Юрий РУБЦОВСвобода для Златой Праги пришла на броне советских танков С подписанием 9 мая 1945 г. Акта о безоговорочной капитуляции Германии боевые действия в Европе не прекратились. «Складывая оружие в Северо-Западной Германии, Дании и Голландии, – говорилось уже после падения Берлина в приказе германского верховного командования, – мы исходим из того, что борьба против западных держав потеряла смысл. На востоке, однако, борьба продолжается…»
На южном крыле советско-германского фронта серьезное сопротивление Красной армии продолжали оказывать войска группы армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала Ф. Шернера (1-я и 4-я танковые и 17-я армии) и часть войск группы армий «Австрия» под командованием генерал-полковника Л. Рендулича, сосредоточенные на территории Чехословакии – 900 тыс. солдат и офицеров, 9,7 тыс. орудий и минометов, 1,9 тыс. танков и штурмовых орудий, около 1 тысячи боевых самолетов.
Новое правительство Германии во главе с адмиралом К. Дёницем, удерживая районы западной и центральной Чехии, стремилось обеспечить отвод максимального количества своих войск на запад для капитуляции перед американскими войсками. Англо-американские союзники отнюдь не возражали против этого, рассчитывая снизить успехи Красной армии, а следовательно, и степень послевоенного влияния СССР в Центральной Европе. Еще 30 апреля 1945 г. У. Черчилль писал новому президенту США Г. Трумэну: «Можно почти не сомневаться в том, что освобождение вашими войсками Праги и как можно большей территории Западной Чехословакии может полностью изменить послевоенное положение в Чехословакии и вполне может к тому же повлиять на соседние страны».
Верховный главнокомандующий союзными экспедиционными силами Д. Эйзенхауэр 4 мая направил начальнику Генерального штаба Красной армии генералу армии А.И. Антонову послание, в котором сообщал о намерении продвинуться до линии рек Влтава и Эльба, что означало овладение левобережной Прагой. А.И. Антонов указал автору послания на недопустимость отхода от решений Крымской конференции, которыми был определен рубеж встречи советских и американских войск на территории Чехословакии. Лишь после этого Эйзенхауэр отдал приказ командующему 12-й группой армий генералу О. Брэдли остановиться на рубеже Карловы Вары, Пльзень, Ческе-Будеевице.
Сразу по завершении Берлинской операции Маршал Советского Союза И.С. Конев, командующий 1-м Украинским фронтом, который играл главную роль в Пражской операции, отдал подчиненным войскам приказ: «Армии правого крыла фронта переходят в стремительное наступление по обоим берегам р. Эльба в общем направлении на Прагу с целью разгромить дрезденско-горлицкую группировку противника, а танковыми армиями на шестой день операции овладеть столицей Чехословакии Прага». При глубине операции 150 км войска фронта должны были наступать с темпом 20-25 км в сутки.
Сложность подготовки операции заключалась в том, что на ее подготовку отводилось чрезвычайно короткое время. За трое-четверо суток в том же 1-м Украинском фронте требовалось перегруппировать на новое направление, на расстояние от 100 до 200 км, три общевойсковые и две танковые армии, а также ряд отдельных корпусов. Несмотря на все трудности, перегруппировки войск, а также пополнение запасов боеприпасов, горючего, продовольствия были закончены в установленные сроки – в 1-м Украинском к 5 мая, во 2-м Украинском фронте (маршал Р.Я. Малиновский) – на следующий день.
По приказу Ставки ВГК наступление должно было начаться 7 мая. Однако накануне разведка 1-го Украинского фронта установила, что противник на отдельных направлениях начал отход. Советские войска немедленно перешли к его преследованию. Наиболее успешными были действия 4-й гвардейской танковой (генерал Д.Д. Лелюшенко) и 13-й (генерал Н.П. Пухов) армий, которые в первый день операции продвинулись на 23 км, а на второй – на 45 км, выйдя к северным склонам Рудных гор. Этот неожиданный удар и успешное его развитие обеспечили капитуляцию окруженной 40-тысячной вражеской группировки в районе Бреслау.
7 мая в наступление перешли и войска 2-го Украинского фронта. Соединения и части 7-й гвардейской армии под командованием генерала М.С. Шумилова прорвали оборону противника на участке в 25 км и продвинулись до 12 км. В то же время войска 4-го Украинского фронта (генерал армии А.И. Еременко) 6 и 7 мая вели боевые действия за Оломоуц, создав непосредственную угрозу этому важнейшему узлу дорог на путях отхода основных сил 1-й танковой армии врага, а после его освобождения 8 мая развернули наступление на пражском направлении.
Стремительное наступление советских войск сорвало расчеты немецкого командования на организованное сопротивление. 7 мая во второй половине дня Ф. Шернер отдал приказ об отходе войск на запад для капитуляции перед американцами. Упустить врага было нельзя, тем более что стало известно о подписании в Реймсе акта о капитуляции германских вооруженных сил и фактическом прекращении ими боевых действий на западном фронте.
Советские войска ускорили темпы движения. К исходу 7 мая передовые подразделения 1-го Украинского фронта преодолели перевалы Рудных гор и форсированным маршем двинулись на Прагу, где уже началось народное восстание.
8 мая частями 5-го гвардейского механизированного корпуса под командованием генерала И.П. Ермакова был уничтожен штаб группы армий «Центр», управление немецкими войсками было практически полностью нарушено. На рассвете 9 мая после совершения 80-километрового броска первыми в столицу Чехословакии вошли соединения 4-й гвардейской танковой армии – 62-я и 63-я гвардейские танковые, 70-я гвардейская самоходно-артиллерийская бригады. На танках обеих танковых бригад находился десант автоматчиков 29-й гвардейской мотострелковой бригады. Несколькими часами позже в Прагу ворвались соединения 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, а вслед за ними – передовые отряды 2-го и 4-го Украинских фронтов. Они ликвидировали последние очаги сопротивления немцев и во второй половине дня полностью освободили столицу Чехословакии. Их успешные действия обеспечили победу Майского восстания в Праге. Советские солдаты спасли от разрушения один из красивейших городов Европы.
Главные силы вражеской группировки в составе более 50 дивизий – дезорганизованные, потерявшие управление и боеспособность – оказались в окружении восточнее Праги. Приступив к их ликвидации, войска 1-го Украинского фронта 10 мая взяли в плен около 80 тыс. немецких солдат и офицеров, войска 2-го Украинского – свыше 50 тыс. пленных, захватив при этом много боевой техники врага. Успешно действовали и соединения 4-го Украинского фронта.
10 и 11 мая войска трех Украинских фронтов продолжили наступление на запад, осуществляя ликвидацию и пленение разрозненных вражеских групп. В ходе этих боевых действий воинами 25-го танкового корпуса была взята в плен большая группа изменников Родины во главе с бывшим генералом РККА А.А. Власовым, которые стремились выйти в расположение американских войск.
11 мая передовые соединения советских фронтов вошли в соприкосновение с частями 3-й американской армии на рубеже Карлсбад, Пльзен, Клатовы, Ческе-Будеевице. Последняя стратегическая наступательная операция советских вооруженных сил в Европе завершилась.
Отрадно, что Прага в отличие от большинства европейских столиц чтит память о своих освободителях. Президент Чехии Милош Земан оказался единственным лидером стран-членов Евросоюза, который, оставив без внимания окрик из Вашингтона, приехал в Москву на празднование 70-летия Великой Победы.
http://www.fondsk.ru/news/2015/05/11/svoboda-dlja-pragi-prishla-na-brone-sovetskih-tankov-33292.html