Чтобы Россия была,прежде всего,русскоюО
б уроках жизни и царствования императора Александра III. К 270-летию со дня рождения
Александр III вошел в историю как царь-Миротворец, поскольку в его правление впервые за долгое время Россия не вела больших войн. Этот самый русский из русских царей, прежде всего, знаменит двумя изречениями. В одном он определил на века главное правило русской внешней политики: «У России есть только два союзника - ее Армия и Флот!», в другом явил пример достоинства российского самодержца: «Когда русский император удит рыбу, Европа может подождать». А о его характере и отношениях с подданными лучше всего говорит реальная история с солдатом Орешкиным. Последний как-то напился в кабаке и начал буянить. А когда солдата пытались урезонить, указывая на висевший в кабаке портрет императора, он заявил: «А плевал я на вашего государя императора!» Орешкина арестовали за оскорбление царствующей особы. Александр III, познакомившись c делом, начертал резолюцию: «Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал».
К водворению порядка и правды
Александр III, родился 26 февраля [10 марта] 1845года. В императорской семье Романовых он был вторым сыном, и наследовать престол готовился его старший брат Николай. Но Николай внезапно заболел и скончался в апреле 1865 года, после чего Александр был провозглашён цесаревичем и наследником престола. Он прошёл дополнительный курс наук, необходимых для управления государством. Курск русской истории ему прочитал Сергей Соловьёв. А учителем права стал Константин Победоносцев, который в царствование Александра, на посту обер-прокурора Святейшего Синода, приобрёл большое влияние.
Путешествуя по Европе в Копенгагене Александру приглянулась невеста покойного брата датская принцесса Дагмара, вскоре ставшая великой княгиней Марией Фёдоровной. После свадьбы Александр, как наследник, успел побыть в 1868 году председателем Особого комитета по сбору и распределению пособий голодающим . А на престол он вступил 2 марта (14 марта) 1881 года, после убийства его отца . К присяге императору и наследнику впервые в истории приводились и крестьяне. В письме от 6 марта 1881 года Победоносцев писал императору: « час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому общественному мнению, — о, ради Бога, не верьте, Ваше Величество, не слушайте. Это будет гибель, гибель России и Ваша…».
В конце апреля 1881 года был опубликован Манифест о «незыблемости» самодержавия, который подготовили К. Победоносцев и М. Катков. Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии всех учреждений».
Внутренняя политика царя характеризовалась усилением контроля центральной власти над всеми сферами жизни государства. Введены ограничения в области суда присяжных, судьи городского суда назначались правительством. Была восстановлена цензура в печати. Для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов; начальные школы передавались церковному ведомству — Святейшему Синоду. Произошло преобразование военных гимназий в кадетские корпуса. Был выпущен знаменитый циркуляр о кухаркиных детях, ограничивший получение образования детьми из низших слоёв общества.
Но понижение выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года. Отмена подушной подати, налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения направлены были на облегчение беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних и ночной работы подростков и женщин было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского отвечало назревшей потребности нужд местного управления. Позже были приняты очень нужные законы о переселениях, о неотчуждаемости крестьянских наделов, об урегулировании фабричного труда.
Никогда слово не расходилось с делом
В царствование Александра III стали более жёстко исполняться законы о евреях (иудеях). Их выселяли в черту оседлости (только из Москвы были выселены 20 тыс. евреев). Установили для них процентную норму в средних, а затем и высших учебных заведениях (в черте оседлости — 10 %, вне черты — 5, в столицах — 3 %). Кстати, ряд авторитетных еврейских деятелей поддержали политику Александра III в еврейском вопросе. Так, барон Г. О. Гинцбург, выразил императору «беспредельную благодарность за меры, принятые к ограждению еврейского населения в настоящее тяжёлое время». На национальных окраинах активно проводилась политика русификации. В 1880-х годах было введено обучение на русском языке в польских вузах (ранее, после восстания 1862—63 годов оно там было введено в школах). В Польше, Финляндии, Прибалтике, на Украине русский язык был введён в учреждениях, на железных дорогах, на афишах и т. д. Проводилось крещение местного населения православными священниками. Оживилась деятельность православных миссий внутри страны и за границей, возросли число церковных периодических изданий и тиражи духовной литературы; стимулировалось учреждение церковных братств, шло интенсивное строительство новых храмов и основание новых монастырей.
В целом в течение царствования Александра III произошло резкое уменьшение протестных выступлений. Пошла на спад и террористическая активность. Кстати, Александр III упростил придворный этикет и церемониал, в частности, отменил коленопреклонение перед царем, сократил штат министерства двора и ввел строгий надзор за расходованием денег.
Большие успехи были достигнуты в развитии промышленности. Железные дороги перестали быть убыточными для казны и стали приносить прибыль, рекордными темпами шло строительство новых линий. Стабилизация государственных финансов позволила начать подготовку к введению золотого рубля.
В царствование императора Александра III во внешней политике Россия отказалась от практики тайных соглашений с иностранными державами и в итоге получила решающий голос в делах европейских и азиатских. Когда Победоносцев попытался уговорить императора сделать заявление перед европейскими дипломатами о миролюбии России, Александр III был неумолим. «Я вам очень благодарен за доброе намерение, но никогда русские государи не обращались к представителям иностранных государств с объяснениями и заверениями. Я не намерен вводить этот обычай у нас, из года в год повторять банальные фразы о мире и дружбе ко всем странам, которые Европа выслушивает и проглатывает ежегодно, зная хорошо, что все это одни только пустые фразы, ровно ничего не доказывающие», - таков был ответ Царя.
Император был набожен, отличался бережливостью, скромностью, досуг проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей. Собрал обширную коллекцию картин, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур, которая после его смерти была передана в Русский музей
Зимой 1894 года он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем плохо. Врачи нашли у императора нефрит — острое воспаление почек. 20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут пополудни, сидя в кресле, попрощавшись со всеми, Александр III скончался. Перед смертью его причастил отец Иоанн Кронштадский.
Как писал С. Ю. Витте, «у императора Александра III было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений». У него «никогда слово не расходилось с делом». Тонкий наблюдатель и психолог, юрист А. Ф. Кони, вспоминал свою беседу с царем: «Александр III, подпирая по временам голову рукою, не сводил с меня глаз... В этих глазах, глубоких и почти трогательных, светилась душа, испуганная в своем доверии к людям и беспомощная против лжи, к коей сама была неспособна. Они произвели на меня глубокое впечатление. Французский министр иностранных дел Флуранс после смерти императора говорил: «Александр III был истинным русским царем, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но, побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России - то во Франции, то в Германии, то в Англии и Швеции. Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она была прежде всего русскою, и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека».
Англичанин маркиз Солсбери, развивая мысль своего соотечественника, говорил: «Александр III много раз спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи Европы, как управлять своими народами». Француз, поэт Арман Сильвестр, посвятил Государю следующие строки: «Александр III воплощает всю Россию. Я почувствовал себя русским, узнав о кончине того, кто всю Россию воплощал в своей великой душе и глубоком сердце. Как раскаивался я в своих предубеждениях западника при виде русской цивилизации, возникшей последовательно и логично!»
Ниже мы публикуем ещё одну оценку царствования Александра III. Свое очередное «маленькое письмо» Алексей Сергеевич Суворин, журналист и издатель самой влиятельной в то время газеты «Новое время» , написал 6 (18) декабря 1894 года.
Алексей Суворин: «Только этот путь, путь «России для русских», и может быть лучезарен»
Первые упрёки прошлому царствованию раздались со страниц ежемесячников за то, что оно стеснило инородческое население империи: поляков, финляндцев и особенно евреев, а поэтому необходимо сейчас же дать им хорошие права.
Разберём спокойно это происшествие.
Прежде всего меня удивляет это русское великодушие (предполагаю, что упрекают русские, а не евреи и поляки): "не нам, не нам, а другим". Отчего не нам, а другим? Неужели оттого, что существует или существовала удивительная политическая формула, которую можно выразить такими словами: «надо удовлетворить беспокойные элементы, чтобы они успокоились и не роптали». О спокойных элементах молчат, точно удовлетворять надо только тех, которые кричат, волнуются, свищут, а тех, которые спокойно и прилежно работают, надо предоставить их судьбе. Они никого не тревожат, стало быть, совершенно довольны и ничего не желают. Дитя не плачет, мать не разумеет. Но я думаю, что эта пословица отнюдь не может быть занесена в хорошие педагогические заповеди.
Я понимаю прошлое царствование совсем не так. В основу его, по моему убеждению, легло правило: "Россия для русских". Вместо того, чтобы стремиться «удовлетворять беспокойные элементы», потому что они беспокойны и воинственны, оно именно их не удовлетворяло. Оно, кажется мне, думало: чтоб успокоить беспокойных, надо, чтоб спокойные выросли и составили крепкое ядро. Чтоб достигнуть этого, надо постепенно дать больше простора коренному русскому населению, надо его возвысить образовательно и политически, ибо им держится государственное единство и им оно растёт. Пока перестать не только сражаться за чуждые алтари и престолы, но пора перестать смотреть на коренное население империи как на нечто низшее и прибегать к осужденному уже историческому приёму, который сделал конституционную Польшу в самодержавной России и старался большую часть своего внимания и забот обратить на рост окраин. Русское ядро населения должно быть крепко, ибо только с его помощью можно владычествовать над народами, входящими в состав Российской империи, и вносить культуру в те новые страны, которые открываются нам в Азии. Если мы ещё не совсем Европа, то во всяком случае, мы любим европейское просвещение и поставлены географически перед Азией, относительно которой Европа есть не что иное, как полуостров. Эпоха завоеваний оружием для нас проходит, настаёт эпоха укрепления наших приобретений культурою. Коренному населению необходимо дать больше свободы и самоуправления, чем инородцам, чтоб оно явилось могучим культурным центром и направляло окраины и стягивало их в единство государственное; надо раз навсегда, вследствие этого, поставить пределы тем влияниям немецким, польским, финляндским, еврейским, которые открыто или окольными путями пробивались на самую поверхность в ущерб коренному населению. Ничего нет завидного в том, что немцы являлись установителями дисциплины, порядка и культуры в России; ничего нет завидного в том, что в царствование Александра I поляк являлся одним из лиц, от которых зависели судьбы России. Ничего не будет завидного в том, что вместо немцев явится нашим культуртрегером ловкий и даровитый еврей, получивший все права гражданства и наполнивший высшие учебные заведения.
На кого мы можем сослаться, как на пример для подражания? На англичан.
Англичанин покорил себе почти полмира, потому что он прежде всего и больше всего заботится о себе, о своей англо-саксонской расе. Он всячески рос и укреплялся, он развивал свою свободу, свое просвещение, свою торговлю, свою промышленность. Он стремился стать достойным руководителем своих народов и колоний, не завертываясь в сентиментализм. Он сделал еврея полноправным гражданином только тогда, когда сам вырос и окреп так, что чуждые влияния были ему не страшны. Он не выпускает ещё на полную свободу Ирландию и держит в своей просвещённой опеке все колонии, понимая, что единство управления - великая сила. Пример Англии нам подходит тем более, что она является властительницею народов, только что начинающих или начавших свою культурную жизнь, и мы находимся совершенно в том же положении и наши задачи имеют одинаковый характер. Ни разбрасываться, ни отвлекаться частными вопросами нам не следует, чтобы крепче держаться за наши главные цели.
«Россия для русских» именно в том и заключается, чтоб русские люди явились везде как крепкая политическая сила, властная и интеллигентная. Я не буду говорить подробно сегодня о всём том, что сделано для этого в прошлое царствование. Достаточно сказать, что было заложено много для подъёма русской культуры, для самостоятельного развития коренного русского населения. Времени было слишком мало, чтобы усилия прошлого царствования дали плоды заметные и для предубеждённого взгляда. Но русское самосознание выросло и, выражаясь словами профессора В. О. Ключевского, Европа признала Россию органически необходимой частью своего культурного состава, кровным, природным членом семьи своих народов». Наше будущее должно быть непрерывным, сознательным ростом наших умственных и материальных сил в том же направлении «Россия для русских». Наш государь, молодой летами, но «старый своими государствами», как прекрасно выражались наши бояре иностранным послам про своих молодых государей, наш государь торжественно обещал идти по этому же «лучезарному пути». Только этот путь, путь «России для русских», и может быть лучезарен. Мы должны расти для самих себя и для того, чтобы быть достойными воспитателями, помощниками, братьями народов, которых Русь сплотила вокруг себя и которые могут ещё примкнуть к ней. И мы понимаем, как и англичане, что единство управления, единый царь - великая сила. Царствования не повторяют друг друга. Каждое вносит свои элементы, свой характер. Но лозунг «Россия для русских» останется, как непреложное начало, не только ничем не вредящее всякому преуспеянию науки, просвещения, гражданственности, но укрепляющее всё это оригинальностью народного характера, русского опыта и русских дарований.
Публикацию подготовил Святослав Иванов
http://www.voskres.ru/idea/ivanov9.htm