«Держит меня в Своей руке Господь»Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко)Псково-Печерский монастырьОпыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт.
Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото и наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева).Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта / 1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон.
Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников.
Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.
Схиархимандрит Агапий (Агапов; 1881–1979) – духовник монастырской братии, мудрый и опытный. Именно отца Агапия старец Симеон «назначил» отчитывать бесноватых после своей смерти и передал ему все свои книги, необходимые для отчитки. На исповеди отец Агапий требовал прежде всего осознать два главных греха – отсутствие благодарности Богу за все, что Он дает нам, и отсутствие подлинного страха Божия.
Схиигумен Савва (Остапенко; 1898–1980) – неутомимый проповедник слова Божия и духовный писатель, духовник и смиренный ходатай перед Богом о людских немощах и нуждах. В своих книгах, беседах и наставлениях старец подводил к главному – осознанию того, что человек есть раб Божий и ему надо с покаянием предаться Богу и Его воле.
Схиархимандрит Александр (Васильев; 1927–1998) 22 года нес послушание благочинного обители, а с 1993 года был братским духовником. Главным в жизни для отца Александра было всегда церковное богослужение, и каждый день, когда он служил Литургию, он почитал днем счастливым.
Епископ Феодор (Текучев; 1908–1985) был ближайшим помощником митрополита Вениамина (Федченкова), затем возглавлял Аргентинскую и Сан-Францисскую и Калифорнийскую кафедры, а по возвращении в Россию более четверти века являлся насельником Псково-Печерской обители, пребывая в ней «на покое». В его проповедях и наставлениях звучит уверенность в конечной победе Истины Христовой над грехом и в возможности для каждого из нас стать соучастником этой победы.
Иеросхимонах Михаил (Питкевич): «Многие люди, сраженные несчастьем, или впадают в уныние, считая, что все погибло, или же становятся бунтарями, полагая, что они страдают несправедливо. Истина, конечно же, в том, что Бог ведет нас всех своим собственным путем, который всегда является наилучшим для каждого».
«Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает все! Смиряться надо и за все благодарить. Терпеливое несение скорбей, чистая молитва и частое причащение помогает обрести внутренний мир».
«Две силы в нас действуют: добрая воля и сопротивление плоти. Хочу молиться, а плоть возражает: не могу, не хочу. Молитву нельзя оставлять, но и плоть не изнурять – все в меру. А без меры – и хорошее не будет на пользу».
Схиархимандрит Агапий (Агапов): «Ты живи проще – как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Господь все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием».
«Ты меньше говори и положись на волю Божию, ведь так легче жить. Мы все равно сами ничего не можем сделать, помочь себе. И не обижайтесь ни на кого, а надейтесь на Господа. Он Cам управит: упования же надеющихся на Него – не посрамит».
«Не осуждай никого, смотри на свои грехи, сознавай, что грешнее всех. Тогда и Господь поспешит к тебе. Надо себя менять. Но не скорби до уныния».
«Ты хочешь все добродетели сразу взять. А ты возьми одно что-нибудь маленькое и этим спасешься – будешь у Бога».
Схиигумен Савва (Остапенко): «Предать себя водительству Божию, взойти под Его теплый, любовный кров – в этом главное условие счастливой жизни».
Епископ Феодор (Текучев): «Вера в Промысл Божий о нас, вера в попечение Божие о нас должна наполнять наше сердце. Когда таким упованием загорается человек, когда он верит в такого своего Небесного Отца Промыслителя, тогда Господь делается для него камнем упования, якорем надежды и спасения – во всем, а не только в вопросах пищи, пития и одежды; тогда становится Он опорой во всех скорбях, источником уверенности в том, что Он поможет перенести их, подав для этого силы и крепость».
«Как Он снизошел к нам, так и мы окажем снисхождение друг ко другу; как Он прощал нас, так и мы простим друг другу все вины и прегрешения наши; как Он смирялся по любви ко всем нам, так и мы смиримся друг перед другом; наконец, как Он явил нам воочию Свою Любовь – даже до смерти, так и мы не лишим наших ближних своей, пусть и такой слабой, любви».
«Мы – Божии. Как это утешительно для верующего человека сознавать, что мы Божии, что есть Бог, наш Промыслитель, что мы не одиноки, что где бы мы ни были, есть Бог, Который нас видит, заботится, печется и промышляет о нас».
«Люди бывают счастливы и покойны только тогда лишь, когда пребывают в Боге и с Богом».
Преподобный Симеон Псково-Печерский: «Бог есть Причина моего существования, а не я – причина бытия Бога; не создавать надо Бога, а познать, что ты и все – от Него, Им создано, Им держится и живет».
«Когда мы покроем согрешение брата своего, тогда и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата, и Бог объявит согрешения наши. Язык осуждающего злее ада: даже ад возьмет только злых, а язык пожирает и злых и добрых. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку. Осуждая других и черня их честь, мы сами себя бесчестим».
«Дивный дар Господень – человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную! Радость, радость, великая радость! Верь в Промышление Божие – сам не сочиняй ничего, живи – как Бог дал и кем ты есть; как можно очищайся от страстей, молись, заповеди соблюдай, кайся».
«Могут быть прощены грехи твои многие, если за тебя будет много молящихся, – делай добро, пока не поздно, люби всех. Не критикуй других, старайся ужиться с ними, иди им навстречу, потерпи их, будь ласков и приветлив, живи для всех, ближнего делай счастливым, смиряйся, промолчи, будь участлив – ради Бога, почтителен».
«Хлеб будешь есть смелее – если потрудился. Труд – заповедь Божия, ты обязан трудиться – усердно, по совести. Плотская жизнь – плыть по течению и любоваться по сторонам; духовная же жизнь – против течения: труд беспрерывный, иначе отнесет куда».
«Верующий в простоте, что Бог есть, всегда есть и всюду, что Бог человеколюбив, что Бог печется о нем – таковой не смущается ничем, греха бежит, смел и тверд всюду».
«Проси в молитве у Бога любви. Моли Бога о благодати Святого Духа. Молись – указал бы Бог, что сказать, делать, как поступать. Молись о здоровье, научении. Следует просить у Бога: доброго здравия души и тела, мирной жизни, христианской кончины».
Архимандрит Серафим (Розенберг): «Всегда и во всем искренне сознавай себя виновным. Необходимо самоукорение. Вопи, взывай, кайся, плачь, борись, трудись, ревнуй, понуждайся – до самой смерти».
«Должен твердо надеяться на Промысл Божий – тогда и не убоишься, и не смутишься при искушениях. Дай Бог нам терпение и благодарение, и преданность Промыслу Божию...».
Схиархимандрит Александр (Васильев): «Есть же и такие люди, которые и хотели бы духовно порадоваться, но не могут – это верующие, томящиеся в темницах, в болезнях, в нужде, в скорбях. Только не отчаивайтесь! Молитесь Господу такими словами: «Господи! Я и хотел бы радоваться, но не могу, а потому Сам мне дай эту радость и утешь меня, как знаешь». И Господь утешает, Он слышит ваши скорбные воздыхания, обязательно подаст Свое Божественное утешение».
«Человеку кажется, что он оставлен Богом, Бог его забыл, он чувствует себя одиноким, всеми оставленным. Это неверно. Наше душевное состояние не зависит от внешней среды, оно зависит от нас самих, от нашего греховного состояния. Если мы приложим свои усилия для борьбы с грехом, будем воспитывать и настраивать себя к добру, то увидим много хорошего в других, а в себе много плохого, достойного наказания. Нам нет иного пути ко спасению, как только через терпение своих немощей и немощей ближних наших».
«Божия Матерь хочет помочь всем, кто с живою верою обращается к Ея ходатайству. И если хотите вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия, обращайтесь с молитвой к Матери Божией и получите Ее помощь. Она всех спасет верою поклоняю-щихся Ея пречистому образу».
7 января 2019 г.http://www.pravoslavie.ru/118322.html