Русская беседа
 
09 Апреля 2025, 16:38:05  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Таинства Церкви  (Прочитано 2255 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108033

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 19 Марта 2016, 07:19:48 »

Протоиерей Артемий Владимиров

Крещение

Таинства Церкви

 В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, Причащения, брака, священства и елеосвящения.

Сегодня речь пойдет о Таинстве крещения. Каков смысл этого Таинства в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека?


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/uaSvlwY-7K0

 Есть такие события и вехи земной жизни человека, которые определяют его будущность – как во временной, так и в вечной перспективе. И Крещение, несомненно, относится к таким поворотным пунктам мирового исторического процесса.

Речь идет о выборе личности, обращающей свой взор к Богу. Крещение – это менее всего процедура, отвлеченное действие, но это подлинно священнодействие, в котором встречаются два слагаемых: свободное человеческое произволение и вечная энергия Божества, благодать Святого Духа.

Таинство это, совершаемое и над младенцем, и над возрастным человеком, начинается с наречения имени в так называемой молитве восьмого дня. На восьмой день еще в глубокой древности крестили малышей. В этой молитве мы слышим имя небесного покровителя, избранного нами. Так что с самого момента крещения князь Александр Невский, к примеру, или мученица Татиана, или архангел Михаил (в зависимости от пола младенца и выбранного имени) становятся покровителями новокрещенного человека. В имени, как в бутоне, сокрыто многое, однако, по русской пословице, не имя крестит человека, а человек имя. То есть ваши нравственные качества, ваш выбор в пользу добра определяют, насколько вы будете соответствовать жизни вашего святого и насколько полнокровным будет его незримое участие в вашей земной судьбе.

После наречения имени в древней Церкви епископ возлагал руку на взрослого крещаемого и читал молитву – особую молитву, с которой начинается период обучения, катехизации, просвещения взрослого человека. Однако речь шла не только и не столько о каких-то занятиях в учебном классе, сколько о вхождении вчерашнего язычника в общину христиан. И, уже проживая совершенно новую жизнь в общении с иными людьми, он стремился отрешиться от языческих обычаев, боролся с самим собой, готовил себя к Таинству Крещения, непременно проходил исповедальную покаянную беседу, непременно с участием епископа или пастыря, переосмысляя всё прожитое, готовился принести Богу клятву, обет веры и верности, отрекшись от власти тьмы, от диавола, который господствовал через помыслы или страсти над этим человеком до его крещения. И особый чин заклинательных молитв, или запрещения, сохранен в целости и неприкосновенности именно в лоне Православной Церкви. Нигде – ни у католиков, ни в армяно-григорианском исповедании – вы не найдете этого развернутого чина, который в глубокой древности был еще более пространным.

Сохранились свидетельства святых отцов, из которых следует, что оглашаемые из раза в раз слушали эти молитвы, в которых священник и поныне призывает Святую Троицу и просит Господа Бога изгнать из пределов сердца дух тьмы, который, конечно, не оставляет в покое христианина и после принятия им Крещения. Однако Крещение в корне меняет дело, потому что до вхождения нашего в Церковь лукавый действует изнутри, а Божия благодать, не насилуя нас, призывает нас к свету Господнему. После Крещения благодать Святого Духа, внедренная в самое сердце, поддерживает христианина, а лукавый со своими прилогами, соблазнами действует извне.

Эти заклинательные молитвы священники должны читать весьма внимательно, потому что многие подмечают: если священник дерзнет что-то упустить, то это отражается на жизни крещаемого человека, и очень пагубно.

Прочитаны заклинательные молитвы, лукавый дух нехотя покидает насиженное место, пришло время самих обетов крещения, которые я бы сравнил с присягой новобранца на верность Царю и Отечеству. Есть большая разница между гражданским лицом и военнообязанным. Офицер, принесший клятву на служение Родине, получает личное боевое именное оружие. В случае дезертирства его ждет военный трибунал. И крещенный человек – по природе воин. «Назвавшись груздем, полезай в кузов» – и лучше не произносить этих обетов, чем делать это легкомысленно, без внутреннего понимания, что и Кому мы обещаем, отрекаясь от служения гордыне, злобе, похоти человеческой, сопрягая себя со Христом, так, чтобы и верою, и правдою служить Царю земному и небесному. «Веруешь ли Христу?» – «Верую Ему, как Царю и Богу», – отвечает взрослый крещаемый, и, мне кажется, в этом ответе раскрывается монархическое сознание русского народа.

Да, действительно, у нас Царь в голове, мы предстоим всемогущему и всеблагому Богу, Царствию Которого не будет конца. И дай Бог, чтобы все участники сегодняшней беседы, вспомнив свое крещение, помнили, что они в буквальном смысле поразили диавола, эту гордую падшую тварь, копьем презрения. Ведь прежде сочетания со Христом священник повелевает христианину: «Дунь и плюнь на духа тьмы». И это символическое действие означает, что мы обретаем от Господа благодатную силу побеждать все козни лукавого духа. Все силы мировой тьмы бессильны в отношении христианина, который, осеняя себя крестом и призывая имя Иисуса Христа, призван господствовать над темной силой.


Крестины

    Именно погружение является правильным чином совершения Крещения

Священник перед крещением помазует крещаемого маслом – елеем, – во исцеление души и тела, уже сообщающего определенную цельность нашим психофизическим силам. И после этого помазания – троекратное погружение. Отметим: именно погружение является правильным чином совершения Крещения. Когда во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа мы погружаемся в святые воды как будто Иордана и исходим из них, то таинственно сопрягаемся со смертью Христа на кресте и с Его восстанием из гроба, становясь участниками страданий Спасителя, то есть, пользуясь плодами Его искупительной смерти, мы выходим из купели Крещения совершенно очищенными от всех наших вольных и невольных грехов. Более того, через Крещение, как вы знаете, мы вступаем в живой союз с Богом, и последствия адамова преслушания, которое отозвалось многочисленными болезнями души: самомнением, гордостью, обидчивостью, склонностью к печали, унынием, расслаблением – всего не перечислишь! – нейтрализуется Божественной благодатью. Так что выходим из купели такими, как ландыш серебристый является по весне, как белоснежная горлица восходит к небу из своего гнезда. Это действительно возрождение личности христианина к общению с Богом.

Тотчас после крещения батюшка совершает еще одно помазание. Это уже особое Таинство – Миропомазание, посредством которого энергия Святого Духа вселяется в очищенное Таинством Крещения естество. Священник помазует главные органы чувств со словами: «Печать дара Духа Святаго». И уже можно не бояться печати антихриста, о которой сегодня старушки на лавочках много рассуждают, если на нашем челе сияет светлая печать Христова – Животворящий Крест. Через помазование миром в сердце нашем начинает сиять Божественный огонек, искра Духа Святого, которая должна превратиться в пламя, то есть заквасить собою и интеллект, и чувственные способности, и чувства наши, эмоции, и волевой центр, и душу, и тело так, чтобы христианин весь был озарен действием Святого Духа.

    Крещение и принимается для того, чтобы Самого Христа сокрыть в своем сердце

После Крещения мы призваны приобщиться Святых Христовых Таин. Крещение и принимается для того, чтобы Самого Христа сокрыть в своем сердце. И, повернувшись от идолов к живому Богу, от власти сатаны к власти правды и любви Божией, жить чисто, честно, благородно, прославляя Господа Иисуса Христа деятельным милосердием так, чтобы и наши мысли, и наши слова, и наши поступки – всё было направлено к прославлению Господа Иисуса Христа.

Таким образом, Крещение есть первый импульс, отправная точка, Крещение есть старт, благодаря которому мы получаем еще попутный ветер Божией благодати. В Крещении человек получает крылья молитвы и любви к Богу. Однако нас без нас Господь Бог не спасает. Человек, принесший Господу клятву верности и любви, уже стократ более ответственен перед Небесным Отцом, чем какой-нибудь Маугли, который жил в джунглях и не знал ничего, кроме тайн общения с мартышками. Вот почему, дорогие друзья, наша передача многих заставит переосмыслить прожитые годы. А если что-нибудь из сегодняшней нашей беседы стало для вас непонятным, приходите в любой храм к священнику с тем, чтобы, очистив совесть покаянием, вы обрели плоды Крещения, дары Святого Духа: мир, радость, любовь, энергию созидания во всей силе, – и были бы христианами не по имени, а по жизни.

http://www.pravoslavie.ru/90781.html
« Последнее редактирование: 19 Марта 2016, 07:30:48 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108033

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 19 Марта 2016, 07:25:21 »

Протоиерей Артемий Владимиров

Миропомазание

Таинства Церкви

 В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.

Сегодня речь пойдет о Таинстве Миропомазания. Когда совершается оно и что происходит при этом? Как действует благодать, поданная в этом Таинстве?


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=f2lndow3IbA

 Есть прекрасное русское выражение: «Все мы одним миром мазаны». Хотя звучит оно несколько простовато, однако за ним сокрыто глубочайшее содержание.

Едва новокрещенный христианин облекается в белые одежды – символ очищения и прощения грехов, полученного от Господа Бога, едва лишь священник возлагает на грудь крещаемого крест – его личное боевое именное оружие, тотчас, по современной церковной практике, совершается помазование его святым миром – маслянистой ароматной жидкостью, которая освящается раз в два года Святейшим Патриархом особым чином мироварения – тогда в новое миро добавляется старое, которое преемственно идет от самих апостолов.

Что в Священном Писании говорится о Миропомазании? Ничего. Но мы найдем в нем свидетельства, что все новокрещенные люди получали дар Духа Святого – только не через миропомазование, крестовидно наносимое на лоб, глаза, уши, уста, ноздри, грудь, руки, ноги, а через возложение рук апостольских. Когда новокрещенных стало уже много, а крестивших апостолов не хватало, тогда-то и введено было освящение мира, заменившее руковозложение.

Что же происходит в самом Миропомазании? Происходит именно то, что знающие Священное Писание читают в Книге Деяний Апостольских. На пятидесятый день от Воскресения Христова апостолы, собранные в Сионской горнице, пребывали в молитве и молении, как вдруг послышалось некое бурное дыхание, подобное порывам ветра, и на апостолов снизошли, опочили будто языки пламени. Это было видимым явлением невидимого Духа Святого, энергия которого осенила апостолов, так что они исполнились нравственных сил, необходимых им не только для угождения Богу, но и для проповедования Евангелия (см. Деян. 2: 1-4).

    Эта Божественная энергия содействует каждому из нас всякий раз, когда наше произволение склоняется в сторону добра

Таинство Миропомазания именуется Таинством, потому что оно невидимо для глаза. Тем не менее, через помазование миром хотя бы младенчика с последним совершаются чудесные изменения. Именно в самое сердце его, в область бессмертного духа, сопряженную с совестью, различением добра и зла, словесностью, даром слова, – именно там поселяется искра Божества – Божественная энергия, которая с тех пор пребывает в каждом из нас и содействует каждому из нас всякий раз, когда наше произволение склоняется в сторону добра. Сам человек слаб и немощен, и для того, чтобы осуществить доброе намерение, необходим импульс от Бога. Крещенные люди тем и отличаются от некрещенных, что они имеют сугубую энергию добра, которая может быть уподоблена парусам на бригантине. Раскрой паруса – и теплый бриз наполнит их, сообщив шхуне поступательное движение. Так и ты, человек крещенный, пожелай что-то доброе, и Дух Святой будет содействовать тебе в его исполнении. К примеру: «Хочу с сегодняшнего дня бросить курить, избавиться от той смрадной страсти, которая причиняет мне и физические страдания, и душевное расслабление. Господи, привычка эта укрепилась в силу моей невнимательности, легкомыслия. Но прости меня, помоги мне измениться от худшего к лучшему». Сказано – сделано.


Будни отца Анатолия. Крещение младенца

Каждый крещенный человек должен знать и верить, что Дух Святой содействует ему в потугах измениться от худшего к лучшему. Так вот и побеждаются с Божией помощью долговременные недуги: чревоугодие – излишество пищи; раздражительность – немотивированная страсть гнева, возникающая по поводу и без повода; уныние – печаль, которая темным облаком опускается на иного человека и может довести его до депрессии. Благодать Святого Духа – это та самая искра, которая разгоняет темное облако страстей, если мы стараемся обращаться к Господу, просим Его помощи, сопротивляемся греху и тщимся не возвращаться к исповеданным нами согрешениям. Конечно, сказать всё это быстро, а на деле не всегда получается вот так: сказал и отрезал. Однако Таинство Миропомазания, над нами свершенное, делает нас детьми, усыновляет нас Отцу Небесному. Христос для того и пришел в этот мир, чтобы, пострадав на Кресте, вкусив горькую смерть, победить ее воскресением и низвести нам энергию Духа Святого.   

Заметим, что через Миропомазание мы обрели сердце – орган богопознания и богообщения. Святой апостол любви Иоанн Богослов в одном из своих посланий, обращаясь к христианам, говорит такие замечательные и интересные слова: «Впрочем, я не имею нужды чему-либо вас учить, потому что вы имеете помазование, и оно-то учит вас всему» (ср. 1Иоан. 2: 26-27). Это значит, что, если мы искренне каемся в грехах, если мы просим Бога наставить, просветить нас, укрепить в нравственной жизни, Господь тотчас, благодаря Таинству Миропомазания, отзывается на наше прошение, и изнутри нас самих Дух Господень, сокровенно почивающий, совершает назидание человеческой души.

Тот, кто хочет убедиться в действенности Миропомазания, пусть хорошенечко исповедуется в грехах (о Таинстве Исповеди мы поговорим еще) и, получив от священника разрешительную молитву, исполнившись желания жить чисто, чинно, благородно, просто встанет в храме, как дитя, в простоте и незлобии, и начнет беседовать с Небесным Отцом. Только не советую куда-то торопиться. Дайте место Господу в своей душе. И убежден, что многие из тех, кто меня слышит и видит, подтвердят то, о чем я говорю. Полчаса спустя христианин, молящийся в храме, отрешившись от житейской суеты, вдруг с удивлением начинает постигать, осознавать, ощущать и чувствовать, что изнутри нашей совести мы начинаем вести диалог с Господом Богом – как младенцы, беседовать с Небесным Отцом.

Кратко говоря, благодаря Миропомазанию Дух Святый наставляет нас на всякую истину. Воспоминает нам заповеди, делает совесть очень чуткой и бдительной. Благодать Святого Духа дает человеку силы бороться с грехом и не сдаваться на милость победителя, не уступать господствующему в мире злу. Таинство Миропомазания делает человека существом крылатым, рожденным в Крещении не ползать, а летать. Поэтому, если вы хотите, чтобы благодать Святого Духа не напрасно была нам дана, нужно только расчистить сердечное место от грязи, хорошенечко покаяться и предоставить ей, благодати, свободу действия. И что же мы получим?

Если мы верим Христу как живому Богу и как дети желаем угождать Небесному Отцу, то, сообразуясь с совестью и с заповедями, мало-помалу укрепляясь Таинством Причащения (о котором мы будем тоже еще говорить), мы увидим – год, два, пять, десять лет спустя – благодатные изменения в душе. Человек, вчера склонный к унынию, печали, мало-помалу обретает бодрость, радость, жизнетворную энергию. Мучившийся от нецеломудренных помыслов, потому что старшеклассником посмотрел в компьютере всякую гадость, обретет целомудрие, то есть способность прогонять нечистые чувства. Его сердце действительно будет обителью живого Бога. Лень и расслабление заменятся целеустремленностью и умением добиваться поставленной цели.

    Все мы на Страшном суде дадим отчет, угасили ли эту искру Духа Святого или дали ей возможность разгореться

Таинство Миропомазания делает нас сильными и способными побеждать всякий грех. И поэтому, воспоминая сегодня об этом священнодействии, над нами свершенном некогда, будем еще и сами себя несколько приструнивать евангельскими словами: «Кому много дано, с того много и спросится» (Лк. 12: 48). Все мы на Страшном суде, представ пред взором Господа Бога, будем, конечно, представлять отчет – эту искру Духа Святого. Спрятали ли под спуд, угасили, растлили – или, наоборот, дали ей возможность так возгореться в нас, что над нами еще во время земной жизни исполнились слова Христа: «Да будут светильники ваши горячие. Вы суть сыны Света, сыны Царствия. Да просветится свет ваш пред людьми». Речь идет о Таинстве Миропомазания, благодати Святого Духа! Дабы, видя ваши благие дела, видя вашу неукоризненную жизнь, многие, чуждые Церкви, прославляли Отца вашего Небесного, иже есть на небесах.

http://www.pravoslavie.ru/90746.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108033

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 19 Марта 2016, 07:30:17 »

Протоиерей Артемий Владимиров

Покаяние, исповедь

Таинства Церкви

 В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.

Сегодня речь пойдет о Таинстве Покаяния. Возможно ли быть христианином без покаяния? В чем суть исповеди? Кто принимает исповедь и прощает исповеданные грехи? И что ответить тем, кто утверждает, что «разберется со своими грехами и без священника»?


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/veVFtY40JYs

 Думается, что не только священники, не только чернецы, но и бельцы, то есть другие благочестивые христиане, всегда, если живут благочестно, подтверждая свою веру стремлением исполнять заповеди, могут дать отчет о своем исповедании. И первым словом, конечно, должно быть свидетельство о Покаянии. Ведь едва лишь Христос-Искупитель открылся миру, выступил на Свое общественное служение, Он изрек на все века, на все времена, обращаясь ко всем разумным Своим созданиям, ко всем племенам и народам без изъятия: «Покайтесь и веруйте в Евангелие», «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И апостолы, верные завету Своего Учителя, возвещали во всех концах и уголках земли, а священство продолжает апостольскую проповедь и ныне – в Евразии, Австралии, Америке, Антарктиде, где был недавно Святейший Патриарх, на Русском и Крайнем Севере, – свидетельствуя, что само Таинство Крещения принимается с покаянием, то есть сокрушенным исповеданием своей немощи, слабости, раскрытием невольных грехов, которые свершились нами после вступления в полк православных христиан, по неведению, по расслаблению.

Покаяние является существенным деланием христианина, и умещается оно буквально в малом горчичном семени молитвы мытаря: «Боже, милостив буди ми грешному» – вот сокращенное Евангелие, вот выражение покаяния, которое в распространенной форме известно нам как молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную».

    Суть покаяния в том, чтобы осознавать пред Господом свою немощь и греховность, уповая на милость Его

В чем суть покаяния? В том, чтобы, предстоя денно, нощно, как это свойственно ангелам и рабам Божиим, невидимому Лику нашего Спасителя, всегда осознавать свою немощь, свою слабость, свое недостоинство, исповедовать всегреховность, вместе с тем совершенно уповая на всемогущество, благость и милость Создателя. Он свят, а мы грешны. Он – солнце правды, в котором нет ни единого темного пятна, а мы – сгусточек тьмы: самомнения, самолюбия, своеволия. Однако в этой тьме сияет свет, и тьма его не обымает. Свет – это Божественная благодать, искра, которая дарована нам в Крещении. И для того чтобы свет победил тьму, для того чтобы правда вытеснила ложь, для того чтобы добро внутри нас победило зло, нам необходимо напрягать все фибры души и клеточки тела, устремляясь к Создателю с покаянием – как цветок тянется к источнику земного света. Таким образом, покаянием именуется не только та минута, когда, войдя под свод православного храма, мы дождемся нашего череда, встанем перед Крестом и Евангелием, а священник, облаченный в поручи и епитрахиль, прочитав соответствующие молитвы, как врач призовет нас раскрыть соделанное во мраке, чтобы невидимым прикосновением Своей целительной десницы Воскресший Иисус Христос, здесь же стоящий, прикоснулся к воспаленной кровоточащей ране сердца и во мгновение ока в ответ на признание, исповедание худых помыслов, нечистых чувств, дел, несовместимых со званием христианина, простил, очистил, освятил, даровал импульс Божественный, так чтобы искра Святого Духа, нам сообщенная в Таинстве Крещения, превратилась в пламя веры, надежды и любви.

    И до, и после исповеди христианин призван пребывать в покаянии

Повторюсь: не только в минуту признания в грехах и получения прощения мы призваны осуществлять заповедь Христа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Но и до, и после исповеди христианин призван пребывать в покаянии. Покаяние – это воздух, который наполняет душу, это свет, который позволяет нам видеть дорогу перед собой. Покаяние – это стремление соблюдать себя от исповеданных грехов, это борьба с дурными желаниями и страстями, которые нет-нет, а подымают свои змеиные головы в глубинах нашего сердца. Покаяние – это желание противопоставить тем порочным навыкам, с которыми мы сегодня сражаемся, дела благие, так чтобы вчерашнее пресыщение обернулось сегодняшним воздержанием, позавчерашняя ложь уступила место словам правды и истины, страхи маловерия, сомнения и малодушия, уйдя в небытие, были заменены росточками мужества, целеустремленности, бодрости, той жизнетворной энергии терпения, без которых, как без труда, не выловишь и рыбку из пруда.


Исповедь

Существенным звеном в этой золотой цепи покаянных трудов является, конечно, само исповедание греха. И если чеховские полуинтеллигенты спрашивают священника с иронией: «А зачем мне батька как опосредующая инстанция? Не достаточно ли мне личного взаимоотношения с Создателем? К чему еще Таинство Исповеди? Что, батюшка сам безгрешен, что ли, чтобы мне прощать грехи?», мы, пастыри, слыша подобные вопросы из группы продленного дня, всегда улыбаемся в ответ: «Милый, ты совершенно прав. И без всякого священника, встав ли поутру от сна или отходя ко сну после трудового дня, воспомяни свои грехи: самолюбие, мнительность, обидчивость, раздражительность, нечистые помыслы, ужасную привычку смотреть по телевизору что-то такое, что никак не вяжется с наименованием homo sapiens. Человек разумный, кайся в своих грехах. Но помни, милый друг, что сам себя ты никогда не сможешь простить. Ты не сможешь усилием своей воли водворить в свое сердце детскую чистоту, радость бытия, умиротворить свое сердце – здесь необходима внешняя инъекция посредством освящающей нас инстанции священства. Точно так же как никто себе не делает полостную операцию, но иногда еще и требует наркоза, чтоб только не быть свидетелем собственной крови. Слава Богу, исповедь свершается в здравом уме и ясной памяти – она не имеет ничего общего с зомбированием или гипнозом. Человек, приступая ко Кресту и Евангелию, свято верует, что Господь с простертыми объятьями предстоит ему здесь, и Кровь нашего Спасителя, изливающаяся из Его прободенного ребра и язв на руках и ногах, омывает очерненную, сожженную совесть. Священник – лишь участник, свидетель покаяния, но врач, воскрешающий душу и очищающий тело – это Сам Всемогущий Бог во плоти». Вот почему необходимо исповедоваться, и чем раньше, тем лучше. Надеюсь, что после нашей передачи все полтора миллиона зрителей, которые уже лет сто не были на исповеди, сразу прибегут в храмы: время коротко. Не будем искушать долготерпение Создателя.

    Господь не нуждается в нашей исповеди – в ней нуждаемся мы

Исповедоваться должно ясно и четко, стараться совершенно избегать самооправдания, не ссылаться на извиняющие нас обстоятельства, не обелять своих грешков. Но – разить змия во главу: согрешил я, Господи! – можно обращаться не к батюшке, а к Самому Иисусу Христу пред тобой. «Грешен чревоугодием, сердечной похотью, унынием и печалью, повторением грехов, нечистотой душевной и телесной, в забытых грехах каюсь, но, Господи, помоги мне исправиться и жить по-православному. Я слаб и немощен, однако твердо и несумненно верую, что Ты меня, милосердный мой Создатель, очистишь, помилуешь и спасешь». Священник, если это внимательный пастырь, еще и поможет вам своими вопросами поглубже заглянуть в пределы собственной души, так как батюшкам Сам Господь дает разум и силы содействовать этому нейрохирургическому действу. Нам, иереям, священникам, каждый раз, когда с участием нашим совершается исповедь, приходится удивляться, поражаться и даже изумляться милости Божией. Потому что подходит человек печальный, как будто придавленный грехами, словно на его плечах стопудовая корзина, и вот, искренне, с сокрушенным сердцем исповедуясь, едва лишь он встает с колен по принятии разрешительной молитвы и целует Крест и Евангелие в знак решимости умереть, но произвольно не свершать смертных грехов, самых грубых и отвратительных: воровства, сквернословия, блудодеяния и проч. и проч., – мы удивляемся той метаморфозе, которая совершается на наших глазах: ясное чело, искорки в глазах, светлая улыбка, а главное – в сердце то, о чем говорит русский поэт: «И верится, и плачется, и так легко-легко». Исповедь в этом смысле является единственным подлинным нравственным врачевством для современного человечества. И нас, священников, не удивляет, что иные жалующиеся на подавленность чувств, на то, что называется депрессией, обуреваемые худыми, хульными, горестными помыслами, иногда суицидальными прилогами, то есть черными мыслями, едва лишь только раскроют сердце взору Божиему – а Господь не нуждается в нашей исповеди, в ней нуждаемся мы, – как тотчас чувствуют облегчение. Почему? Потому что диавол, который всегда близок к слабому и грешному человеку, мгновенно бежит прочь, едва лишь обличаются его мрачные и худые делишки.

Лишь посредством покаяния христианин научится смиряться пред Всемогущим Богом. Лишь, принеся исповедь, он познает, в чем милость Господня, выражающаяся в словах: «Хотением не хочу смерти грешника, но дабы он обратился и жив был». Нет такого греха, который бы препобедил милосердие Божие. Поэтому, дорогие друзья, ждем вас на покаяние – этим Великим постом полноводная река милости Божией пусть коснется и оросит ваши жаждущие души, а мы, даст Бог, встретимся еще не раз и не два до Страшного суда.

http://www.pravoslavie.ru/91502.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108033

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 25 Марта 2016, 08:47:43 »

Протоиерей Артемий Владимиров

Евхаристия

Таинства Церкви

 В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.

Сегодня речь пойдет о Таинстве Причащения, его смысле, о том, как подготовиться к этому Таинству и как сохранить те дары, которые христианин получает в Причащении.


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=zObSUVeO6Z0

 Для того каждый из нас и крещен – кто в детстве, кто сознательно приступил к очистительным водам в зрелом возрасте, – чтобы иметь доступ к самому великому Таинству: Причащению Пречистых Тела и Крови нашего Спасителя под образом хлеба и вина. Как замечательно, что это средоточие жизни Церкви, о котором мы ежедневно молимся в молитве Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – именуется по-гречески Евхаристией – «благодарением». Это значит, что в ответ на Божественную любовь, явленную в воплощении Сына Божиего, Его восхождении на Крест, Воскресении из мертвых, в ответ на все бесчисленные благодеяния Творца, Искупителя и Судии нашего мы призваны благодарить Его, участвовать в Таинстве благодарения, в святой Евхаристии. Как об этом предсказывал еще за 1000 лет до Христова Рождества пращур Спасителя царь Давид: «Что воздам Господеви моему? – Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115: 3–4). Итак, Таинство Причащения – это та несущая конструкция мира, та вертикаль, благодаря которой небо и земля стоят на их основаниях.

До самого часа Второго Пришествия Господа Иисуса Христа Божественная Литургия будет совершаться милостью Божией в недрах Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. И даже в тяжкие времена гонений верные будут иметь возможность вкушать эту божественную снедь. Никакой ученый ум, никакие внешние исследования, никакие хитросплетенные рационалистические размышления и рассуждения никогда не сумеют постигнуть тайны Святой Евхаристии: как, каким именно образом предложенные хлеб и вино на Тайной вечери Искупителя – Божественной Литургии – претворяются, прелагаются в Его Пречистое Тело и Кровь? Но Церковь несомненно верует в это Таинство, совершаемое силою Духа Святого по Христову учреждению, апостольской традиции, при участии пастырей и пасомых, архиерея и его словесного стада, ежедневно, до скончания века.

    Вся совокупность наших благих усилий имеет единую цель – причаститься Святых Христовых Таин

Безусловно, все наши потуги жить в соответствии с законом Божиим, исполнять заповеди Иисуса Христа о правде и любви, очищать сосуд душевный и телесный от всякой скверны плоти и духа, исповедоваться, каяться, молиться, угождать Богу деятельным милосердием – вся эта совокупность наших благих усилий ко спасению души имеет единую цель: готовность, желание, жажду и алкание Причащения Святых Христовых Таин. В день, когда мы удостаиваемся божественной святыни, Бог свершает из нашего сердца обитель, Своей энергией Духа Святого Он со-пребывает с нами, так что и Отец, и Сын, и Дух Святый, Единый Бог в Трех Лицах познаваемый, находится в невидимом, но осязательном общении со Своим учеником, со Своим созданием, со Своим рабом, и все это свершается в лоне матери-Церкви.

Сегодня непросто в этом мире бушующем сохранять всегдашнюю жажду, готовность к Причащению Святых Христовых Таин. А ведь, по апостольским заповедям, мы призваны не реже, чем раз в месяц, а по желанию – и чаще соединяться со Христом, чтобы Божество и Человечество Спасителя освящали наши душу и тело, а мы обретали в Святом Причащении силы к несению жизненного креста. Плод Святого Причащения – ясные, чистые мысли, кроткое и мирное сердце, плоть, освященная дыханием духа, благодарственное, радостное расположение души, умещающееся в короткий, но простой девиз: «С молитвой к Богу, с любовью к людям» – так живет христианин, сердце которого стало престолом, а на престоле невидимо – Царь Небесный почивает Своей благодатью.


Причащение

Как приуготовить себя к Святому Причащению, чтобы общение со Христом послужило нам не в осуждение, но спасение? Те, кто хотят жить супружеской жизнью, призваны освящать свой союз Таинством Венчания – мы об этом будем говорить позже. Готовясь причащаться Святых Христовых Таин, мы выполняем церковные уставы относительно поста в среду и пятницу. Для причастников, тех, кто говеет («говение» – хорошее русское слово – означает приготовление к Божественной Литургии и участию в ней), установлен краткий евхаристический пост. Как правило, он сводится к вечернему времени накануне Причащения, и утром на Литургию мы приходим строго натощак. «И бысть вечер, и бысть утро – день един» (Быт. 1: 5).

Я говорю сейчас о людях церковных, которые стараются в течение всего года с благоговением приступать к животворящей святыне. Безусловно, уделяя внимание подготовке к Таинству Причащения, свершая положенные молитвенные последования, размышляя о встрече с Небесным Гостем, примиряясь со всеми – и любящими, и ненавидящими нас, – чтобы никакое темное облако обиды, раздражительности, недовольства, ропота не помрачало сердечного ока, христианин, готовящийся принять Пречистое Тело и Кровь Спасителя, должен озаботиться сохранением себя в чистоте и честности. Особые усилия он должен употребить, чтобы, приобщившись Святых Христовых Таин, восприяв в себя Умное Солнце – Христа, не отойти на страну далече, не возвратиться к тем страстям и греховным навыкам, которые были предметом его, христианина, сокрушенного плача, исповедания накануне Святого Причащения. Вот почему так важно, удостоившись святыни, от сердца, со вниманием благодарить Спасителя, и благодарственные молитвы – пять небольших молитв – хорошо принять не только к сведению, но и сердцем объять их содержание. Действительно, когда мы произносим эти гимны славословия Творца: «Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие». Как будто бы происходит новое освящение души, а лучше сказать – Христос Спаситель является тогда живым и действующим в человеческом сердце.

Но и, выполнив положенное краткое благодарственное правило, не будем препятствовать сердцу изливать свое спонтанное, непроизвольное, детское славословие Творца, вспоминая, как некогда Иисус Христос, наш Спаситель, приблизившись к иерусалимскому Храму, благоволил выслушать тот хор младенцев, который под воздействием Духа Святого возвещал Спасителю хвалу: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Из уст младенцев и припадающих к груди Ты, Господи, благоволишь принимать хвалу и благодарение», – эти пророческие слова очень идут и важны для причастников.

    Причастившись, мы призваны до позднего вечера пребывать в мирном, жизнеутверждающем состоянии духа

Причастившись, мы призваны до позднего вечера пребывать в мирном, благодушном, радостном, бодром, жизнеутверждающем состоянии духа. С наших уст могут и должны сыпаться одни розы слов, пронизанных теплом, миром и любовью. Улыбка, приветливость, радушие, готовность общаться с людьми в духе разума и мудрости, готовность утешить если не словом, то взором – вот визитная карточка причастника. Ему неприлично всякое злоупотребление земными дарами. «Хорошо вкушать и пить с благодарением, – говорит апостол Павел, – однако пища земная освящается словом Божиим и молитвой». Вот почему причастник до отхода ко сну не должен расставаться с внутренним славословием Творца: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, слава Тебе! Пресвятая Богородица, спаси и сохрани меня от всякого зла! Молитвами всех святых, Господи, вразуми, наставь и помоги! Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Или просто: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» – на все лады, как соловей или свиристель, причастник в тайной молитве воздает хвалу Святой Троице.

Мы с вами, завершая размышления о Таинстве Причащения, еще раз отметим для самих себя: оно есть панацея от всех бед и болезней. Христос, Врач души и тела, соединяясь с нами, дарует человеку ясность мысли, умиротворяет душу. Как будто крылья раскрываются за спиной в день Святого Причащения. И, рожденные летать, мы уже не должны ползать, скитаться во прахе злословия, злосуждений, пересудов – всей той пошлости и ушлости, которая составляет жвачку века сего, чуждых, к сожалению, Божественной святыни.

Приглашаем вас, дорогие друзья, в эти великопостные дни в храм Господень, где вы сможете подготовить себя к самому великому из всех Таинств Христовой Церкви – Причащению Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, принимаемому во оставление грехов, во исцеление души и тела и в жизнь вечную.

Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/91701.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108033

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 11 Апреля 2016, 15:04:18 »

Протоиерей Артемий Владимиров

Елеосвящение (Соборование)

Таинства Церкви

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/rKYT0w4Lsc0

 Сегодня речь пойдет о Таинстве Елеосвящения (Соборования), о том, как оно проходит, что врачуется этим Таинством, кому и как часто можно и должно собороваться.

Кто из нас, дорогие друзья, в этот благоденственный XXI век не думает о собственном здоровье?! Разве только подростки, наслаждающиеся избытком жизненных сил. И если спрашиваешь молодого человека, у которого еще молоко на губах не обсохло: «Каково у вас давление?» – он ответит вам: «Я никому не позволяю давить на себя», – не разумея, о чем идет речь.

Итак, здоровье. «Самое главное – здоровье». Знакома ли вам, дорогие друзья, эта почти что сакральная в устах обывателя фраза? Между тем она может быть осмыслена достаточно объемно. Есть здоровье телесное, а есть здоровье души – вещи бессмертной, как именует наш бессмертный дух мать-Церковь. И одно из семи Таинств Вселенской Православной Церкви, называемое Елеосвящение, или Соборование, есть, я бы сказал, медицинское Таинство, хотя, безусловно, и Исповедь, и Таинство Причащения всегда совершаются во исцеление души и тела. Однако Таинство Соборования, уходящее, как и все прочие, корнями в ткань евангельской истории, непосредственно соотносится с врачеванием душевных и телесных недугов.

Раскройте Новый Завет, и вы увидите, что Христос является подлинным Врачом Небесным и земным. Ходя по селениям и городам Палестины, Он врачевал всякий недуг и язву в людях. Бог есть Полнота, всё Собою наполняющая. И под Его руками и под воздействием Его духоносных слов параличные вставали с одра болезни, воскресали мертвые, сходила неизлечимая до тех пор проказа с тел больных, и они очищались силою Божественной благодати.

«Не отвращайся от врача, – говорит ветхозаветный мудрец Иисус, сын Сирахов, – ибо в иное время и в его руках бывает успех». И мы, конечно же, приветствуем традиционную медицину. Дай Бог, чтобы она не коммерциализировалась до такой степени, что пациенты боялись бы заходить в лечебное заведение. Но Бог через мать-Церковь, через Таинства и непосредственно врачует. Он помогает избавиться людям кающимся и молящимся от раздражительности, а значит – и от перепадов давления. Господь Бог прощает старые обиды, и предъязвенное состояние уходит само собой, дело до прободной язвы не доходит. Если душа человеческая мирна и спокойна, то и тело мало-помалу обретает крепость.

Итак, мы сегодня беседуем о Таинстве Елеосвящения. Обыкновенно в нем участвуют семь священников – в знак семиобразной Божественной благодати, семи даров Духа Святого: духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия, – собравшись заблаговременно в храме и внеся имена в списки, которые батюшки будут оглашать, молясь вместе с вами о вашем исцелении.

Мы становимся рядами так, чтобы священникам – одному, второму… пятому… седьмому – было удобно ходить вдоль этих рядов, помазуя каждого из прихожан, живущих благочестиво, заблаговременно исповедовавшихся, не находящихся в состоянии нераскаянного смертного греха. Помазуя не козлище нераскаянное, а кроткую овечку, примирившуюся с Господом на предварительной исповеди. Помазуя эту овечку маслом и вином, освященными здесь же соборной молитвой устами священников во время Таинства Соборования. Помазуются, как правило, такие места человеческого тела: чело – во освящение ума, избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений, суетной круговерти помыслов; ноздри – обоняние; уста – вкус; очи – зрение; грудь – крестовина – почему не рекомендуется приходить на Таинство Соборования в водолазке или с жабо, чтобы священнику не приходилось пробираться какими-то неизвестными путями к вашему сердцу; ладони с тыльной части рук. Все органы чувств, душа и тело через Таинство Соборования с верою во Христа Спасителя и Исцелителя пронизываются несотворенной энергией Святого Духа.



    Все органы чувств, душа и тело врачуются целительным перстом Христа Спасителя

Во время неспешного продолжительного Таинства, когда народ, вовлеченный в общее русло молитвы, поет и слышит: «Помилуй, Боже. Исцели ны, Боже. Помилуй нас, Святый», священники один за другим читают молитвы о том, чтобы Сам Господь Иисус Христос, невидимо свершающий это Таинство руками священнослужителей, по вере нашей прикоснулся Своим целительным перстом к душе и телу страждущих. Избавил от различных хворей душевных и телесных. Восставил в нас дух мира, бодрости, радости, крепости. Соделал наши тела инструментом созидающей воли Божией. Освятил наше сознание, умирил наши сердца.

Невозможно перечислить тех духовных благодеяний, которые как из рога изобилия льются в ответ сердцу христианина, если он еще и призывает во время Соборования святых, имена которых слышатся в молитве: святого великомученика и целителя Пантелеимона, Фотия и Аникиту, Косму и Домиана и прочих бессребреников-врачей, не задавленных пошлой коммерцией, но служивших от избытка любви к страждущим людям. И всякий раз, когда завершается это Таинство, – а в его конце паства становится на колени, и священники, раскрыв Книгу Книг – Святое Евангелие, читают принявшим благодать Елеосвящения разрешительную молитву, – мы, принявшие Елеосвящение, чувствуем, что с нас как будто спал великий груз. Мы словно узники, освободившиеся от уз. Находясь в широте сердечной, чувствуем необыкновенное просветление в мыслях, а главное – глубокий мир, покой, радость, счастье. Царство Небесное внутри нас есть, когда, собранные под сводами храма, под знаком вечности, в единомыслии наших сердец устами воспеваем хвалу Врачевателю недугов Господу. Мы целуем Святое Евангелие, если соблюден чин Соборования, трижды совершаем поясной поклон пред священнослужителями, которые напоминают в данном случае апостолов – учеников Христовых. Действительно, в Новом Завете мы находим свидетельства о том, что ученики получили от Христа полномочия, благодатную власть и силу врачевать в людях всякую немощь и всякий недуг и что они помазывали страждущих маслом.

Тайны богоучрежденного Елеосвящения настолько радостны и благодатны, что моего устного рассказа недостаточно, чтобы их передать. И хотелось бы, чтобы все вы, дорогие друзья, пожелали бы этим Великим постом и успели бы в одном из монастырей или приходских храмов поучаствовать в этом светлом Таинстве. Но даю вам один совет: не приводите «с улицы» ваших шапочных знакомых, коллег, которые еще никогда не имели случая очистить совесть Таинством Исповеди. Соборование, как одно из светоносных Таинств, может послужить в осуждение человеку, находящемуся в блудной связи, или грешащему прелюбодейством, или до сих пор не осмыслившему, почему матерная брань несовместима со статусом культурного человека, говорящего на русском литературном языке.

    Если вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод вновь принять благодать Соборования

Сколько раз в году рекомендуется собороваться? На этот счет есть разные традиции. Не ошибемся, если ответим: не реже одного раза в год чадо Церкви старается пройти это торжественное врачевание. Можно ли чаще? Почему бы нет. Все мы люди, все мы человеки. Когда у вас обнаруживается какая-то хворь, вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод к тому, чтобы вновь принять благодать Соборования. Помнится, в воспоминаниях благочестивых паломников об Оптиной пустыни конца XIX – начала XX века говорится, что Оптинские старцы благословляли и несколько раз в году участвовать в этом Таинстве.

Как бы то ни было, ждем вас, дорогие друзья, в благодатное время Великого поста. Весенняя Четыредесятница еще не истекла. Жаждущий приходит в Церковь Божию и берет воду Жизни даром. Христос Спаситель есть истинный Врач, Который пришел не к праведникам, а к грешникам, чающим покаяния, и в Господе нашем нуждаются не те, кто считает себя здоровыми, но болящие, то есть ощущающие тяжесть своих недугов – телесных или душевных.

http://www.pravoslavie.ru/92280.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 108033

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 29 Апреля 2016, 12:38:59 »

Протоиерей Артемий Владимиров

Священство

Таинства Церкви

 В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.

Сегодня речь пойдет о Таинстве священства, о той миссии, что возложена на священника, о том, каково должно быть устроение его души и сердца, его жизни внешней, об ответственности пастырей.




https://youtu.be/ZEv5iSkYTpk

Мы встречаемся с вами, дорогие друзья, в единственный и неповторимый день Крестной Пасхи – в Страстную пятницу, когда Архиерей великий, Господь наш Иисус Христос, Бог во плоти, Сам Себя приносит в жертву на Голгофском Кресте, простирая Свои руки, пригвожденные к древу, чтобы обнять и привлечь к Себе всё согрешившее, кающееся и имеющее надежду на спасение в Нем, Господе, человечество.

Наша сегодняшняя беседа посвящена Таинству священства, рукоположению во священнослужители, в иереи Божии. И свершается оно над достойными, Церковью признанными ставленниками, лицами православного вероисповедания мужеского пола, которые соответствуют по своим нравственным качествам строгому отбору Церкви. В идеале священник должен сохранить нравственную и телесную чистоту, целомудрие, девство до его личного самоопределения – выбирает ли он иноческий путь или вступает в законный венчанный брак с девицей православного вероисповедания. Это молодой человек, который должен быть просвещен ведением, воцерковлен умом и сердцем. Для будущего священника само Писание, книги Пророков и Апостолов, святая Псалтирь и Евангелие суть небесный хлеб, которым он ежедневно укрепляет свое сердце.

Совершается рукоположение всегда на Божественной Литургии, и под руками архиерея коленопреклоненный ставленник, диакон в нашем случае, преклоняет свою главу к Престолу, а весь храм молится, чтобы сошла на него благодать Святого Духа.

Действительно, Сам Христос некогда избрал из окружавших Его последователей ближайших учеников и возвел их на гору, где даровал каждому новое имя. Симон стал Петром, Иоанн и Иаков получили наименование Воанергес – «сыны громовы». Так бывает и с нами, 20 веков спустя, когда по молитвам Церкви, посредством рук архиерейских снисходит Божественная энергия, которая осеняет ум и сердце ставленника и дает ему новые мысли, новые чувства, облекает его новой силой Господа Иисуса Христа, дарует ему благодать отцовства, божественное полномочие просвещать народы, учить их вере и затем, когда достойны будут оглашенные, свершать над ними таинство Крещения во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Священник не только является миссионером по определению, не только тайносовершителем или домостроителем: он человек, через руки которого благодать Божия в Таинствах, и прежде всего в Крещении, в Евхаристии, питает сердца верных. Но он еще и пастырь словесных овец: Бог дает ему способность назидать учению Христову последователей Господа, проявлять о них душепопечение через Исповедь, через словесное общение, наставлять их законам духовной брани и предводительствовать, идти впереди своей покаянной семьи, служа во всём христианам образом – образцом в вере, чистоте, правде и любви.

    Священник более, чем отшельник или монах, нуждается в стяжании молитвенного духа

Итак, сегодня, в Великую пятницу, исполняются слова Спасителя: «Когда буду вознесен, всех привлеку к Себе». И поныне крестная благодать привлекает к священнику, к служащему, проповедующему, наставляющему бессмертные человеческие души. Однако напрасно было бы думать, что харизма священническая уже делает своего обладателя и носителя способным качественно, во славу Господа, силою Духа Святого свершать это нелегкое служение. Нет, священник призван, готовя себя к хиротонии (рукоположению), учится ли он в семинарии или проходит приходскую практику, постоянно менять от худшего к лучшему, расширять свой умственный горизонт, а главное – искать глубины собственного сердца, чтобы в средоточии бессмертного духа засияла искра непрестанного памятования о Боге. Священник более, чем отшельник или монах общежительного монастыря, нуждается в стяжании молитвенного духа – он призван везде и на всякое время со вниманием и сердечно, в сокрушении сердца и вместе в простоте и незлобии души призывать имя Господа Иисуса Христа. Когда батюшка свыкнется с тем, чтобы ум и сердце его были устремлены к Богу, когда он обретет через литургисание навык всегдашнего хождения пред невидимым лицем Господа Иисуса, тогда всё в нем будет помазано Божественной благодатью – и внешность, и движения, и слово, и самые намерения, и мысли, что делает душеполезным соприкосновение с личностью пастыря и ближних, и дальних.

Приметим, что в наше время в России священство более чем востребовано. Священник в идеале – это герой нашего времени, потому что в его служении совмещается и учительство, и отцовство, и пастырство, и врачевание. Действительно, Божественная благодать по вере Господа Иисуса Христа, взирающего на нас с крестной высоты, через руки, уста и священнодействие пастыря действует непостижимо и непредсказуемо. Почему, когда к нам, скромным и простым священникам, подходит народ со словами: «Батюшка, помолитесь! Батюшка, вы же ближе к Богу – попросите Создателя, да даст Он здравие моему болящему сыну», – мы всегда вздрагиваем (я имею в виду пастырей)? Потому что осознаём в пятый, десятый, сотый раз, с каким благоговением наш народ воспринимает благодать священства, почивающую на недостойных, грешных и хрупких плечах.



    От слова «батюшка» веет чем-то патриархальным, ласковым, простым, сердечным. Таковы и должны быть пастыри на Руси

Вдумаемся, дорогие друзья, в само слово «батюшка», как у нас обращаются к священнослужителю, и аналог этого обращения трудно найти в германском, английском, французском языках. От слова «батюшка» веет чем-то патриархальным, ласковым, теплым, простым, сердечным. Таковы и должны быть, я в этом глубоко убежден, пастыри на Руси. Народ не ждет от нас хождения по водам и дара целительства, но сегодня священник должен быть образцовым христианином, непорочной, незазорной жизни: честным родителем, верным мужем, человеком внимательным и отзывчивым, скорым на оказание духовной и иного рода помощи, приветливым и улыбчивым, не гордым, не заносчивым, не обидчивым, не пристрастным, как говорит апостол Павел, к вину, не пьяницей, не бийцей – он призван, прежде всего, дом свой содержать в порядке и детей, аще они имеются, воспитывать в учении Господнем.

«Не думаю, – размышляет святитель Иоанн Златоуст в одном из своих произведений, – что многие священники спасаются». Да, действительно: кому много дано, с того много и спросится. Соблазн, учиненный недостойным пастырем, во сто крат сильнее бьет по Церкви, чем предосудительное поведение словесной овцы, – вот почему страшно быть священником и разочароваться в своем служении. Страшно принять Божественную благодать и спрятать ее под спуд. Дух Святой, Который почивает на пастырях, предполагает всегдашнюю динамику, развитие, стремление к самосовершенствованию, а главное – непрестанное молитвенное, покаянное обращение ума и сердца священнослужителя к Создателю. Живая вода – эта та вода, которая находится в движении. Напротив, стоячая – цветет и загнивает. Вот почему батюшка никогда в своем внутреннем мире и самосознании не должен почивать на лаврах. Сегодня нет времени ни для тщеславия, ни для уныния: Страшный суд приближается. Однако нам дано время распространять вокруг себя свет и чистоту, смирение, кротость и любовь в ту меру, в какую мы трудимся над очищением собственного сердца.

Священник – это человек, предстоящий Божиему Престолу. Для нас Божественная Литургия – это преддверие рая на земле, если не само Царство Небесное. Если священник блюдет свою совесть и привык часто очищать ее исповедью, если он постоянно алчет и жаждет святыни, причащаясь Святых Христовых Таин, чувствует себя самым счастливым, блаженным человеком на земле, то тогда, по закону сообщающихся сосудов, его прихожане, его паства неосознанно для самих себя сами воспримут от батюшки эти святые намерения к исправлению души.

Таким образом, мы, пастыри, находясь всегда под перекрестьем десятков глаз, или, как говорит Патриарх Грузинский Илия II, «находясь под рентгеном внимания людей», никогда не должны уподобляться фарисеям и лицемерам, не должны искать дешевой популярности, но даже если и совершаем какие-то благие дела в окружении людей, внутри себя призваны осыпать тысячами укоризн, сознавая себя никуда не годными рабами, которые сделали то, что призваны были сделать, – может быть, не в том объеме и качестве – а, значит, всегда сознавая свою недостаточность, мы повергаем себя к стопам Господа Иисуса Христа.

«Если бы все священники, – говаривал праведный Иоанн Кронштадтский, – были теми, кем им должно быть, сатане нечего было бы делать в наших городах». Священник – это апокалиптический ангел Господа Бога Вседержителя, и, взирая на наших наставников, святых и благочестивых пастырей, мы, современные иереи, призваны в единстве со священноначалием созидать собственные сердца, врачевать человеческие души не ради гнусной корысти, не ради тщеславия, но во славу Господа, Который, взирая на нас с Голгофского Креста, дает нам божественную силу нести свечу священства до победного конца.

Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/92820.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!