Кто станет президентом сербов, глубоко разочаровавшихся в публичных политиках?Премьер-министр Сербии удивляет всех внезапно проявившимся здравомыслием. Не пропадёт ли оно столь же внезапно – сразу после выборов? …
Интернет пестрит сообщениями о том, что сербские депутаты Скупщины чуть ли не освистали прибывшую к ним то ли с ревизией, то ли с печеньем Федерику Могерини, верховного представителя по внешней политике Евросоюза. Накануне встречи Шешель с соратниками скандировал: «Сербия, Россия, нам не нужен Евросоюз!» После же этой встречи премьер-министр Сербии Александр Вучич заявил о том, что Сербия - когда речь идет о ситуации в регионе - ощущает на себе применение «двойного аршина».
Выступая на совместной пресс-конференции с главой европейской дипломатии, глава правительства Сербии затронул тему поведения находящихся под покровительством Европы албанских (в том числе и косовских) политиков. В частности, Вучич отметил недавние заявления президента самопровозглашенной республики Косово Хашима Тачи и премьера Албании Эди Рамы в связи с политическим кризисом в Македонии, которые никто не осудил, сообщает РИА Новости.
«Тачи заявил, что албанцы должны взять происходящее в Македонии в свои руки. Вы понимаете, что это значит? Если бы такое кто-то из нас (сербов) произнес, не только бы ввели санкции в отношении отдельных лиц, как неофициально ввели (президенту Республики Сербской Боснии Герцеговины Милораду) Додику, а официально бы ввели санкции против Сербии, были бы и более строгие меры», - передаёт РИА Новости слова Вучича.
Кроме этого, премьер Сербии проговорил ещё много громких и эффектных фраз, которые, несомненно, впечатлят определённое количество будущих избирателей.
Фразы хорошие, продуманные, хлёсткие. Сербский народ до сих пор падок на такое. Как известно, в Сербии стартовала предвыборная кампания. 2 апреля в Сербии должны состоятся президентские выборы, об участии в которых уже заявили действующий премьер-министр Александр Вучич, бывший узник Гаагского трибунала, лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель и бывший глава МИД Вук Еремич.
Фаворитом кампании называют Вучича, который, судя по всему, устраивает как Запад, так и Москву. Осталось дело за малым - понравиться достаточному количеству избирателей.
Будучи опытным политиком, действующий премьер умеет впечатлять электорат эффектной фразой.
Так, на митинге в городе Вранье, с которого началась предвыборная кампания, Вучич заявил, что не позволит «превратить Сербию в Украину»: «У нас есть общая цель: мы хотим лучшую, более успешную и более сильную Сербию. Я буду кандидатом от всех граждан страны, а не только от сторонников нашей партии. Многие силы сейчас объединились, угрожая насилием и дестабилизацией, угрожая превратить Сербию в Украину, Македонию, не знаю во что. Но я не позволю, чтобы нами управляли иностранные послы или международные центры силы, я не дам им разрушить Сербию, чтобы сюда пришёл мрак».
Теперь же, на встрече с Могерини, будущий президент Сербии уточнил, что сербов в Боснии и Герцеговине и Черногории в процентном соотношении намного больше, чем албанцев в Македонии, однако тот факт, «что мы молчим, не значит, что мы самые слабые».
К сожалению, постмодернистская медиа-реальность, в которую мы с вами погружены, такова, что люди обрели навык оценивать политиков не по делам, а по словам. Давно уже важнее стало не «быть», а «казаться». В этой связи хочется привести весьма остроумную оценку поведения Вучича, сделанную анонимной форумчанкой: «Думаю, до 2 апреля он нас не раз удивит внезапным здравомыслием, которое столь же внезапно пропадёт 3 апреля».
Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
Ожидают ли сербы от своих избранников каких-то реальных дел, а не трескучих фраз? Какова в целом политическая атмосфера в сегодняшней Сербии? Ситуацию комментирует «Русской народной линии» наш постоянный автор профессор Зоран Милошевич:- Интересно, что атмосфера, в которой проходит избирательная кампания, такова, что уже никто ничего не ожидает. Этому всячески способствует и новые полномочия, которыми - согласно закону - будет обладать президент. Помимо верховного главнокомандования армией, президент получает доступ к прочим рычагам власти. Так что вопрос уже сводится к чисто техническому: «Кто, интересно, согласиться стать марионеточным премьером при всемогущем президенте?»
- Есть ли альтернатива нынешним политическим фигурам?- Сербия в вопросе политических лидеров зашла в глухой тупик. Вместо появления новых толковых лидеров, происходит деградация лидерства. У кандидатов занятные биографии, у кое-кого и происхождение весьма туманное. И если всё это знать, то комментарии становятся излишними.
- Речь идёт о том, что Вук Еремич, выпускник Кембриджа, происходит из влиятельного мусульманского рода, члены которого были при власти и при турках, и при коммунистах?- Да, это и не только это. Не нужно быть конспирологом, чтобы не понимать того, что люди, которые сделали блестящую карьеру на западе, инкорпорируются сюда именно для того, чтобы проводить политику, соответствующую интересам тех кланов, у которых они уже давно «на крючке». У нас на Балканах есть правило: если Запад поддерживает определённых кандидатов, то они уже так скомпрометированы, что их не отмыть даже и всему Дунаю.
- Ощущается ли среди сербов нарастание политической апатичности?- Да, сербы погружаются в состояние политической апатии. Всё больше людей приходят к убеждению, что выборами нельзя ничего изменить, однако, в то же самое время, не способны сформировать реальной альтернативы, которая, по сути, была бы революционной. Недовольные просто покидают Сербию, уезжая как на Запад, так и в Россию.
Следующим собеседником «Русской народной линии» был другой наш постоянный автор, издатель и переводчик Ранко Гойкович, руководитель «Сербско-Русского Собрания».- Какие ожидания у народа Сербии от выборов? Может ли что-то измениться?- К сожалению, наш народ, после всего того, что произошло с ним за последние четверть века: - а это и развал страны, и гражданские войны, и санкции, и бомбардировки, и цветной переворот, и разнообразные трюки «реформаторов», результатом которых стал развал экономики и крайне бедственное моральное и материальное положение граждан страны, - впал в опасное состояние апатии.
После бомбардировки Сербии, точнее, после свержения власти Слободана Милошевича, рычаги власти попали в руки прозападных политиков, несмотря на то, что наибольшую политическую активность проявляли как раз носители патриотического сознания. Вместе с тем, неоднократно создавались условия, при которых наиболее крепкая сербская партия - Сербская Радикальная Странка - не имела возможности сформировать власть. В конечном итоге ближайшие соратники Шешеля предали своего схваченного в Гаагу вождя и сформировали новую политическую структуру, которая паразитировала на былом авторитете радикалов, но, вместе с тем, была скроена таким образом, чтобы с одной стороны рассказывать сербам про патриотизм и национальные интересы, но, реально, исполнять интересы ненациональные и антинациональные.
В связи с этим, убеждён в том, что сербы просто не хотят больше принимать участие в этом цирке, и на выборах будет довольно низкая явка избирателей.
Чтобы что-то изменить, нужен настоящий вождь, который смог бы переломить систему. Система, повторюсь, заключается в том, чтобы перед выборами рассказывать о любви к Сербии и России, а после выборов исполнять то, что будут рекомендовать некие «кураторы» с запада.
- Есть ли альтернатива Вучичу? Ведь он, судя по всему, является компромиссной фигурой, устраивающей как запад, так и Кремль?- Не уверен в том, что Вучич является той фигурой, которая устраивает Кремль. Видимо, речь идёт просто о том, что с ним сотрудничают потому, что выбирать не приходится, приходится воспринимать ситуацию в качестве «меньшего зла».
Мои претензии к Вучичу заключаются в том, что он по своему складу является носителем не сербского православного духа, а духа протестантизма.
Несмотря на многочисленные «НО», нынешний президент Николич как раз является носителем именно сербской традиционной идентичности, именно он, вероятнее всего, является наиболее приемлемым политиком в глазах Кремля. Видимо, это и стало причиной, по которой Брюссель поручил Вучичу убрать Николича с поста президента Сербии.
Альтернатива же Вучичу есть. Это - человек, который не слепо повинуется директивам из Брюсселя и Вашингтона, а способен проводить ответственную сербскую национальную политику. Президент Республики Сербской Милорад Додик - очевидный пример того, что можно вести национально ориентированную политику даже находясь в оккупации.
А чтобы не впадать в апатию, мы должны помнить о том, что «человек предполагает, а Господь располагает». Вот и сейчас, в дни Великого Поста - если бы сербы повернулись к посту, молитве и покаянному настрою, то всё вмиг могло бы обернуться совсем не так, как предполагают спецы политтехнологи из Лондона или какого-нибудь иного центра политической силы.
06.03.2017http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/06/kto_stanet_prezidentom_serbov_gluboko_razocharovavshihsya_v_publichnyh_politikah/