Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 03:33:30  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Жажда правды. О метафизике русского мира  (Прочитано 1158 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 07 Июля 2016, 22:01:30 »

Олег Платонов

Жажда правды.

О метафизике русского мира



Чаще всего принято исследовать Русский мир, рассматривая его как географическое, историческое, политическое, экономическое, языковое и культурное пространство. Конечно, в этом есть своя правда и необходимость. Опираясь на анализ перечисленных прилагательных, вырисовывается строго материалистическое и в лучшем смысле советское понимание Русского мира в духе песни "Широка страна моя родная".

Но можем ли мы так понять Русский мир правильно? Конечно, нет. Есть сверхопытная, сверхчувственная, сверхъестественная данность, которая составляет основу Русского мира, Русской цивилизации. Это духовная метафизика нашего бытия.

По-настоящему мы начали подходить к её пониманию во время перестройки и последовавших за ней исторических событий. СССР на наших глазах рухнул в пропасть. Тектонические разломы и трещины пошли по всему, что было нам дорого и свято. Некоторым казалось, что всё потеряно и ничто не спасет нас от полного падения. От страны отошли огромные территории. Всё взрывалось и горело, чёрный дым застлал наши глаза. Либералы объявили Россию чёрной дырой и радовались нашим несчастьям. Западный мир открыто говорил о неизбежности полного распада нашей страны на десятки марионеточных государств. Катастрофа, постигшая наше Отечество, потрясла наши устои и вместе с тем до основания разрушила мифы и выдумки, которые насаждали в нашем сознании при Советской власти. Вместе с идеологическим мусором советской эпохи рухнули бутафорские стены коммунистической идеологии, обнажились мощные духовные пилоны метафизики Русского мира.

Именно на этой духовной конструкции более 2000 лет строилась и стояла наша страна, наша великая цивилизация, корни которой уходят в славянские глубины. Когда-то, тысячелетия назад, славянские племена были частью единого этнического целого, зарождающейся славянской цивилизации. Впоследствии в результате исторических катаклизмов наше единство было разрушено, и каждая часть пошла своим путем. Тем не менее духовные корни славянских народов проистекают из этого древнего славянского единства, создавая между ними глубокую мистическую связь, которую невозможно разорвать ни одному нашему недругу. Из корней древней славянской цивилизации выросло дерево, каждая ветка которого потянулась в свою сторону. Важно отметить, что народам славянской цивилизации выпала тяжелая историческая задача: быть бастионом на пути сил мирового зла в самом широком его понимании — западной и османской агрессии, фашизма, сионизма.

История Европы состояла в непрекращающейся борьбе двух цивилизаций — германо-романской и славянской. Каждая из этих цивилизаций строилась на собственных основаниях.

 

В славянском мире преобладали общинные начала над личными, духовное над материальным. В западном царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным.

В отношении к другим народам у Запада преобладало завоевание. Тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственно-культурный подъём страны.

Основные духовно-нравственные понятия славян сформировались ещё до принятия христианства. Об этом свидетельствует тот факт, что слова, выражающие главные духовно–нравственные понятия, у большинства славянских народов звучат одинаково. Это прежде всего слова "добро" и "доброта", "правда", "справедливость", "вера, "верность", "дух", "душа", "ум", "право", "власть", "честь", "гостеприимство", "счастье".

Славянский мир был укоренён в понятиях добра, правды и справедливости. О приверженности славян этим духовным понятиям говорят древние письменные источники. Так, греческий географ и историк Страбон отмечает "добротолюбие (любезность), справедливость и правдивость (простоту) славян".

Именно на этих духовных началах строится Русский мир. Именно эти начала определили и выбор религии. На своем пути к истинному Богу русский народ неуклонно отвергал жестокие культы и обряды древних верований, отбирая среди них только то, что было близко его душе. В стремлении к свету и добру русский народ ещё до принятия христианства пришёл к идее единобожия.

Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра) преобладала над магической. Нравственный, поэтический взгляд наших древних предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих божках олицетворялись нравственные основы бытия. Язычество для наших предков — скорее духовно-нравственная культура, чем религия. В основе поклонения — всесоздающие силы природы, которые для русского человека суть благо, добро и красота. Обоготворяется всё, что связано с добротой и благом.

Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Он считал их своими предками. Как справедливо отмечает А.Н. Афанасьев: "Со светлыми, белыми божествами славянин чувствовал своё родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле… "Слово о полку Игореве" говорит о славянах как о внуках Солнца — Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе".

Метафизика русского мира первоначально возникает на духовных понятиях языческой Руси. Русский мир, русская цивилизация обретают сверхопытные, сверхчувственные, сверхъестественные начала и законы. Говоря языком русских философов начала ХХ века, метафизика Русского мира — это символика духовного опыта русского народа.

 

К метафизике относят онтологию — осмысление бытия и космологию — осмысление мироздания. Бытие в метафизике русской цивилизации — сверхчувственная реальность, познание которой открывает смысл Русского мира и назначения русского человека. Для того чтобы правильно понять метафизику Русского мира, прежде всего следует отказаться от западного и марксистского материалистического понимания слова "цивилизация" как уровня материального развития общества, материально‑технического прогресса. Правильно понятие "цивилизация" сформулировано Н. Данилевским. Цивилизация — это, прежде всего, духовное, а не материальное понятие. Цивилизация — это главная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип. Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, развивающуюся по собственной шкале координат, существующую одновременно в прошлом и настоящем и обращённую в будущее, обладающую совокупностью признаков, позволяющих классифицировать её по определённым критериям.

Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы. Если расы представляют собой исторически сложившиеся разновидности человека, имеющие ряд наследственных физических особенностей, которые образовались под действием географических условий и были закреплены в результате изоляции различных человеческих групп друг от друга, то принадлежность к определённой цивилизации отражала исторически сложившийся духовный тип, психологический стереотип, закрепившийся в определённой национальной общности вследствие особых исторических и географических условий жизни и генетических мутаций. Если принадлежность к расе выражалась в цвете кожи, строении волос и ряде других внешних признаков, то принадлежность к цивилизации выражалась прежде всего во внутренних, духовных, психических и психологических признаках, самодовлеющих духовных установках.

Как и во всей славянской цивилизации, родовой чертой метафизики Русского мира является его онтологическая укоренённость в духовных понятиях добра, правды, справедливости, воплощённых в понятии Святая Русь. Именно через неё Православие стало парадигмой русской цивилизации. Именно понятие Святая Русь легло в метафизическую основу "символов духовного опыта" русской цивилизации. Как учил меня митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), Святая Русь — особое благодатное свойство русского народа, делающее его оплотом христианской веры во всём мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремлённость к безгрешности, совершенствованию и преображению души сделали русских народом-богоносцем, новым Богом избранным народом, но не в смысле противостояния другим народам и стремления господствовать над ними, а в смысле первенства в борьбе с мировым злом за построение Православного царства, являющегося преддверием Царствия Небесного.

Изучая труды русских святых и подвижников Православия, сочинения славянофилов и таких великих мыслителей, как Ф.М. Достоевский, можно выделить самые важные в духовной истории русской цивилизации идеалы:

— идеал церковности и духовной цельности — неразрывность веры и жизни, вера одухотворяет жизнь и придаёт ей смысл;

— идеал добра и добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости;

— идеал правды и справедливости;

— идеал нестяжательства — преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными;

— идеал самодержавной монархии, симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царём и патриархом;

— идеал соборности — растворение личности в Церкви, монархическом государстве, Православном народе;

— идеал патриотизма — любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного. После веры в Бога патриотизм — высшее выражение духовности человека.

В духовной символике метафизики Русского мира особое значение имеют, как я уже отмечал, понятия добра, правды и справедливости.

Добро в метафизике Русского мира — это одухотворённая любовь, любящая сила духа (И. Ильин), в понятии Святой Руси божественная норма жизни, всё то, что получает бытие от Бога, благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг православного человека, гражданина, семьянина. "Добро делай, никого не бойся", "От добра худа не бывает", "За добро добром и платят", "В ком добра нет, в том и правды мало".

Добрый человек — прямой, простой, бесхитростный, нескрытный и доброжелательный.

"Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите", — говорил Владимир Мономах. Получив добро — помни, а сделав — забудь ("Мудрость мудрого Менандра").

"Добро есть жизнь" (Н. Фёдоров). "Делай добро, будь благодарен за это… Сознание своей доброй жизни — достаточная за неё награда. Научись радости творить добро. Делай добро тайно и красней, когда про него узнают… Чтобы поверить в добро, надо начать делать добро" (Л. Толстой).

Для человека Святой Руси, всякого коренного русского человека добро было не абстрактным понятием, а выражалось в конкретных добрых поступках, в движении к Богу, в добротолюбии.

В метафизике Русского мира православное христианство стало добротолюбием, вобрав в себя все прежние народные взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро. Соединив нравственную силу дохристианских народных воззрений с мощью христианства, русское Православие обрело невиданное нравственное могущество в сердцах и душах русских людей. Вера в Бога как в Добро и путь к Богу через Добро пронизывают русское национальное сознание, отражаясь, в частности, в сотнях народных пословиц и поговорок, посвящённых теме добра: "Без добрых дел вера мертва пред Богом", "С Богом пойдёшь — к добру путь найдёшь", "Кто добро творит, того Бог благословит", "Не хвались родительми, хвались добродетельми".

Понятия добра и зла, что хорошо, что плохо, составляют жизненный кодекс русского человека. "Жизнь дана на добрые дела", — говорит он. "Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда", "Лучше самому терпеть, чем других обижать", "Кто добрых людей не слушает, тот Богу спорник", "Тьма свету не любит — злой доброго не терпит", "Злому человеку не прибавит Бог веку", "Худо тому, кто добра не делает никому".

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 07 Июля 2016, 22:02:00 »

(Окончание)

Правда в метафизике Русского мира — истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Одно из высших понятий Святой Руси. "Не в силе Бог, а в правде", — говорил русский человек, подразумевая под ней меру добра и совести, абсолютную истину души.

"Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит", "Делай не ложью — все выйдет по Божью". "И Мамай правды не съел". "Кто правды ищет, того Бог сыщет". "Живи не ложью — будет по Божью". "Кто неправдой живёт, того Бог убьёт". "Бог правду видит". "Правда груба, да Богу люба".

Правда и добро связаны между собой. "В ком правды нет, в том добра мало", или другая пословица: "В ком добра нет, в том и правды мало". "Правда на огне не горит, на воде не тонет". "Правда сама себя очистит". "Правда сама себя хвалит и величает". "Правда шутки не любит". "С правдой шутить — что с огнём".

"Не ищи правды в других, коль её в тебе нет". "Правда светлее солнца". "Правда дороже золота". "Правда — свет разума". "Без правды не житьё, а вытьё".

"Доброе дело правду говорить смело". "Правда суда не боится". "Правды не переспоришь". "Правда есть, так правда и будет". "Как ни хитри, а правды не перехитришь". "Правда прямо идёт, с нею не разминёшься, не обойти её, не объехать". "Правда что шило — в мешке не утаишь".

Жизнь прожить следует только по-доброму, по правде, достойно. Народная мудрость проводит эту мысль постоянно. А.Н. Афанасьев в предисловии ко 2-му изд. "Народных русских сказок" (1873) отмечает: "…всегда сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды. Она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою, например, сказка о правде и кривде задаёт практический вопрос: как лучше жить — правдою или кривдою? Выведены два лица, из которых каждый держится противоположного мнения: правдивый и криводушный. Правдивый — терпелив, любит труд, без ропота подвергается несчастию, которое обрушилось на него по злобе криводушного, а впоследствии, когда выпадают на его долю и почести, и богатство, он забывает обиду, какую причинил ему криводушный, вспоминает, что некогда они были товарищами, и готов помочь ему. Но чувство нравственное требует для своего успокоения полного торжества правды — и криводушный погибает жертвою собственных расчётов".

"Основная болезнь народная, — пишет Ф.М. Достоевский, — жажда правды, но неутолённая". С конца XVII в. на глазах у простого русского человека рушили его основы, глумились над его святынями. Он видел непонимание и враждебность к нему со стороны "господ" и т. н. интеллигенции. Русский человек понимал, что по отношению к нему творится несправедливость, неправда, но в душе остро верил в торжество справедливости и правды.

Правда — воздух, без которого нельзя дышать (И. С. Тургенев). Никакой туман не устоит против лучей правды (Ф. М. Достоевский). Правда, хотя бы и жестоко выраженная, не должна быть страшна никому (Н. И. Пирогов). Только правда, как бы она ни была тяжела, — легка (А. А. Блок).

Правда — это победа совести в человеке, общая совесть людей. Не всякая сила стоит за правду, но всякая правда заявляет о себе силой. Правда приближается к человеку в чувстве силы и является в момент решения бороться: бороться за правду, стоять за правду, но всегда правда о себе докладывает силой. Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется.

Идея справедливости в метафизике Русского мира — сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.

В православном понимании справедливость — прежде всего совершенное следование заповедям Божиим. В "Изборнике 1076" справедливость объясняется так: "Творящим добро воздай почет, творящих зло наказывай. Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, не обижай правого, даже если он и враг тебе". Справедливость в понятиях Святой Руси осуществляется не просто стремлением к справедливости, а любовью. Для того чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т. е. как бы несправедливым к себе. В сборнике "Пчела" (конец XII — начало XIII вв.) говорится: "Человек справедливый не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть и не захотел".

Это же понимание справедливости проводится у русских мыслителей и более позднего времени. "Справедливость в нравственном смысле, — пишет В.С. Соловьёв, — есть некоторое самопожертвование; ограничение своих притязаний в пользу чужих прав. Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного".

Справедливость — доблесть избранных натур, правдивость — долг каждого порядочного человека (В.О. Ключевский). Справедливость есть моральная уверенность. Следовать в физическом мире правилу — ничего лишнего — есть умеренность, в моральном — справедливость. Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше её — ступени к совершенству, ниже — порок (Л.Н. Толстой).

Общим знаменателем духовно-нравственных символов метафизики Русского мира является совесть, которая выражает такие основополагающие понятия Русского мира как любовь к ближним, нестяжательство, добротолюбие, правда и справедливость. Совесть свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божьих. По словам премудрого Сираха, Бог положил око Своё на сердца людей (Сир. 17; 7). Как внутреннее божественное состояние, совесть неподкупна, с ней нельзя договориться. После совершения дурного дела совесть немедленно мучает и карает человека, преступившего нравственный закон. "Совесть без зубов, а загрызёт", "Как ни мудри, а совесть не перемудришь", "За совесть и за честь хоть голову снесть", "Береги платье снову, а честь смолоду".

О бессовестных людях в народе говорили: "У него совесть — дырявое решето", "Душа христианская, да совесть цыганская", "С его совестью жить хорошо, да умирать плохо".

В древнерусском сборнике к. XII — н. XIII в. высказывается такая мысль: "Спрошенный, что в жизни свободно от страха, ответит: чистая совесть", "В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни" (свт. Феофан Затворник).

Совесть есть власть духа над инстинктом, однако без раздвоения их, ибо эта власть осуществляется теми корнями духа, которые живут в самом инстинкте: именно поэтому человек совершает совестный поступок с уверенностью в своей правоте, с интуитивной быстротой и инстинктивной страстной цельностью, что нередко воспринимается другими несовестными людьми как "безрассудство". Совесть есть как бы глас Божий, цельно овладевший человеком, его инстинктом и его судьбой. Совесть есть голос целостной духовности человека, в которой инстинкт принял закон Божий как свой собственный, а дух приобрёл силу инстинктивного влечения. Совесть есть инстинктивная потребность в нравственном совершенстве и неколебимая воля к нему (И.А. Ильин). Совесть есть тот высший закон всех живущих, который каждый сознаёт в себе не только признанием прав этого живущего, но и любовью к нему. Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы её. Если жизнь не приходится по совести, то одурманиванием совесть сгибается по жизни. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью (Л.Н. Толстой). В идеале общественная совесть должна сказать: пусть погибнем мы все, если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, — и не принять этого спасения (Ф.М. Достоевский). Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести (В.О. Ключевский).

Идеальная символика духовного опыта русского мира воплощается в общехристианском идеале Православного царства как преддверия Царствия Небесного. Идеалы на то и идеалы, что не всегда и не для всех могут быть осуществимы, но уже добросовестное стремление к ним, преодоление человеческой немощи и греховности служат правильным ориентиром в жизни человека и общества.

Символы русского духовного опыта раскрывают онтологию бытия Русского мира. Космология русской цивилизации раскрывает порядок, разумность, красоту и величие Русского мира, за которым стоит Бог. В системе координат восточно-христианского мира русская цивилизация с её духовными идеалами занимает первенствующее место. В системе мироздания Русский мир как особая духовная общность жёстко противостоит западной цивилизации, рассматривая её как разрушительный фактор в развитии человечества.

Славянофилы, размышляя о метафизических особенностях развития России и Запада, отмечали коренное различие их путей. Раскрывая самобытные начала Русского мира, славянофилы доказывали, что Православие через Россию может привести к перестройке всей системы культуры. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения — история даёт ей право на это за всесторонность и полноту русских начал. У славянофилов было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и всемирной задачи России. Эта всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием Запада.

http://zavtra.ru/content/view/o-metafizike-russkogo-mira/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!