал в свою очередь настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине священник Димитрий Арзуманов. "По большому счету, эти так называемые "свободные отношения" – самый настоящий блуд, безнравственный и безответственный. В подобном сожительстве крайне редко создается семья, зато, к сожалению, очень часто следствием его становится аборт, т.е. еще более тяжкий грех. Другое дело – брак, освященный Церковью", – сказал батюшка.

Русская линия

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=176016
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!