С Праздником Вознесения Господня!
Александр Васильевич:
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
Вознесение Господне
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Земля празднует и ликует, радуется и Небо вознесением днесь Творца твари... Мир весь празднует, видимый и невидимый, в радости Ангели ликуют, и человецы славословят непрестанно Вознесение» [1],– так в нынешний день Святая Церковь победно воспевает Господа Иисуса Христа, вознесшегося от земли на Небо.
Господь пострадал, воскрес, ходил по земле, являясь ученикам Своим и другим людям для уверения, что Он действительно воскрес. А в сороковой день после Своего Воскресения Он вознесся на Небо. «Ныне люди уподобились Ангелам, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Человеки соединились с бесплотными, и из сего сродства произошел великий союз. Господь сел, восшедши на Небо, примирил с Отцом Своим род человеческий. Мы же, кои были недостойными, ныне вознесены на Небо самым естеством нашим, и природа, от которой Херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на Херувимах» [2].
Господь восприял нашу плоть, и эту плоть Он вознес от земли на Небо. Он сел одесную Бога Отца и ходатайствует сейчас за нас. Апостолам же Он сказал, чтобы они не скорбели, что Он ниспошлет им Духа Святого, потому что если Он не взойдет на Небо, то не сойдет на землю Дух Святой [3]. Господь вознесся, и этим Своим Божественным Вознесением Он указывает и на вознесение наше, на вознесение нашей души от земли к горнему.
На Божественной литургии священник постоянно возглашает: «Горе имеем сердца». А хор за нас отвечает: «Имамы ко Господу». И вот это возношение души от земли к Небу и должно быть путем нашей жизни. О Вознесении говорится, что Господь извел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и там уже вознесся. И, как говорит Евангелие, они узрели это, поклонились Ему и с великой радостью возвратились в Иерусалим [4]. Наш жизненный путь указан в этих словах.
По Своем Воскресении Господь в течение сорока дней являлся ученикам, уверяя их в истинности Своего Воскресения, наставляя и научая их Божественным Тайнам. Они горячо и искренне любили Господа, но они были маловерны, они были малодушны, они не были вполне уверены в Господе, когда Он ходил и проповедовал на земле, они сомневались и тогда, когда Он воскрес. Он являлся им неоднократно: Марии Магдалине [5], ученикам по пути в Эммаус [6]. Апостол Петр видел пустой гроб и изумлялся [7]. К свидетельствам других ученики относились как к словам несбыточным, и даже когда они увидели Господа Воскресшего, то не сразу в это поверили.
Но вот пришло время, когда ученики Его, все еще смущенные, тем не менее увидели силу Божественного Учителя и уверились, что действительно Господь воскрес, что Он действительно Бог и человек, что Он действительно Сын Божий. Что же произошло? Он вознесся от земли на Небо. Почему апостолы, малодушные и маловерные, получили такую благодать? Вместе со Христом вознеслись их души. Души апостолов получили великую благодать. И сила этой благодати укрепила их и вознесла от земного, дольнего – к горнему.
Иерусалим, город, из которого вышли апостолы, может представить нам жизнь нашу суетную, ту жизнь, которая заполнена грехом, ненужными попечениями, пылью, грязью греховной. Это город со всеми его страстями и пороками. И мы исходим из этого города, отрешаясь от всего земного. И получаем то, что нужно нам «на потребу», что спасительно нам, что служит во исцеление души нашей, что Господь дает и оставляет нам.
Спаситель призывает нас выйти из Иерусалима и пойти до Вифании. Путь же от Иерусалима до Вифании – это часть Крестного пути, по которому шел Господь. Следовать за Господом нужно, как Он Сам говорил, только взяв крест. Испытания, трудности, сложности, которые, как нам кажется, появляются помимо нашей воли на жизненном пути, закаляют нас, они призывают нас служить Господу, постоянно к Нему обращаться. А на этом пути есть кресты, которые мы избираем сами. Господь указывает нам прямой путь. Но мы сходим с него, и вот отсюда – скорби, испытания. Это уже тот крест, который мы сами избираем, приобретаем сами себе и идем с этим собственным крестом.
Апостолы дошли до Елеона, до Масличной горы, с которой Господь вознесся. Каждый из нас призван к этому вознесению. Апостолы взирали на небо, и нам, последователям Господа Иисуса Христа, надо взирать на Небо, то есть всеми мыслями, чувствами, всеми своими устремлениями взирать в горняя. Где сокровище ваше, там и сердце ваше [8],– говорит нам Священное Писание. И каждый может ответить на этот вопрос: где же сокровище наше и где же сердце наше? Конечно, зачастую – это наши земные привязанности, наши страхи, пороки, наше саможаление. Вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная [9],– читаем мы в Священном Писании.
Мудрствовать горняя – что это означает? Сразу на это трудно ответить. Трудно ответить, потому что мы можем сказать, что мы не богословы, что мы не умны, а потому мы не можем сразу понять, что же заповедует нам Священное Писание.
Мудрствовать горняя – это значит жить Небесным, помышлять о Божественном, дела стараться творить так, чтобы они были все проникнуты Духом, и все свое упование, и все свое счастье иметь именно в духовном, иметь в горнем, иметь в Божественном. Это весьма трудно.
Мы живем на земле, и нас окружает все то земное, что нам потребно для наших житейских нужд. Часто мы уделяем время этому земному в ущерб духовному. По дороге в храм мы нередко думаем о житейском, о наших заботах и тревогах, о том, что осталось у нас дома. Придя сюда, мы также отвлекаемся на молитве. Где наши мысли? Часто ли в горнем? Нет, зачастую они омрачены суетой, и дела наши зачастую не бывают духовными. Это не значит, что надо отрешиться от всего житейского. Но это житейское надо насыщать мыслию о горнем, о Божественном. И вот тогда, когда здесь мы творим духовное, мы не будем мудрствовать земная. Когда же мы будем делать свои житейские дела и будем помышлять о Боге, будем молиться и просить у Него помощи, а получив, благодарить Его, то тогда мы будем помышлять о горнем.
Еще раз скажу: конечно же, это нелегко. Но мы имеем Бога – Бога, Который, возносясь на Небо, благословлял нас. Господь являет нам множество примеров. Возьмем хотя бы малый из них – зерно пшеничное, которое погребено глубоко в земле. Растет это зерно, раскрывается и своим ростком пробивает толщу земли, преодолевая тяжесть ее. Зерно это стремится к горнему.
Так неужели же Бог – Бог, Который сотворил человека как венец Своего творения, – даст ему силы меньше, чем этому зерну? Конечно же, Он дает нам силы, дает нам Свою благодать. Господь говорит: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» [10]. Так ныне воспевает Святая Церковь. Если же Он будет с нами, то разве не будет и у нас силы, разве не будет и у нас крепости устремляться в горняя, мудрствовать горняя. Конечно же, будет, если только мы сами будем понуждать себя к этому, если мы у Бога будем просить силы и благодати.
Так будем же просить Господа, чтобы в нынешний день Он души наши устремлял к Небу. И не только в нынешний, но и во все дни жизни нашей. Чтобы давал нам эту силу, чтобы мы могли преодолеть ту тяжесть, которая нас к земле клонит.
Преподобный Амвросий Оптинский в своих наставлениях говорил, что человек должен весь устремляться мыслию, житием своим в Небо. Как колесо, которое только одной точкой касается земли, так и душа человеческая должна постоянно стремиться к Своему Творцу. И мы, живя здесь, на земле, пользуясь земными благами, имея житейские попечения, будем, однако, помнить, что нашей целью, нашим главным устремлением должно быть Небо. И туда мы вознесемся, если только очистимся, если только получим силу Божию. Господь будет с нами, а мы будем с Ним тогда, когда Он пребудет в нашем сердце, когда душа наша будет преисполнена Господом, когда самое главное место будет занимать Он, наш Христос Спаситель. Тогда никакие трудности, никакие сложности, никакие тяжести креста не будут обременять нас. Мы будем иметь силу совершить это земное поприще.
С Елеона, с места благодатной молитвы Господа, из нашего сердца мы сможем тогда вознестись на Небо. И там этой радости, этой силе не будет уже меры, потому что Господь любящих Его, служащих Ему награждает всемерно. Я думаю, что каждое христианское сердце, когда оно отрывается от греха и соединяется со Христом, испытывает эту милость Божию, которая ни с чем не может сравниться. Господь утешает неизреченно.
Будем же, дорогие братья и сестры, в нынешний день просить, чтобы Господь и нас, немощных и тяжеловесных грехами, не оставил Своей благодатью, но вознес от земли в горнее, туда, где нет печали, ни воздыхания, но жизнь, потому что там вечное пребывание со Спасителем нашим. Будем же просить Господа: «Отверзи нам двери милосердия Твоего, дай нам силы мудрствовать и стремиться в горняя, оставить земная позади, оставить земное земле». Да будет милость Божия со всеми нами. Аминь.
М., «Даниловское слово», 2009.
_______________________________________________________________________________
[1] См.: Тропари 3-й и 4-й песней канона.
[2] Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений в 12-ти т. т. Т. 3. Кн. 2. – М., 1994. С. 949–851.
[3] Ср.: Ин. 16, 7.
[4] Ср.: Лк. 24, 50–53.
[5] Ср.: Ин. 20, 14–18.
[6] Ср.: Лк. 24, 13–32.
[7] Ср.: Лк. 24, 12; Ин. 20, 6–7.
[8] Лк. 12, 34; см. также: Мф. 6, 21.
[9] Кол. 3, 1–2.
[10] См.: кондак праздника, глас 6-й.
___________________________________________
https://monasterium.ru/publikatsii/propovedy/voznesenie-gospodne/
Дмитрий Н:
Праздник встречи, а не разлуки
Протоиерей Кирилл Краснощеков
Почти пролетели сорок дней с того момента, когда в таинственной темноте пасхальной ночи впервые прозвучало «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Пасхальный период заканчивается праздником Вознесения Господня, в котором Православная Церковь вспоминает о событии, завершающем Новый Завет и время земного служения Воскресшего Спасителя.
О значении этого события в деле нашего спасения и о том, почему Вознесение - это радостный праздник встречи, а не горький день разлуки, нашему корреспонденту рассказал настоятель храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ имени Н. Г. Чернышевского протоиерей Кирилл Краснощеков.
Для начала давайте прочитаем, как описывают это событие Деяния апостольские: Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. 1, 6-12).
Об этом также довольно подробно пишет апостол Лука: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53).
Как мы видим, евангелист Лука пишет о радости, никакой печали от расставания с Господом здесь нет. А вот о чем эта радость, давайте разберемся.
Священное Писание часто рассказывает нам об очень сложных вещах, имеющих отношения к Божественным тайнам. На обыденном языке эти вещи неизъяснимы. Для того чтобы передать их, используются определенные символы.
К таким традиционным символам Священного Писания относится слово «облако». Когда евангелист пишет о том, что Господь возносится на облаке, он имеет в виду не обыкновенное природное явление, которые мы наблюдаем на небе, а библейский символ Богоявления, который встречается и в Ветхом, и в Новом Завете.
Облако символизирует то, что Божественная сущность - это нечто скрытое, недоступное для человека. Слово «небо» - это тоже не астрономическое небо, а термин, который обозначает сферу Божественного бытия. Таким образом, Спаситель возносится в область, скрытую от человека, и становится недоступным для его чувственного восприятия.
И самое главное: Он возносится на Небо не только со Своей Божественной, но и с человеческой природой. Так заканчивается земное служение Христа: Он стал человеком, спас человеческий род Своей крестной смертью и воскресением и Своим вознесением возвел человечество в сферы Божественного бытия - туда, откуда человек когда-то ниспал, - на Небо. Бог стал человеком не на время Своего пребывания на земле, а навсегда!
Об этом с замечательной выразительностью говорят нам богослужебные тексты праздника Вознесения, в которых Церковь выражает суть происходящего события - например, стихиры, которые мы можем услышать на всенощном бдении.
Недр Отеческих не разлучься, сладчайший Иисусе,/и с земными яко Человек пожив,/днесь от горы Елеонския вознеслся еси во славе,/и падшее естество наше милостивно вознес. Отцу спосадил еси.
Что заключено для нас в этих словах? То, что вместе со Своей человеческой природой Господь Иисус Христос - Новый Адам - возносит в область Божественного наше падшее естество. И мы, члены Церкви, причащаясь Его Тела и Крови, становимся членами этого Тела. Его человечество становится нашим человечеством. Господь возносит нас туда, где Сам Он сидит «одесную Отца». И каждый христианин в перспективе может вместе с Ним быть одесную Отца. Для человека открывается Небо, перспектива обОжения. Вот в чем заключается наше высочайшее призвание и самая суть христианства. И это действительно огромная радость и такое великое чудо, которому удивляются даже Небесные Силы бесплотные: Темже небеснии безплотных чинове,/чудеси удивляющеся, ужасахуся ужасом,/и трепетом содержими, Твое человеколюбие величаху./С нимиже и мы земнии,/еже к нам Твое снисхождение,/и еже от нас вознесение славословяще,/молимся глаголюще:/ученики, и рождшую Тя Богородицу,/радости безчисленныя исполнивый во Твое вознесение,/и нас сподоби избранных Твоих радости, молитвами их,//великия ради Твоея милости.
В этой стихире еще раз подчеркивается: речь идет не о печальном, а о радостном празднике, в котором мы вместе с апостолами со Христом не расстаемся, а наоборот: Он нас, можно сказать, берет за руку и возводит вслед за Собой от земли на Небо.
В стихирах на литии праздника Вознесения приводится очень любопытный диалог, который ведут Ангелы между собою, видя восходящего на Небо Господа. Они спрашивают друг друга: «Кто есть Сей, глаголаху, красный Муж?». То есть они удивляются: Кто это такой? Кто этот удивительный Человек, восходящий на Небо? И ответ дается такой: «Но не человек точию, Бог же и Человек,/совокупленно и являемо», то есть не только человек, но Человек и Бог одновременно.
Перед нами предстает яркая картина всеобщего радостного смятения. Вот Ангелы «во одеждах летающе окрест учеников,/друзии же стояще вопияху:/мужие галилейстии, Иже от вас отыде,/Сей есть Иисус Человек Бог. /Бог Человек паки приидет,/Судия живых и мертвых,/верным же даруяй//грехов прощение и велию милость». Ангелы летают вокруг учеников Иисуса, говорят им: мужи Галилейские, Тот, кто восходит от вас - это Иисус Христос, Бог и Человек, Который придет во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, верным даруя прощение грехов и великую милость.
Мы часто говорим о человеке светлом, добром, хорошем, что он, как Ангел, желая его похвалить. Так мы рассуждаем, исходя из установок обыденного сознания. Но на самом-то деле Господь, соединив нашу природу со Своей Человечностью, поднял человека намного выше Ангелов! В этом-то и заключается основное богословское содержание праздника: Человек во Христе восседает одесную Бога и открывает дорогу к престолу Творца каждому из нас.
Протоиерей Кирилл Краснощеков
Подготовила Екатерина Иванова
Газета «Православная вера» № 10 (630)
Православие и современность
Дмитрий Н:
Гора, сохранившая след Господа
Вид с Елеонской горы. Фото: twiga_swala
Место земной жизни и служения Господа Иисуса Христа – Святая земля или Палестина – имеет много важных для христианина святынь. Одной из них является Елеонская (Масленичная) гора, с которой Спаситель вознесся в Царство Отца Своего Небесного.
Елеон – одна из самых высоких гор, окружающих Иерусалим. Она расположена на востоке от города и отделена от него Иосафатовой долиной. Высота ее – 1200 метров над уровнем моря. Гора служит также своего рода преградой отделяющей Иерусалим от засушливой Иудейской пустыни.
У горы три вершины: южная – гора Соблазна, северная – Малая Галилея и средняя (самая высокая) – гора Вознесения. Именно со средней вершины и вознесся на небеса Иисус Христос. Если подняться несколько выше места вознесения Спасителя, то взору предстанет впечатляющий вид. Так, на запад открывается весь Иерусалим со множеством холмов и бесчисленными городскими постройками. На юго-западе видны долина Рафаим, монастырь святого пророка Илии, Вифлеемские холмы, гора Сион и прочие исторические места. На востоке – Иерихонская равнина, река Иордан и Моавитские горы.
Монастырь св. Марии Магдалины на Елеонской горе
Центральным местом вершины Вознесения является точка, откуда Христос взошел на небо. Сегодня это большой двор с восьмиугольным зданием часовни Вознесения, направо от входа в которую виден след на скале от левой стопы Господа. Огражденная территория двора с часовней принадлежит мусульманам, однако они разрешают проводить христианские богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения.
На восток от часовни Вознесения располагается Русское место – это участок земли, который еще в XIX веке был приобретен Русской духовной миссией. На нем был возведен двухэтажный дом и храм Вознесения, а также высокая колокольня (60 метров) известная как русская свеча. Она является самым высоким сооружением в Иерусалиме.
Внутри часовни на Елеонской горе. Камень, на котором отпечаталась стопа Господа
В 1906 году здесь был основан женский Вознесенский монастырь. Помимо этого позади храма Вознесения построена часовня во имя святого пророка Иоанна Предтечи – на том месте, где произошло первое и второе обретение его честной главы.
Северная вершина Елеонской горы – Малая Галилея – также связана со многими событиями из Священной истории. Так, например, некогда здесь располагалась гостиница, в которой останавливались путники, шедшие из Галилеи в Иерусалим. В этой гостинице часто собирались и апостолы Христа, так как многие из них были родом из Галилеи.
Недалеко от вершины Вознесения находится место, где, по Преданию Церкви, ангел Божий возвестил Богородице, что через три дня Она будет восхищена из этого мира в мир горний, небесный.
На горе Елеон есть и место, где Спаситель дал Своим ученикам молитву Господню – «Отче наш». Сегодня здесь располагается большой женский католический монастырь. Интересно, что на внутренних мраморных стенах монастырской галереи молитва «Отче наш» вырезана на 42-х языках мира.
Рядом с монастырем находится место, которое католики называют «Credo» («Верую»). По Преданию Церкви, апостолы, собравшись вместе после Вознесении Спасителя, составили здесь апостольский Символ веры.
В 200 метрах на юг от «Отче наш» и «Верую» расположены гробницы пророков. Это большая пещера, высеченная в скале, которая вмещает 36 гробниц. Считается, что это гробницы ветхозаветных пророков, в свое время погибших от рук единоверцев, которые часто избивали Божиих вестников, так как последние обличали народ избранный в отпадении от Бога и уклонении в идолопоклонство.
Фома.Ru
http://www.pravoslavie.ru/smi/79472.htm
Александр Васильевич:
Святитель Николай (Велимирович)
Вознесение Господне
Вознесение Господне. Середина XV в.
В Евангелии от Луки говорится о том, как воскресший Иисус встретился со своими учениками и сказал им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24: 46-49). «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1: 4–9).
Евангелист Матфей продолжает: «…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:16–20). И снова пишет Лука: «… вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24: 50–53).
Так вознесся на небо Тот, Который вмещал небо в Себе. Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет, но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется. И действительно, никто не сможет вознестись на небеса, кроме тех, в ком есть небо; и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад. Родственное тянется к родственному и соединяется с родственным; а не родственное отвергает. Материя покоряется духу настолько, насколько душа человеческая исполнена Божиим Духом. И законы природы послушны закону нравственному, который управляет миром. А так как Господь Иисус Христос есть полнота Духа Святого и совершенство нравственного закона, то Ему подчинена вся материя, весь физический мир со всеми законами природы.
Любой человек, как дух, может в своей жизни одержать победу над неким законом природы с помощью другого закона природы, то есть преодолеть его духом своим. Христос же, как Богочеловек, мог покорить законы природы законом Духа, являющимся верховным законом тварного мира. Однако это понятие, как и всякое духовное понятие, только отчасти можно объяснить обычными земными представлениями и рассуждениями, да и то лишь на примерах и сравнениях.
Духовные вещи только тогда становятся ясными и несомненными, когда их видит и ощущает дух. Чтобы видеть и чувствовать явления духовного мира, необходимы длительные и изнурительные духовные упражнения, после которых и по Божией благодати у человека может открыться духовное зрение, позволяющее видеть то, что простому смертному кажется невероятным и невозможным. Однако человек должен прежде всего верить тем, которые видели невероятное, и изо дня в день крепить эту веру и стремиться увидеть то, что обычному взору недоступно.
Недаром же говорил Господь: «…блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Господь Бог радуется их вере, как отец на земле радуется, что дети верят каждому его слову. При Вознесении Христа присутствовали все Апостолы, собравшиеся на горе. Это была их последняя совместная встреча. Однако это было не последнее явление Христа. Позднее он являлся в видении апостолу Павлу на пути в Дамаск, апостолу Иоанну на острове Патмос, да и другим, как апостолам, так и мученикам, святителям и исповедникам на протяжении всей истории христианской Церкви.
Но придет день, и день тот не за горами, когда увидят Его все праведники, крепко верившие в Него на протяжении своей жизни. И соберутся около Него на небесах все те, кто на земле крещен был во имя Его не только водой, но и Духом, и Огнем. И войдут они в радость Его, Которую Отец Небесный приготовил всем избранникам Своим, и воспримут радость невиданную, неслыханную, небывалую.
https://pravoslavie.ru/35201.html
Александр Васильевич:
ЗАЧЕМ ЖЕ ТЫ ВОЗНЕССЯ?
Вознесение Господне. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Убиси, Грузия. XIV век. Иконописец Герасиме. Фрагмент
Зачем же Ты вознесся от нас? Если бы Ты не вознесся, то мы могли бы подойти к Тебе и поведать все наши беды. Мы обратились бы к Тебе, вот как Твои ученики, которые три с половиной года ходили рядом с Тобой и ни в чем не имели нужды. Или как слепец, сидевший при дороге, услышав о Тебе, возопил: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» – и Ты даровал ему зрение (Мк. 10, 46–52). Или хотя бы как женщина-хананеянка, веру которой Ты испытывал, сказав: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Смиренно согласилась она: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15, 21–28). И Ты дал ей не крохи, а даровал ее материнскому сердцу настоящее счастье – спас от беса ее несчастную дочь.
Но вот, Ты вознесся, и мы не видим Тебя…
Порой нам кажется, что наши просьбы растворяются в воздухе, так и не достигнув Твоего престола
Порой нам кажется, что наши просьбы, обращенные к Небу, растворяются в воздухе, так и не достигнув подножий Твоего престола. С тех пор, как облако взяло Тебя пред взором апостолов, Твое бытие покрыто тайной для нас… Ты «поднялся в глазах их, и облако взяло» Тебя «из вида их» (Деян. 1, 9).
Облако – образ славы Твоей и образ тайны. Небо всегда хранит в себе тайну, особенно для тех, кто нестерпимо далек, отчужден от Неба. С детства мы восхищенно взираем на чистое небо и на чистые облака. Чистое небо отражается в чистом сердце ребенка. А сердце взрослого смотрит на небо с тоской об утрате. Ибо рожденный летать вынужден ползать, призванный к ангельским воспарениям – пресмыкается по земле, словно аспид.
Облако, на котором взошел Ты, заставляет нас о многом задуматься. Как Ты открыл через пророка Исаию, Ты взираешь из жилища Твоего, «как светлая теплота после дождя, как облако росы во время жатвенного зноя» (Ис. 18, 4). Тихим дождем орошает облако иссохшую землю. Но облако же дает тень томящимся зноем. Облако – символ милости Неба, точнее, Того, Кто назвал Небо престолом Своим (ср. Ис. 66, 1; Деян. 7, 49).
Облако вместе с радугой – печать Твоего завета: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9, 13). Облако, осененное радугой, – знак Твоего милосердия к падшему человечеству. Ибо не гибели ищешь Ты Своему созданию, а спасения.
Облако – символ милости Того, Кто назвал Небо престолом Своим
Облачный столп предшествует Израилю, ведомому Тобой, Всемогущим, к обетованной земле. Облако свидетельствует: Ты присутствуешь рядом, Ты ведешь Свой народ, хотя Сам Ты невидим. Грозен закон Твой ветхозаветному человечеству, строг для тех, кто жесток в своей повседневной жизни. На вершине неприступной горы Ты явил Себя Моисею и дал заповеди, а народ, привыкший к непослушанию, видит и слышит «громы и молнии, и густое облако над горою» (Исх. 19, 16).
Облако – тайна. Но эта тайна останавливает нас на пороге священного: есть то, что запредельно для смертного. Да не дерзаем вступать нечистыми за порог этой тайны. И только Своему кроткому слуге Ты приоткрываешь покров этой тайны:
«Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 9 – 11).
Словно частица Неба, дарованная людям для их утешения на земле, облако являло себя над Ковчегом Завета посреди двух фигур херувимов: «Над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16, 2). Подобным же образом слава Божия осенила Соломонов храм:
«Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8, 10–11).
Окруженные сверхъестественным со всех сторон, люди, эти странные существа, не ценили то, что давалось даром. Пророк Иезекииль открывает нелицеприятную, жестокую истину: слава Божия покинула Соломонов храм.
«Видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего?» (Иез. 8, 6).
«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома» (Иез. 9, 3).
А далее удивительное откровение:
«И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез. 11, 23).
На восток от Иерусалима расположена Елеонская гора.
Та самая гора, на одном из склонов которой – Вифания, где воскресил Ты Лазаря. С Елеонской горы Ты торжественно вступил в Иерусалим. Дорогу устилали пальмовыми ветвями и одеждами, приветствовали Тебя как царя и победителя, так и не поняв ни Царства Твоего, ни Твоей духовной победы. У подножия Елеонской горы, в Гефсиманском саду, Ты перенес тяжелые душевные страдания. И вот с этой горы Ты возносишься на Небеса. Так Ты показал нам, что между величайшими страданиями и высшею славой находится тесная связь.
Ты показал нам, что между величайшими страданиями и высшею славой находится тесная связь
Пророк Иезекииль предсказывал, что слава Божия вновь вернется – «путем ворот, обращенных лицом к востоку» (Иез. 43, 4). Но собственно в Ветхом Завете мы не видим этого. Облако, как образ славы Божией, явлено в Новом Завете. Сокровенная тайна Твоя приоткрыта в Твоем Преображении. Когда «просияло лицо Твое, как солнце, одежды же Твои сделались белыми как свет» (Мф. 17, 2), а Петр, восхищенно взирая с двумя апостолами, воскликнул, что хорошо им здесь быть, «се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5). Так тайна Богоявления и его видимый символ – облако – запечатлели Новый Завет. Если бы иудеи ведали эту тайну, то «не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 8 ).
Но вот, Ты возносишься. Твои искренние ученики, одиннадцать апостолов, не видели, как Ты воскрес, то есть самый первый момент Воскресения утаился от них. Зато они видят, как Ты возносишься, дабы тайна приобщения человека Небу и Небесам небес была удостоверена самым очевидным образом.
Отличие Нового Завета – Твоя слава является в непосредственной близости Твоим ученикам. На Синае – густое облако, громы и молнии, строгость. На горе Преображения – светлое облако, милость и радость, хотя и священный страх. На Елеоне – восходящее облако, отрада, свобода и бесконечная перспектива вечной жизни с Богом на Небесах.
В Ветхом Завете облачный столп вел от земного рабства к земной свободе, но оставлял людей всё-таки на земле. Облако осеняло Соломонов храм, но благословляло земную праведность и земные победы. В Новом Завете благодатное облако ведет от земли к Небу: через преображение – к вознесению. И далее – на высоты Небес. Вот почему Спаситель возносится именно на облаке.
Если бы Ты не вознесся, а продолжал ходить посреди нас, развратных и грешных, то с чем мы пришли бы к Тебе? Своими костлявыми, цепкими, привыкшими грести только себе руками мы облепили бы Тебя со всех сторон и завалили мелочными, жалкими просьбами. «Течет кран», «соседи плохие», «на дорогах асфальт не такой», «врачи плохо лечат» и прочее, прочее. «Подай, исправь, уничтожь». Мы выплеснули бы всё это в своих странных, чудовищных просьбах. Мы и сейчас потребовали бы от Тебя стать земным царем, политическим лидером, спасителем от социально-экономических бед. А потом, недовольные и неблагодарные, – ибо себялюбие не бывает довольным, – так же готовы были бы распять и отвергнуть. «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 26). Кто ищет хлеба и зрелищ, тот разве вспомнит про Небо? Поэтому Ты вознесся, дабы мы знали, что нам искать. Ты вознесся на Небо, ибо туда и зовешь за Собою людей.
Кто ищет хлеба и зрелищ, тот разве вспомнит про Небо? Поэтому Ты вознесся, дабы мы знали, что нам искать
«Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2–3).
Ты возносишься на облаке, ибо Ты – Царь неба. Но всякая власть дана Тебе и на земле. Один фронтовик, Михаил, вспоминал, как во время жестокого сражения, когда кругом гремели взрывы и, казалось, спасения никакого нет, он взглянул наверх и вдруг увидел над собою Твой образ. Ты держал над ним руки, как бы покрывая его. У Михаила пропал бывший ранее животный страх, самым сердцем он чувствовал, что Ты рядом с ним. Войну он прошел уже без того жуткого страха, понимая, что Ты не оставишь его. А после войны он, добродушный и жизнерадостный, пронес через всю свою жизнь тот удивительный случай, поменявший в его душе всё.
Нам казалось, что в Твоем Вознесении Ты стал бесконечно далек. На самом же деле, взойдя превыше небес, Ты стал к нам ближе самых родных и близких. Скрылся в Небесах, а на земле явил Небо небес – в Церкви, ибо единение с Тобой совершается здесь, и Царство Твое – внутри чисто живущих, то самое Царство, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Так исполнились пророческие видения Иезекииля: «Слава Господа наполнила весь храм» (Иез. 43, 5); «и Я буду жить среди них вовеки» (Иез. 43, 9).
Самый малый росток, пробившись сквозь толщу земли, тянется к небу. Пламя свечи, этот образ нашей молитвы, неуклонно стремится ввысь. И человек, по-гречески «ἄνθρωπος», буквально значит «вверх обращающий взор». Человек – единственное существо на земле, которое не имеет покоя в земном, устремляет восхищенный взор к небесам, ибо человек создан не для земли, а для Неба.
Ты восходишь на Небеса, чтобы мы искали небесного. Вознесся на облаке, и никакие тучи нам уже не страшны. А на безвестных нам по времени горизонтах самых таинственных обетований сияют слова апостола:
«Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (Фес. 4, 14–18).
Священник Валерий Духанин
https://pravoslavie.ru/131415.html
Навигация