Сергей ПтичкинМАКСимальные удивленияИтоги МАКС-2015 подводятся пока предварительные, так как многие знаковые события, формирование которых началось во время работы салона в Жуковском под Москвой, ярко проявятся позже. Возможно, очень скоро.Работу МАКС-2015 освещало огромное количество журналистов, публикаций, печатных и электронных, было множество. Все, кто интересуется авиацией и космосом, в курсе того, что происходило на базе Летно-испытательного института имени М.М. Громова.
Заголовки публикаций о прошедшем салоне разнились от пафосных, типа «МАКСимальный» взлет и «МАКСимальное ускорение» до минорных - «Грустный МАКС». Чем же, на мой взгляд, МАКС-2015 был примечателен и отличался от предыдущих? А я работал в качестве журналиста на всех авиасалонах в Жуковском с начала девяностых годов.
Из-за санкций проигрыш был в зрелищности - если говорить о простых зрителях, а не о профессионалах. В 2009, 2011 и 2013 годах в Жуковский по нарастающей прилетали самолеты ведущих авиационных держав мира.
Отметились даже боевые американские: B-52, В-1, А-10, различные европейские истребители. В этот раз прилетел только гражданский лайнер А-350. На его фоне, кстати, все отечественные мирные самолеты, даже перспективные, смотрелись, мягко говоря, скромно.
В прошлые годы летали лучшие пилотажные группы мира и асы НАТО. Что удивительно, наши зрители устраивали овации воздушному мастерству пилотов, даже принимавших участие в налетах ВВС Североатлантического блока на Югославию.
В 2013 году сенсацией стали полеты самолетов ретро, в основном прилетевших из Европы. Это были совсем древние фанерные бипланы типа «Фарман», а также истребители Второй мировой войны. В год 70-летия Победы краснозвездными крыльями помахал лишь МиГ-3. Впрочем, были и американские военные транспортники С-47 – модификация «Дуглас С-3», прилетевшие своим ходом из США и переданные в наши музейные фонды.
Справедливости ради надо сказать, что и один МиГ-3 произвел впечатление. Он пролетел в паре с новейшим МиГ-35. Это смотрелось великолепно. МиГ-3 был лучшим высотным истребителем своего времени. А МиГ-35 – новейший многофункциональный истребитель. Он проиграл конкурс в Индии, уступив место французскому «Рафалю», но это было чисто политическим решением Дели. МиГ-35 превосходит и «Рафаль», и «Еврофайтер». Он практически ни в чем не уступает истребителю пятого поколения – американскому Ф-35. Замечательно, что ВВС РФ планируют заказать крупную партию МиГ-35 на смену ветеранам МиГ-29, которые, впрочем, после модернизации еще послужат.
В самом начале девяностых специалисты фирмы «МиГ» создали свой прототип многофункционального истребителя пятого поколения, оставшийся в истории как объект 1.44. На рубеже веков он даже поднимался в воздух. По мнению специалистов, тот самолет мог на равных конкурировать с американским тяжелым истребителем пятого поколения Ф-22. При совершенно несоизмеримой с заокеанской машиной стоимости российский истребитель по многим важнейшим характеристикам даже превосходил американского конкурента. Планировалось, что объект 1.44 после окончательной доводки придет на смену МиГ-29, а потом на его базе создадут полноценный истребитель пятого поколения. Не сложилось. Причем, по конъюнктурным причинам. Все имевшиеся финансы отдали «суховцам» на доработку истребителя с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут» – казалось, это очень перспективное направление. Оказалось – тупиком. Спустя пятнадцать лет после закрытия проекта 1.44 в России новый прототип истребителя пятого поколения - Т-50.
Долгое время объект 1.44 был засекречен. Единственную оставшуюся машину лишь чудом не пустили на утиль. Наконец-то ее рассекретили и впервые на МАКС-2015 показали массовому зрителю.
Специалисты РСК «МиГ», не вдаваясь в подробности, сообщают, что сейчас работают над проектом легкого истребителя пятого поколения. Будем надеяться и ждать.
Если говорить о современных летательных аппаратах, то линейка тех истребителей и бомбардировщиков, которая выставлялась от Объединенной авиастроительной корпорации, свидетельствовала: в целом уровень боевой авиации страны находится на достаточно высоком уровне.
Холдинг «Вертолеты России» представил одну из самых больших экспозиций и демонстрировал практически всю свою линейку военных и гражданских, серийных и перспективных винтокрылых машин. Производили впечатление боевые вертолеты Ка-52К, Ми-28НЭ, Ми-35М. И гражданские машины были не менее интересны. Например, легкие многоцелевые Ка-226Т и «Ансат», которые демонстрировались в грузопассажирской, медико-эвакуационной и весьма комфортабельных ВИП-модификациях. Для как бы новейшего Ми-38 была даже оборудована специальная демонстрационная площадка.
Увы, большая вертолетная экспозиция производила сложное впечатление. Тот же «новейший» Ми-38, который должен был прийти на смену Ми-8, начал проектироваться в 1983 году, во многом он уже морально устарел. В то же время действительно новый и очень интересный Ка-62, ярко презентованный на МАКС-2013, вообще отсутствовал.
Зато европейцы весьма активно и достаточно ярко показывали на МАКС-2015 свой очень популярный на Западе вертолет «Супер пума». Эта машина используется во многих областях – от грузопассажирских перевозок до спасательных операций. Очень эффективна она и в обслуживании шельфовых месторождений. И на МАКС-2015 ее позиционировали с расчетом на внимание российских нефте- и газодобывающих компаний. Внимание было привлечено…
Не совсем понятным оказался полномасштабный макет демонстратора перспективного скоростного вертолета. Хотя подавалось это как сенсация МАКС-2015. Демонстратор, или летающая лаборатория, предназначена для летных испытаний элементов несущей системы будущей машины, он создан на базе вертолета Ми-24. Как сообщалось в пресс-релизах, этот проект - один из необходимых этапов для создания научно-технического задела в интересах увеличения скорости полета винтокрылых летательных аппаратов до 400 км/ч.
Странно. И сейчас вертолеты развивают скорости, близкие к 400 км/час. Действительно скоростные – это те, у которых полет свыше 500км/час. Этого достичь можно только на соосных жестких винтах и при суммарной мощности двигателя не менее 8000 л.с. Классический гибкий несущий винт, под который и строится демонстратор, не в состоянии обеспечить скоростной режим просто по законам аэродинамики. Неужели руководители «Вертолетов России» этого не знают? А ведь на создание летающей лаборатории, как говорят сведущие люди, уже потрачено два миллиарда рублей бюджетных денег. Зачем?!
Впервые на МАКС-2015 показали весь комплекс систем радиоэлектронной борьбы, созданных в России. Вот это было действительно настоящим открытием салона в Жуковском.
Дело в том, что самолеты, особенно боевые, без учета специфики радиоэлектронной борьбы, теряют свою эффективность в десятки раз. По сути, самые грозные машины новейших поколений, если включены системы РЭБ, глохнут, слепнут и становятся беззащитными мишенями. Поэтому-то радиоэлектронной борьбе на авиакосмическом салоне было уделено одно из ведущих экспозиционных мест.
Демонстрировались наземные системы РЭБ «Красуха-2», «Красуха-4», «Москва-1», «Ртуть» и авиационный комплекс «Рычаг-АВ». Представлены были элементы уникального бортового авиационного комплекса обороны «Президент-С», макеты комплексов радиоэлектронного противодействия семейства «Хибины». Показывали станции истребителя Су-30МК, которые создают помехи средствам самонаведения авиационных и зенитных ракетных комплексов, заставляя выпущенные ракеты отклоняться от намеченной цели.
Радиоэлектронная борьба ведется с тех пор, как изобрели радио. Но десятилетиями это было простое глушение вражеских радиопередатчиков. Увы, и в нашей стране РЭБ большого внимания не уделяли. Отрезвление наступило в августе 2008 года, когда принуждаемые к миру грузинские военные стали активно использовать системы РЭБ западного производства, и боевая российская авиация оказалась застигнута врасплох. Впрочем, ситуацию исправили очень быстро. В создание новейших отечественных систем РЭБ вложили большие деньги, а уж наши инженеры постарались.
И сегодня ни один зарубежный комплекс радиоэлектронной борьбы даже близко нельзя поставить рядом с российским, хотя у всех у них принципы действия схожи.
Например, «Красуха» самостоятельно ведет разведку воздушных целей в радиусе 300 км. И способна мгновенно перестроиться из режима локации в режим боевого применения, то есть начать выводить из строя электронику любого самолета и любой «умной» ракеты. Комплекс радиоэлектронного противодействия «Рычаг-АВ», установленный на вертолете, действует уже в радиусе 600 км. Он надежно прикрывает ударную авиацию от всех средств ПВО, имеющих радиолокационное наведение.
Все эти комплексы – новейшие, они стали поступать на вооружение Российской армии в текущем году. Они могут работать как под управлением операторов, так и в автономном режиме. Что очень важно в защите воздушного пространства Арктики.
По заявлениям специалистов, многочисленные посты РЭБ начнут круглосуточно сканировать воздушное пространство в северных широтах, в случае вторжения автоматически перейдут в режим уничтожения – и ни один вражеский летательный аппарат до российской земли не долетит.
Очень интересной было обширная экспозиция корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Новинок много. Например, впервые открыто показывались управляемая ракета «Гром-Э1» и планирующий управляемый боеприпас «Гром-Э2». В авиационном и корабельном ракетном вооружении мы от стран НАТО ни в чем не отстаем, а где-то и опережаем.
Подписывались на МАКС-2015 и контракты, в основном имиджевого характера. Впрочем, были и реальные. Белоруссия закупила очередную партию учебно-боевых Як-130. Машины хорошие. Особенность их в том, что они очень хорошо справляются с задачей уничтожения беспилотных летательных аппаратов.
В период работы авиасалона стало известно о достаточно интересных кадровых назначениях и создании новой авиационно-научной структуры. Гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков, возможно, станет генеральным конструктором боевой авиации при Военно-промышленной комиссии. Его кандидатура будет внесена на рассмотрение коллегией ВПК. При этом он сохранит пост руководителя РСК «МиГ».
Прокомментировать эту новость никто из специалистов не смог. Прежде всего, потому, что не ясно, чем же станет заниматься генконструктор боевой авиации при ВПК. В его компетенцию как бы войдет ответственность за создание всех боевых машин – марок «МиГ», «Су», а также перспективных бомбардировщиков. Если это так, то отвечать новому генеральному придется за все - и ни за что одновременно.
Другая новость. Назначен гендиректор новой структуры – Национального исследовательского центра им. Н.Е. Жуковского. Им стал Андрей Дутов, окончивший в свое время Московский финансовый институт. Теперь он будет руководить практически всей авиационной наукой. В состав НИЦ включат: ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, Сибирский НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, Государственный НИИ авиационных систем и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем.
Другая новость связана с МАКС-2015 опосредованно – она просто была озвучена во время работы авиасалона. Египет закупает 52 ударных вертолета Ка-52. Пока речь идет о сухопутной версии – «Аллигаторе». Но более чем вероятно, будут закуплены и морские вертолеты Ка-52К «Катран».
Дело в том, что интрига с «Мистралями», похоже, завершается. Один вертолетоносец возьмет Египет, а другой – Саудовская Аравия. Официально это не подтверждено. Но информация исходит из более чем компетентных источников.
На салоне МАКС-2015 демонстрировалась новейшая версия Ка-52К, с опять же новейшей системой оптико-электронного управления оружием и системой «Президент», защищающей от ракет типа «Стингер». Вертолет смотрелся великолепно! И опять же отрадно то, что Ка-52 «Аллигатор» Российская армия закупает в возрастающих объемах.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/maksimalnyje_udivlenija_732.htm