(Продолжение)Наше информационное пространство захвачено американскими программными и содержательными продуктами. Половина наших промышленных предприятий принадлежит нерезидентам. Наше сегодняшнее положение в этой войне я бы сравнил с ситуацией ноября 1941 года, когда враг захватил большую часть экономического потенциала и уничтожил наши основные силы. Тогда столицу удержали с Божьей помощью невиданным героизмом народа и новой военной техникой, благодаря которым удалось переломить ход войны.
Фото: www.globallookpress.comСегодня мы все еще отдаем стратегическую инициативу противнику, хотя имеем сравнимое со знаменитыми "Катюшами" оружие. Мы могли бы сокрушить финансовую и информационную мощь США путем сбрасывания долларов и отключения от американских источников своего информационного пространства…
Ю.П.: Что Вы имеете в виду?С.Г.: Американская военно-политическая мощь основана на присвоении США сеньоража от эмиссии мировой валюты. Объем их военных расходов примерно равен дефициту государственного бюджета, который покрывается эмиссией долларов. Половина этих долларов растекается по миру – в той мере, в которой мы их используем, мы финансируем американские военные расходы.
В настоящее время объем нашей финансовой помощи США превышает 100 млрд долларов, что больше наших собственных оборонных расходов. Это только государственные кредиты правительства и Банка России в форме валютных резервов и стабилизационных фондов. С учетом долларизации сбережений и офшоризации российской экономики эта величина увеличивается десятикратно. Наряду с Китаем, против которого США тоже ведут гибридную войну, мы являемся главными спонсорами американской агрессии против нас же. Очевидно, что самой эффективной и дешевой ответной мерой на американские санкции могло бы стать сбрасывание долларовых инструментов из валютных резервов, деофшоризация и дедолларизация экономики. Соответствующие меры нами давно предлагались…
Ю.П.: Почему они не реализуются?С.Г.: Вы знаете, когда фашисты напали на СССР, наши поезда еще несколько дней продолжали везти в Германию ценное сырье в оплату кредитов на импорт из нее машин и оборудования. Сталин не сразу поверил в начало войны и осознал масштаб катастрофы. Страшно представить, чем бы закончилась война, если бы мы в ноябре 1941-го, когда враг стоял под Москвой, продолжали бы его снабжать стратегическим сырьем и уповать на то, что агрессия рассосется.
Как ни странно, наши денежные власти ведут себя именно таким образом. Противник уже приступил к конфискации российских активов, нанес сокрушительный удар против российского финансового сектора и промышленности, оккупировал территорию Украины, захватывает и убивает наших граждан, а Банк и Минфин России продолжают его кредитовать и попустительствовать его субсидированию за счет вывоза капитала и неэквивалентного внешнеэкономического обмена на сумму до 120 млрд долл. в год.
Посредством долларизации и офшоризации российской экономики продолжается ее эксплуатация во вражеских интересах. Можно сказать, что США оккупировали валютно-финансовое пространство России, удерживая его под своим контролем и сковывая таким образом наши возможности сопротивления. Своеобразным символом этой оккупации является отсутствие котировки рубля – в отличие от всех других стран наши денежные власти объявляют не курс рубля, а курс доллара в рублях, даже не задумываясь о суверенитете в финансовой сфере. Рубль остается суррогатом доллара и евро – финансирование прироста российской экономики допускается лишь в той мере, в которой увеличивается ее вклад в обеспечение США и ЕС сырьем и активами.
Наши денежные власти продолжают ориентироваться на указания Вашингтонских финансовых организаций в ущерб интересам страны. В этом легко можно убедиться, сравнив центробанковские Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики с рекомендациями миссий МВФ в России.
Ю.П.: Но это, пользуясь Вашими военными аналогиями, все равно, что если бы Министерство обороны СССР подчинялось указаниям Вермахта!С.Г.: Нужно сказать, что финансовый фронт мировой гибридной войны – не единственный. Боевые действия разворачиваются и на других театрах боевых действий, где нам удается успешно отражать атаки противника: в военно-политической области, где России удается защищать Сирию от западной агрессии; в военно-технической сфере, о потрясающих достижениях в которой президент России рассказал в Послании Федеральному собранию; в возрождении традиционных духовных ценностей в общественном сознании.
Это частично компенсирует ущерб от деятельности денежных властей, который достиг за последние три года около 20 трлн рублей недопроизведенной продукции и свыше 10 трлн руб. несделанных инвестиций. Хотя население его ощущает вполне материально в форме снижающихся четвертый год подряд реальных доходов и нарастающей бедности, в общественном сознании он нивелируется рекламой снижения инфляции, с которым напрасно связываются ожидания подъема экономической активности. Для этого нужны кредиты, которые остаются недоступными для большинства предприятий обрабатывающей промышленности.
Ю.П.: Что Вы предлагаете?С.Г.: Обуздать агрессивность США можно только путем перехода к новому мирохозяйственному укладу с перестройкой основных институтов функционирования глобальной финансовой и информационной систем, а также созданием механизмов ответственности за соблюдение норм международного права. Антивоенная международная коалиция за переход к новому мирохозяйственному укладу могла бы включать
- страны ЕАЭС и ОДКБ, тесно связанные своей исторической судьбой и национальными интересами с Россией;
- страны ШОС, хорошо понимающих опасность очередной западной агрессии;
- страны БРИКС, экономический подъем которых может быть торпедирован организованной США мировой войной;
- страны Индокитая, которые не заинтересованы в ухудшении отношений с Россией;
- некоторые сохраняющие суверенитет страны Ближнего и Среднего Востока, для которых мировая война будет означать эскалацию собственных региональных конфликтов.
К такой международной коалиции вполне могли бы присоединиться и европейские страны, политические элиты которых способны будут действовать в собственных национальных интересах, и для которых очередная мировая война в Европе совершенно неприемлема.
Фото: www.globallookpress.comДействия антивоенной коалиции должны быть направлены не только на разоблачение и разрушение политического доминирования США, но и, прежде всего, — на подрыв американской военно-политической мощи, основанной на эмиссии доллара как мировой валюты. В случае продолжения агрессивных действий США по разжиганию мировой войны членам коалиции следует отказаться от использования доллара во взаимной торговле и от долларовых инструментов для размещения своих золотовалютных активов.
Конечно, антивоенная коалиция должна выработать позитивную программу устройства мировой финансово-экономической архитектуры на принципах взаимной выгоды, справедливости и уважения национального суверенитета. Страны-эмитенты мировых резервных валют должны гарантировать их устойчивость путем соблюдения определенных ограничений по величине государственного долга и дефицита платежного и торгового балансов.
Кроме того, им следует соблюдать установленные соответствующим образом требования по прозрачности используемых ими механизмов обеспечения эмиссии своих валют, предоставлению возможности их беспрепятственного обмена на все торгуемые на их территории активы. Осуществление столь масштабных реформ требует соответствующего правового и институционального обеспечения. Это может быть сделано путем придания решениям коалиции статуса международных обязательств заинтересованных в их реализации стран, а также с опорой на институты ООН и уполномоченные международные организации.
Ю.П.: Это меры по отражению американской агрессии в финансовой сфере. А на остальных театрах "боевых действий"? С.Г.: На информационно-технологическом фронте сборка антивоенной коалиции может быть организована посредством заключения международной конвенции по кибербезопасности. Киберугрозы, исходящие от США, создают серьезную проблему для безопасности России, КНР, Индии, Ирана и других стран, против которых американские власти ведут гибридную войну. Ключевым решением указанной проблемы является заключение широкого международного соглашения по кибербезопасности, содержащее пункт о введении коллективных санкций стран-подписантов против государств, отказывающихся присоединяться к соглашению.
Эти меры могли бы включать:
- определение страны киберагрессором в случае выявления фактов ведения спецслужбами этого государства систематической деятельности по взлому или выведению из строя баз данных, интернет-сайтов, серверов, дата-центров, сетей управления органов государственной власти, объектов оборонного и стратегического значения, государственных корпораций, банков, объектов транспорта связи, энергетики, других систем жизнеобеспечения;
- введение эмбарго на импорт вычислительной техники, программного обеспечения, оборудования для нужд государства и государственных корпораций, отключение социальных сетей, прекращение телерадиовещания, прекращение банковских расчетов в отношении страны, признанной в установленном порядке киберагрессором;
- коллективные действия по минимизации ущерба от введения санкций против киберагрессора. Они могли бы включать разработку и реализацию общего плана по импортозамещению, совместное создание средств программного обеспечения, общих социальных и информационных сетей, систем межбанковских расчетов.
Договор о коллективном противодействии угрозам кибербезопасности могли бы подписать сначала страны-члены ШОС. Это дало бы мощный импульс развитию их электронной промышленности, производству программных продуктов, комплексов управления сложными технологическими системами.
Создание евразийской системы кибербезопасности автоматически лишило бы США лидирующей роли в мировом информационном пространстве, производстве средств вычислительной техники и программного обеспечения. Вскоре после этого, оставшись без своего главного наступательного оружия, они бы прекратили вести мировую гибридную войну, включая агрессию против России. Если будет решена задача обеспечения международной кибербезопасности на уровне государств, нейтрализация угроз со стороны отдельных преступных сообществ, радикальных организаций и лиц станет техническим вопросом.
Ю.П.: А как Вы оцениваете уже принятые ответные меры в отношении западных санкций?С.Г.: Они дают положительный эффект на отдельных участках фронта. Введенное в ответ на первую волну санкций эмбарго на импорт продовольственных товаров из недружественных стран дало немалый положительный эффект для развития сельского хозяйства. Однако для перелома в войне этого недостаточно. США наши ответные меры затрагивают незначительно. Товарооборот с ними даже вырос.
Больше всего мы наказали европейских крестьян и украинских рабочих, занятых на производстве поставляемой в Россию продукции. Они не причастны к этой войне, являются ее жертвами и опорой нашего влияния. А чтобы остановить американскую агрессию, нужна угроза неприемлемого для властвующей элиты США ущерба. Этот ущерб должен быть нанесен в тех сферах, которые обеспечивают ей глобальное превосходство – финансовой и информационной.
Как ни странно, мы этого не делаем – продолжаем держать свои валютные резервы в долларах, попустительствуем американским спекулянтам, позволяя им манипулировать курсом рубля и наживаться на дестабилизации нашего финансового рынка, пользуемся американскими информационными технологиями. Нужно как можно быстрее принять меры, о которых я говорил, – сначала в одностороннем порядке, чтобы обеспечить нашу национальную безопасность, а затем коллективно странами ЕАЭС, ШОС и БРИКС, которым война не нужна. Они не заинтересованы в эскалации военно-политической напряженности и хотели бы избежать мировой войны, которая может подорвать подъем их экономик.
Ю.П.: Вы считаете принимаемые сейчас ответные – антисанкционные - меры недостаточными? Как Вы оцениваете инициированный председателем Госдумы Володиным законопроект о противодействии американским санкциям?С.Г.: Он до сих пор не принят Государственной Думой. Кроме того, он носит рамочный характер и делегирует принятие конкретных мер правительству по указанию президента. А на войне, как Вы понимаете, фактор времени имеет часто решающее значение.
Фото: www.globallookpress.comК примеру, правительство КНР немедленно отреагировало на решения президента США о повышении ввозных пошлин на китайскую продукцию заявлением о введении эмбарго на ввоз ряда чувствительных для властей США товаров. Это оказало на него отрезвляющее действие и остудило антикитайский пыл американского руководства. Параллельно китайские власти провели демонстрацию силы в Южно-Китайском море, упреждая появление американского флота.
(Окончание следует)